Управленческие портреты


Древние китайцы называли свою империю «срединной», полагая, что она расположена «в середине» мира. Однако волею судеб «срединной» на протяжении последнего тысячелетия суждено было стать России. Именно ей, географически расположенной между странами с западной и восточной культурой, предстояло соседствовать,  налаживать торговые связи, воевать и со странами Запада, и со странами Востока.
Она сыграла роль своеобразного «буфера», защищая Запад от вторжения орд восточных кочевников, в разные времена именовавшихся по-разному, а Восток от военной силы, надвигавшейся с Запада.
В последнее тысячелетие, в период, когда человечество вступило в пору зрелости, России довелось сыграть роль мощного станового хребта человеческой цивилизации. Ей предстояло ответить на вызов Востока: выстоять против печенегов и половцев, принять на себя основной удар татаро-монгольского нашествия. Но в то же время и польская шляхта, и  армия Наполеона, и армия гитлеровской Германии, рвавшиеся на Восток, захлебнулись на ее ратных полях.
У России особая судьба не только потому, что она географически оказалась «в середине» человеческой цивилизации, но и потому, что в ней во все времена ничто не принималось «на веру». Все проверялось на прочность кровью, многочисленными жертвами, страданием. Был и великий грех, и искупление греха.
В поисках социальной справедливости, новейших научных достижениях,    прорыве человечества в космос Россия всегда оказывалась в первых рядах, расплачиваясь за свои поиски, находки и ошибки полной мерой. И сегодня вряд ли найдется здравомыслящий государственный деятель, способный сбросить ее со счетов при самых далеко идущих политических расчетах.
Да, еще и сегодня можно встретить географические карты, на которых российские земли относятся к юрисдикции тех или иных стран Востока или Запада. Но, как говорится, на протяжении последнего тысячелетия, т.е., практически, с момента создания Руси, мы это уже проходили и неоднократно.
Сегодня Россия – многонациональное государство, протянувшееся от Балтийского моря до Тихого океана, с самобытной историей и культурой. И самое главное достояние страны – единство ее народа, умение собраться в трудную минуту перед лицом опасности, поставив на первое место общие интересы.
Как известно, чтобы сделать страну сильной и процветающей, одного желания недостаточно, каким бы сильным оно ни было.  Необходимы ресурсы, владение современными технологиями, эффективная система управления, позволяющая должным образом распорядиться имеющимся  потенциалом. Наконец, необходима ситуация, благоприятствующая рывку вперед.
Большое значение во все времена принадлежит не только мужеству и готовности к самопожертвованию, без которых достижение великих целей неосуществимо, но и тому, что мы называем управленческой мыслью.
Трудно не согласиться с известным высказыванием Наполеона: «армия баранов, предводительствуемая львом, сильнее армии львов, предводительствуемой бараном». От того, кто стоит во главе государства, насколько он владеет тонкостями управления, обладает необходимым для государственного деятеля чувством ответственности перед своим народом, стремлением сделать все возможное для укрепления могущества и процветания своей страны, зависит многое.
Великие управленцы составляли силу России во времена ее взлетов, отсутствие их становилось ее бедой. Поколения приходят и уходят, возникают и гибнут империи и цивилизации, так уж устроена жизнь, а Русь уже второе тысячелетие стоит, оказывая значительное влияние на пути развития человечества.
Однако перенесемся во времена, когда Святослав, Владимир, Ярослав Мудрый, Всеволод – великие князья Киевской Руси закладывали основы будущего могущества и жизнестойкости страны, а Владимир Мономах становился одним из наиболее влиятельных и значительных ее государственных деятелей.
Жизнь в начале второго тысячелетия отличалась от нынешней. Но многие проблемы, которые стоят перед Россией сегодня, стояли во всей своей остроте и тогда, и требовали безотлагательных, а главное верных, управленческих решений.
Когда в апреле 1093 года от рождества Христова умер, стоявший во главе Киевской Руси великий князь Всеволод Ярославович, отец Владимира Мономаха, тот был уже сложившимся государственным деятелем, пользовался большим авторитетом на Руси.
Когда происходили сколько-нибудь значительные события, касавшиеся вопросов войны и мира, обороны границ, княжеских междоусобиц,  определения политики по отношению к обладавшей значительным влиянием Византии, Всеволод посылал за старшим сыном. И в долгих беседах рождались важные управленческие решения.
