Духовные ценности

На первый взгляд тема рецензируемой работы, посвященной характеристике подвига земного служения Господа Иисуса Христа с точки зрения теории управления, представляется надуманной и даже граничащей с профанацией. Но это только на мерный взгляд, поскольку в постановке такой проблемы в действительности нет ничего противоречащего догматическому учению Церкви, которая почитает Христа как «Царя царствующих и Господа господствующих», В Церкви Христовой, Главою которой является Господь Иисус Христос, существует и власть и управление, и высшим прообразом церковной власти служит Христос как Мессианский Царь, правда, Царь «не от мира сего», но послуживший спасению человечества здесь, на земле, две тысячи лет назад Своей жизнью и Своей смертью на кресте.

 

Кроме того, православные императоры Нового Рима — Константинополя в соответствии с религиозным и государственно-правовым сознанием византийской эпохи несли на себе отблеск Божественного света Царя Небесного Христа. ГС своей правительственной деятельности они призваны были подражать самому Христу. Этими идеями пронизано и правосознание средневековой Руси. До известной степени оно сохранилось в России и в послепетровскую эпоху. Таким образом у автора был материал для исследования той самой темы, которую он выбрал.

 

Главное достоинство рецензируемого труда заключается в том, что его автор, прилагая к земному служению Христа, к его взаимоотношениям с народом, которому он проповедовал Благую Весть о Царстве Небесном , с учениками-апостолами, с противодействовавшими ему иудейскими первосвященниками и священниками, фарисеями и законниками критерии теории управления, обнаруживает главную причину успеха Его дела, которое здесь, на земле, выдержало испытание двухтысячелетней историей, в жертвенном характере этого служения, двигателем которого была любовь Христа к человеку, что вполне соответствует учению Церкви, независимо от того, разделяет или не разделяет автор это учение. Поскольку работа написала прагматически, строго по заданной теме, она сама по себе не даст оснований делать вполне определенные выводы относительно мировоззрения автора.

 

Во всяком случае рецензируемый труд имеет несомненную апологетическую ценность и способен не только заинтересовать непредвзятого читателя, но и приблизить его к постижению той истины, которую исповедует Христианская Церковь.

 

За всем, что происходило две тысячи лет назад в Палестине и что связано было с земной жизнью Христа, автор видит некую до конца не постижимую тайну, единственной разгадкой которой для православного христианина является Богосыновство Сына Человеческого. Но автор, естественно, уже в силу ограничений, налагаемых специфической темой своего исследования, не углубляется в христологический вопрос.

 

Заслуживает положительной оценки то обстоятельство, что материалом для изысканий автора послужил единственный достоверный источник канонический текст Нового Завета. Он вполне благоразумно не прибегает ни к таким сомнительным и недостоверным древним источникам как апокрифические евангелия, ни к беллетризированным измышлениям псевдоисториков нового времени вроде Ренана.

 

Работа Б. Г. Литвака не может быть опубликована в официальном церковном издании, поскольку в таком случае она должна была бы строго соответствовать догматическим критериям, но ее публикация в специальном научном журнале либо в одном из популярных изданий для широкого читателя может заслуживать поддержки с церковной стороны ввиду прежде всего ее несомненных апологетических достоинств.

 

Профессор Московской Духовной Академии, протоиерей Владислав Цыпин