В 1089 году тридцатишестилетний Владимир Мономах впервые возглавил войско всей Русской земли. После громких побед над половцами и  беспокойными западными соседями его первенство в ратном деле, а оно в те далекие времена была главным делом правителя, признали все русские князья.
Но после смерти отца Владимир Мономах, имевший реальную возможность занять киевский престол, не сделал этого. Будучи уже достаточно опытным государственным деятелем, он понимал, что его власть, скорее всего, окажется непрочной, приведет к смутам и кровопролитию.
Ярослав Мудрый, дед Владимира, сумевший укрепить единство и могущество Руси, оставил после себя многочисленное семейство. Всеволод был третьим из живых его сыновей и поэтому далеко не сразу занял киевский престол. Сначала Ярослав выделил ему для княжения Переяславль на границе с Диким полем, с которого начинались набеги кочевых племен половцев.
Только после смерти старших братьев Изяслава и Святослава Ярославичей киевский престол перешел к Всеволоду. Сложные правила наследования нередко приводили к кровавым междоусобицам между князьями гнезда Ярослава, предъявлявшими свои права на  великокняжеский престол в Киеве. Кровавые войны разгорались также за право княжить в стольных городах Новгороде, Чернигове, Ростове, Суздале, Муроме, Тмутаракани и других. Княжеские междоусобицы  не только приводили к гибели ратников, непосредственно участвовавших в кровавых столкновениях. Русь оказывалась не защищенной от внешнего врага. К тому же обиженные князья, чтобы отстоять свои права, обращались за помощью к тем же половцам, полякам, венграм, приводя их войска на русскую землю и подвергая ее тем самым разорению. Их собственные интересы ставились выше государственных, что делало Русь легкой добычей для врага. Больше всех страдали при этом смерды, которые и пахали землю и поставляли воинов.
Всеволод Ярославич, отец Владимира, был мудрым правителем и мужественным воином. Не однажды ему приходилось вести в бой своих дружинников. Но он был из тех правителей, которые понимали, что помимо мужества в ратном деле, необходимо умение управлять государством, правильно оценивать сложившееся положение и принимать верные решения. Когда выпадала возможность, Всеволод долгие часы проводил за книгами, читал Священное писание, греческие хроники, знал пять языков, в том числе греческий и половецкий. Да и сына он воспитывал кротостью и лаской, ни разу не прикрикнул, не сказал грубого слова. И мать Владимира, княгиня Анастасия, дочь византийского императора Константина Мономаха, была для своего времени просвещенной женщиной. На ее половине также читались  церковные книги и греческие хроники. Мужество в бою, вдумчивость и ответственность при принятии управленческих решений, любовь к книгам родителей перешла к Владимиру Мономаху, формируя духовный облик одного из самых успешных и мудрых управленцев Древней Руси.
Готовя сына к многотрудной жизни человека, на чьи плечи возможно ляжет управление Киевской Русью, Всеволод предупреждал о переменчивости фортуны: «вчера мы были победителями, сегодня побили нас. И не раз еще так будет в жизни. Она поворачивается как колесо – то счастливым, то несчастливым боком … И если плохо тебе придется в жизни – не унывай, знай, что повернется снова ее колесо …».
Едва Владимиру исполнилось тринадцать лет, по тем временам возраст, достаточный для самостоятельного княжения и участия в боях, Всеволод направляет его княжить в Ростов. Впоследствии в своем «Поучении» Владимир немногословно напишет: «Первое к Ростову идох, сквозе вятиче, посла мя отец».
А начинать ему было велено с формирования войска. В тот момент назревала очередная междоусобная война: против своих  братьев, претендуя на большую власть, выступил полоцкий князь Всеслав, за которым, кроме Полоцка, стояли и Минск, и некоторые другие города, решившие отложиться от Киева. Рушился порядок, завещанный  Ярославом Мудрым.
Князьями принимается решение объединить против Всеслава силы всех Ярославичей. Перед Владимиром ставится задача – привести к январю под Минск Ростово-Суздальскую дружину. К январю должны  подтянуться туда со своими дружинами и другие князья.
Но решить эту задачу оказалось не просто. Владимир столкнулся с вполне реальными трудностями. Ряды дружинников пополнялись плохо. Разговоры о воинской доблести не помогали. Чем  привлечь воинов? Умудренные боевым опытом советовали ему боярским детям, составлявшим хорошо вооруженную часть войска, обещать военную добычу: серебро, ткани, челядь, красивых полочанок.
Все в нем восставало против откровенной жестокости, которую предстояло проявить по отношению к своим, пусть и живущим на соседней земле. Не зная, как правильно поступить в сложившейся ситуации, Владимир обратился за советом к много повидавшему на своем веку воеводе. Однако тот посоветовал ему то же самое: обещать десятую часть добычи и отдание захваченных домов «на поток», т.е. на разграбление.
Такими были обычаи того времени. Другого пути собрать дружину не существовало. И Владимиру ничего не оставалось, как прислушаться к  более опытным военачальникам.
С людьми простого звания было проще. Им можно было приказать.
Уже к зиме 1067 года Владимир был готов выставить сравнительно небольшую, но крепко сбитую рать. Рассказы о богатстве полоцких городов, полных разной утвари и снеди, реальная возможность разжиться рабами и наложницами, подогревали боевой дух дружинников.
Доставалось и поселянам, мимо которых проходила ростово-суздальская рать. К Владимиру потянулись с жалобами. У кого кур забрали, у кого бычка, у кого кадку с медом. Он вынужден был выговорить воеводе и тысяцкому: «Уймите воинов. Если будем грабить своих людей, то не то, что до Минска – свои леса не пройдем». И они признали правоту его негромко, но твердо сказанных слов.
Минск не открыл ворота перед объединенным войском Ярославичей и  был взят приступом. Началось избиение и уничтожение уже переставших  сопротивляться минчан. Русские убивали русских. Не печенегов, не половцев, своих же соплеменников. Кто тащил из домов нажитое добро, кто за волосы волок упиравшихся женщин, кто добивал пытавшихся защитить свое имущество или семью. Жажда наживы оказывалась сильней всего остального. Были поделены и захваченное добро, и оставшиеся в живых люди, с этого момента ставшие рабами.
Рати Всеслава и Ярославичей сошлись в смертном бою на берегу реки Немиги. Через столетие об этом недоброй памяти сражении автор «Слова о полку Игореве» напишет: «Немизе кровави брезе не бологом бяхуть посеяни, посеяни костьми руских сынов».
Большая часть полоцкого войска полегла. Всеславу удалось бежать. Победители делили захваченный обоз, оружие, утварь, пленных. И дальше двинулись войска по земле полочан, разоряя уже не оказывавшие сопротивления села и города, чтоб не дать Всеславу подняться вновь. Победители радовались захваченной добыче. Но Владимиру становилось не по себе от этой радости.
Тащили добычу и в обоз Владимира. Она считалась честной, добытой в бою. Дружинники видели подавленность юного князя и пытались ему доступно объяснить, что если бы победил Всеслав, то их самих, их дома и семьи постигла бы та же участь. Поэтому лучше уж мы победим их, чем они нас. Порочный круг, из которого не виделось выхода.
Всеслав заперся в Полоцке, но, видя безвыходность сложившегося положения, запросил мира. Старшие Ярославичи целовали крест полоцкому послу в присутствии священников, что не причинят вреда Всеславу, если тот прекратит сопротивление. Но когда он безоружный с сыновьями приехал на встречу с Изяславом, Святославом и Всеволодом, то был схвачен,  посажен под охрану и отвезен в Киев.

Пройдет не так уж много времени и Всеслава освободит восставшая киевская чернь, недовольная правлением великого князя Изяслава Ярославовича, ничем не проявившего себя на государственном поприще. Она изгонит Изяслава и объявит князем киевским освобожденного  Всеслава. Потом Изяслав и Всеслав восстановят отношения. Последний опять получит в княжение Полоцк, и еще не раз будет становиться причиной княжеских междоусобиц.  Пойдет мятежный князь войной и на земли, в которых будет княжить Владимир Мономах, и тому придется встретиться лицом к лицу с этим опытным и опасным противником и выйти победителем в этой войне.
Уже будучи опытным воином и управленцем, Владимир по поручению Всеволода, которому становится известно о новых замыслах Всеслава, направляется упредить и утихомирить полоцкого князя.
Большой ратный опыт Владимира Мономаха подсказывал, что если удается разгадать замысел врага, то появляется возможность упредить его и ударить первым. Он очень хорошо осознал преимущество первого удара. Идя войной против Всеслава полоцкого Владимир Мономах впервые успешно опробовал тактику первого удара. О результатах его применения он пишет в «Поучении»: «На ту осень ходили с черниговцами и с половцами-читеевичами к Минску, захватили город, не оставили в нем ни челядина, ни скотины». Всеславу пришлось отсиживаться за городскими стенами Полоцка.
Брать Полоцк Владимир уже не стал. Всеслав убедился в его силе и в том, что возмездие будет неотвратимым. После этого ему приходится  восстанавливать порядок во Владимиро-Волынском княжестве, где разбушевались князья-изгои Ярополк Изяславич и Давыд Игоревич. Авторитет и сила Владимира Мономаха к этому времени были настолько велики и признаны на Руси, что мятежные города не оказывали ему  сопротивления. Ворота отворялись, к нему выходили с поклонами и дарами. И Ярополк, и Давыд винились перед ним, уверяли в преданности Киеву, в которую он не верил. Не только мечом действовал Владимир. Он хорошо помнил наказ отца: «Ссорь их между собой, пусть дерутся, обескровливают друг друга».
Возвращаясь в Переяславль, около города Прилука он позволил себе расслабиться. Вдруг, как из-под земли выросли половцы, и немногочисленная русская дружина едва успела укрыться за городскими стенами. Но Владимир тут же вооружает своих людей и выходит в поле против половцев. Столь быстрого появления русских половцы не ожидали и дрогнули. Битва была короткой. Вот как пишет о ней он сам: «Только семца одного живым захватили да смердов несколько, а наши половцев больше убили и захватили, и те, не смея сойти с коней, побежали к Суле в ту же ночь». Но и теперь половцы не получили передышки. На следующий же день Владимир Мономах настигает их у Белой Вежи и в новой битве погибает до девятисот половцев, в плену оказываются ханы Осень и Сакзю.
Успешные действия против половцев продолжаются. Но побед в отдельных битвах недостаточно, необходима принципиально новая стратегия, которая позволит навсегда обезопасить Русь от набегов кочевых орд, приносящих столько бед и горя на русскую землю.
Древняя поговорка «паны дерутся, у холопов чубы трещат» не лишена оснований. Если, скажем, Всеславу его «шалости», приводившие к кровопролитию и  ослаблению Руси, сходили с рук, то его людям: смердам и воинам приходилось платить собственными жизнями, семьями,  нажитым достатком.
К тому же, как мы видим, Всеслав полоцкий был далеко не единственным нарушителем спокойствия, мира и лада на Руси.
В постоянных боях с печенегами, половцами, чехами и богемами, в столкновениях со своими же единокровными братьями, которых вела жажда власти и обогащения, креп и мужал, набирался управленческого опыта Владимир. Он научился понимать цену и боевого братства, и тех бед, которые способен принести беспощадный враг, независимо от  происхождения и веры. Он не только свыкся с необходимостью жесткого противостояния врагу, но и понял, что для победы в войне, подчас, бывают оправданными самые жесткие способы ее ведения.
Пройдет несколько веков и известный флорентийский управленец Никколо Макиавелли скажет знаменитое: «цель оправдывает средства». В те кровавые времена, это было не просто цинично сформулированным принципом государственной политики, а, подчас, единственным способом выжить в противостоянии с опасным врагом.
Живший на два века позже Владимира Мономаха великий поэт эпохи Возрождения Франческо Петрарка, характеризуя свое время, писал, что оно было ему «всегда так не по душе». И что, «если бы не препятствовала тому моя привязанность к любимым мною, я всегда желал бы быть рожденным в другой век и, чтобы забыть этот, постоянно старался жить душой в иных веках».
Но, что может позволить себе поэт, не может позволить государственный деятель. Именно об искусстве управления в столь жестокое время писал в  получивших широкую известность книгах Никколо Макиавелли. Он сбрасывал покровы тайны с деяний правителей. Виноват ли Макиавелли, который писал о реальных отношениях между людьми во власти, что они были такими, какими были, а вовсе не такими, какими хотелось бы их видеть?
Перед государственным деятелем того времени, как, впрочем, и любого другого, не стоял вопрос, принимать или не принимать действительность во всей ее данности. Если не хочешь принимать существующих правил игры,  отойди в сторону. Например, постригись в монахи. Но будет ли от твоего ухода легче тысячам соплеменников? Тем более, если чувствуешь возможность сделать их жизнь лучше, спокойней, богаче, наконец, попросту более продолжительной?
Нам неизвестно, как делал свой выбор Владимир Мономах. Мы можем лишь по его делам, по всей его дальнейшей жизни судить, что такой выбор был им сделан раз и навсегда. Устраниться и по примеру Петрарки «жить душой в иных веках» было не для него.
Да, он не стремился, в отличие от многих управленцев, заполучить власть любой ценой. Но в то же время он не отказывался от долга защищать родную землю от вражеского нашествия, сделать все возможное для объединения Руси. Как никто другой из его современников, он понимал, что в единении и ее сила, и ее спасение.
Посылая сына на княжение в Ростов, Всеволод напутствовал его словами: «Ты уже не отрок, а взрослый князь, многое уже ты видел, многое знаешь; правда, сердце у тебя мягкое, пылкое, ну да жизнь тебя выправит, закалит, подскажет, где и как себя показать».
В отличие от многих, Владимир Мономах понимал, что положение смердов – подавляющего большинства его народа, во многом определяет и сегодняшнюю мощь страны, и ее будущее. Еще отец учил его: «пока смерд у тебя имеет избу, пока он сыт и при коне, орает землю, до тех будут у тебя люди в полку, будет хлеб в твоих княжеских амбарах и мед в твоих медушках».
Он пресекает грабежи смердов в подчиненном ему войске, говоря, что они не враги наши, а те от кого кормятся и бояре, и князья. А когда обсуждается тактика борьбы с половцами, он во весь голос говорит о необходимости беречь смерда: «Так лошади вам жаль, а самого смерда разве не жаль?». Позднее, создавая свой «Устав», по которому предстояло жить Руси, он стремился облегчить жизнь смердов, устанавливал законы, ограничивавшие их закабаление.
Однако было и в его жизни событие, когда на одной чаше весов оказался его подход к жизни, основанный на стремлении к справедливости и добру, а на другой – благо, жизнь и смерть его близких и тех, кто ему подвластен. Когда в феврале 1095 года орды половецких ханов Итларя и Китана вышли к Переяславлю, где княжил Владимир Мономах, он оказался в тяжелом положении. На тот момент дружина еще только начала формироваться заново, рассчитывать на помощь других князей тоже не приходилось, о чем были хорошо информированы половцы. Оставалось либо сдать город «на поток», либо заплатить большой выкуп, что означало отдать последнее и затормозить формирование нового войска.
За год до этого Владимиру в похожей ситуации пришлось сдать объединенному войску князя Олега Святославича и половцев Чернигов, в котором он княжил. Поэтому Итларь и Китан были уверены в успехе. Они прислали к Владимиру послов с требованиями выкупа, угрожая в противном случае взятием почти беззащитного города и смертью или рабством самого Владимира и его семьи. Своим нападением Итларь и Китан нарушили недавно заключенный мир с Русью, что было вполне в обычаях половецких ханов.
И загнанный в угол Владимир отплатил им той же монетой. Он попросил
подождать пока снесется с киевским князем, к тому же в Переяславле, по его словам, не было столько золота, сколько требовали половцы. Удалось достичь договоренности между враждующими сторонами. Мономах и послы поклялись друг другу в верности принятым обязательствам. А чтобы закрепить соглашение, обменялись заложниками. Со стороны переяславского князя заложником стал его девятилетний сын Святослав, а со стороны половцев – не сомневавшийся в успехе предприятия половецкий хан Итларь со своими лучшими людьми.
Но взаимная клятва была нарушена Мономахом. Дружинники Владимира ночью выкрали спящего Святослава из половецкого лагеря. Хан Итларь с его людьми, не предчувствовавшими беды, были истреблены. Тут же ночью последовала атака на застигнутых врасплох половцев. Почти весь половецкий лагерь был истреблен, в том числе хан Китан, не успев оказать никакого сопротивления. Разгром половцев был полным.
Платой за победу оказалась нарушенная клятва. Но можем ли мы осуждать за это Владимира? К сожалению, мягкосердечием опасного врага не победишь. Цель, за которой право на достойную жизнь, оправдывала в его глазах средства, с помощью которых она была достигнута.     То, что когда-то казалось невозможным юному Владимиру Мономаху, оказалось возможным для зрелого воина.
Ведь и половцы далеко не всегда выполняли данные ими клятвы и  договоренности. Более того, они чаще их нарушали, чем выдерживали. Это были кочевники,  не привязанные к постоянному месту жительства. Набеги, грабежи мирных жителей, ведших оседлый образ жизни, угон их в плен с последующей продажей на невольничьих рынках были образом жизни половцев. При этом не щадились ни дети, ни женщины. Ведь их тоже можно было выгодно продать. Необходимое в домашнем хозяйстве имущество, украшения для своих жен, богатство и невольников, выполнявших любую черную работу, они добывали набегами. Русскими невольниками полнились в те времена невольничьи рынки Востока.
А поскольку половцы чувствовали себя полноправными хозяевами Дикого поля, появлялись неожиданно в заранее непредсказуемых местах, обладали мобильной, хорошо вооруженной конницей, бороться с ними было, практически, невозможно. Не способствовали успешной борьбе с половцами и княжеские междоусобицы. К тому же, как мы уже говорили,  сами князья обращались за военной помощью к половцам при ведении братоубийственных войн.
Не сумел избежать этого и Владимир Мономах. Без обращения к половцам и использования их военной мощи невозможно было, подчас, отстоять свои права на княжескую власть, а порой и право на жизнь.
Половцы пользовались разобщенностью Руси. Они хорошо владели информацией о реальном соотношении сил русских князей, о слабых и незащищенных местах. Поэтому определить направление удара, причем так, чтобы встретить минимальное сопротивление, не составляло для них особого труда. Будучи хорошо информированными о расположении и военном потенциале противника, они оказывались хозяевами положения, не встречая, как правило, организованного сопротивления.
А будучи хозяевами положения, половцы были и хозяевами своего слова в том смысле, что захотел дал, захотел взял.
Таково было положение Руси на рубеже XI  и XII веков. А столетие спустя именно разобщенность князей стала причиной поражения русских дружин при нашествии воинства Чингисхана, а затем Батыя. Более организованных, чем половцы, лучше технически оснащенных, но применявших схожую тактику ведения боя. Неспособность князей, несмотря на все присущее русским воинам, мужество и военное искусство, объединиться в единый мощный кулак для противостояния хорошо организованному, коварному и безжалостному врагу дорого обошлась Руси.
А возможности вновь собраться с силами опытный и жестокий враг, как правило, не предоставляет. Изменить ход войны уже было нельзя. Города безжалостно разрушались, мужское население, способное оказывать вооруженное сопротивление либо уничтожалось, либо уводилось в плен. Труд мастерового люда использовался в далекой Монголии, работать приходилось на укрепление мощи поработителей. На долгие годы над Русью закатилось солнце.

Но это будет позднее. А на рубеже XI  и XII веков Руси повезло, что у нее оказался Владимир Мономах, а у половцев не оказалось управленца уровня Чингисхана, который

сумел бы превратить воинственные племена кочевников в хорошо организованное войско.
Не раз задумываясь над сложившимся положением, Владимир Мономах понимал, что выход только в замирении и объединении русских князей. Только тогда Русь сможет стать реальной силой, с которой будут считаться и враги, и друзья.
Но одно дело осознать необходимость объединения, а другое – его осуществить. Одного убеждения недостаточно. Нужны продуманные, целенаправленные действия.
Объединение Руси становится главной стратегической целью Владимира Мономаха.
То, что юный Ростовский князь не радовался возможности поживиться за счет своих соплеменников, огорчался, видя, как брат идет войной на брата, а ведь враждовавшие русские князья действительно приходились друг другу  близкими родственниками, порождало надежду.
В 1076 году Владимир вместе со своим двоюродным братом Олегом Святославичем выступил в поход во главе русского войска против чешского короля Вратислава, союзника германского императора Генриха IV, на выручку польскому королю Болеславу, оказавшему в свое время поддержку недавно севшему на киевский престол Святославу Ярославичу, брату Всеволода.
Русское войско должно было добыть славу новому правителю Руси, продемонстрировать его силу и мудрость. Несмотря на то, что Олег был сыном великого князя, главным в походе назначается Владимир Мономах. Олег, по мнению отца, пылок, храбр, но следует сердечным порывам, которые в ратном деле могут обернуться просчетами и поражениями. Владимир же, несмотря на молодость, обладал управленческой зрелостью, понимал не только тактику, но и стратегию войны. Принимая решение, Святослав исходил из уверенности в том, что Владимир может проиграть отдельную битву, но выиграть войну. Его спокойствие, уверенность в своих силах, уважительность к простому воину, полководческую дальновидность и мужество в бою высоко ценили ратники.
Молодые князья, направленные на выручку Болеславу, успешно справились с поставленной задачей. К моменту начала битвы с войском чехов и богемов у Владимира созрел четкий план ведения боя. Впереди войска были выставлены пешцы, вооруженные копьями, которым предстояло принять на себя первый удар чешских рыцарей. И они этот удар выдержали. Чехи пытались разделить русское войско надвое, все глубже проникая в ряды обороняющихся. Обе стороны несли потери и немалые. Как говорится, войны без павших не бывает.
Олег рвался в бой, однако Владимир его удержал: «Пусть увязнут поглубже». Но, когда решающий момент наступил, по его велению пришли в движение левое и правое крыло русских войск. Теперь чехи были лишены возможности единых действий. Тяжеловооруженным, а потому менее мобильным, рыцарям не удалось быстро перестроиться. Копейщиков немецкого императора, посланных в помощь Вратиславу, удалось отрезать от рыцарей. Противник дрогнул и побежал. Победа была полной. Весь рыцарский обоз достался победителям. За первой победой последовали другие. Вратислав поспешил заключить с Болеславом мир за спиной Владимира и Олега. И только получив откуп в тысячу гривен, весьма значительную по тем временам сумму, русское войско возвратилось в Киев.
Здесь, пожалуй, впервые со всей очевидностью проявилось управленческое мастерство Владимира Мономаха. Его находка – ставка на пешцев в противоборстве с мощным натиском тяжеловооруженных рыцарей предрешила исход битвы. Этот найденный им тактический прием он будет неоднократно использовать в будущем против половецкой конницы.
С этого момента между Владимиром и Олегом завязалась дружба. Олег стал крестным отцом первенца Владимира Мстислава. Но, к сожалению, добрые отношения между князьями не вечны. После смерти его отца великого князя Святослава, Олег становится князем-изгоем, не имеющим собственного княжества. Он продолжает поддерживать дружеские отношения с Владимиром, но душа его не может примириться с положением, в котором оказался. В сложившейся ситуации он винит великого князя Всеволода, в согласии с которым действовал при жизни его отец. И Олег ломает сложившийся порядок. После очередного дружеского пира и здравиц он тайно покидает княжившего в Чернигове Владимира, забрав с собой казну, дорогие заморские золотые и серебряные сосуды.
Бегство Олега положило начало новой смуте на Руси. Значит, следовало ожидать, что снова поднимет голову и полоцкий князь Всеслав. На этот раз Олег и Владимир оказываются уже по разные стороны баррикад. И Чернигов, из которого бежал Олег, будет переходить из рук одного брата в руки другого, и снова польются реки русской крови, а половцам будет раздолье на русской земле. Позднее летописец напишет: «Приведе Олег и Борис поганыя на Русьскую землю, и пойдоста на Всеволода с половци».
Кульминацией противостояния Олега и Владимира стал сентябрь 1096 года, когда войско Олега появилось под Муромом, где княжил сын Владимира Изяслав. Он был юн, не обладал еще достаточным ратным опытом. Смущало его и то, что воевать приходилось против своего родного дяди, крестного отца его брата. Но Олега это не останавливало. Да и советники Изяслава, к которым юный князь прислушивался, надеялись на хорошую добычу.
Однако война есть война, у нее свои жестокие законы. На глазах Олега от рук его дружинников погибает Изяслав. В Муром входят войска Олега.      Их наступление на земли, находившиеся под рукой Владимира и его сыновей, продолжилось.
Владимир остро переживал смерть сына. Но еще острее переживал он разобщенность и проистекавшие от этого беды земли русской. Он видит всю тщету внутренних междоусобиц и ничем не оправданные жертвы в угоду  честолюбию и корысти.
И, что очень важно, в этот трагический момент он находит в себе силы подняться над личным горем! Он пишет Олегу примирительное письмо, призывая его прислушаться к голосу разума, прекратить бессмысленную братоубийственную войну. Строки этого письма глубоко выстраданы: «Посмотри на отцов наших: что они скопили и на что им одежды? Только и есть у них, что сделали душе своей. … И если начнешь каяться Богу и ко мне будешь добр сердцем, послав посла своего или епископа, то напиши грамоту с правдою, тогда и волость получишь добром, и наше сердце обратишь к себе, и лучше будем, чем прежде: не враг я тебе, не мститель».
А главная причина в том, что: «не хочу я зла, но добра хочу братии и Русской земле». Это мучительный, но мудрый и очень важный шаг в сторону прекращения междоусобицы.
Однако ответа не последовало. Олег продолжал воевать Мономаховы земли. Тогда, видя бессмысленную озлобленность своего крестного, против него выступил Мстислав, старший сын Владимира, в земли которого вторглись войска Олега. Мстислав обладал большим военным и жизненным опытом, чем его совсем еще не оперившийся брат. Его действия оказались более успешными. Олегу, видевшему превосходство сил противника, пришлось отступить, оставляя при этом ранее завоеванное. Ему приходится возвратить Мстиславу Ростов. Отступая из Суздаля, он сжег город, и Мстислав застал лишь едкий дым да торчащие из-под развалин еще недавно цветущего города печные трубы.
Боевые действия Олега против объединенных войск сыновей Мономаха Мстислава и Вячеслава завершились его поражением. Все города, занятые Олегом, были освобождены. Но самым удивительным стало то, что сыновья Владимира не мстили Олегу и его семье, оказавшейся в их руках. Мстислав писал сокрушенному Олегу: «Не бегай никуда, но пошли к братье своей с мольбою не лишать тебя Русской земли. И я пошлю к отцу просить за тебя».
Олегу ничего не оставалось, как  принять мир из рук своего крестника. Закон силы в очередной раз оказался сильнее закона разума. Но с одним существенным дополнением: без разума нет и силы. Эта победа в очередной междоусобной войне стала одним из кирпичиков, положенных Владимиром Мономахом  в дело замирения Руси.
В годы, последовавшие за смертью Всеволода Ярославича, половцы часто совершали опустошительные набеги на Русь. Хан Боняк дошел до самого Киева и сжег в Берестовом княжеский летний дворец. Хан Куря под Перемышлем завладел большими табунами коней. Когда половцы появились под Переяславлем, где княжил Владимир, они встретили должный отпор. Объединенное войско Мономаха и киевского князя Святополка незаметно переправилось через реку Трубеж. Половцы смогли обнаружить появление врага лишь в самый последний момент и лихорадочно пытались выстроиться для битвы. Но было уже поздно. Русские дружины смяли сопротивление половцев. В этом бою пал один из самых могущественных половецких ханов Тугоркан, на дочери которого был женат киевский князь Святополк.
Однако активность половцев после этого поражения не снизилась. Хан Боняк снова подошел к Киеву, поджег Стефанов монастырь, разграбил и поджег Печерскую обитель.
Русские князья во главе со Святополком и Владимиром Мономахом собрались в построенном Мономахом любечском замке. Среди них был молодой, но смелый и предприимчивый теребовльский князь Василек. Владимир Мономах пытался убедить собравшихся в бессмысленности братоубийственной войны: «Пока мы в распрях губим Русскую землю, приходят половцы и разоряют наши области, радуясь, что между нами вражда. А между тем у нас нет причин ссориться. Поэтому объединимся и будем блюсти Русь от врагов». Такие речи, казалось, встречали понимание. Князья договорились о прекращении междоусобиц, клялись сохранять мир  и целовали на том крест.
Но не успели разъехаться по своим городам и весям, как пришла весть, что в Киеве своими же братьями был   предательски ослеплен Василек. По поручению Святополка его заманили в Киев, попросив остаться до именин или хотя бы побеседовать с великим князем. А когда Василек согласился и  беседа состоялась, Святополк под каким-то предлогом вышел, а вместо него в комнату вошли его конюхи, заковали доверчивого князя в железа. А наутро Святополк созвал своих бояр и обвинил Василька в том, что он якобы замышлял его убийство. Несчастного князя отвезли в Белгород и там безоружному, пытавшемуся безуспешно сопротивляться выкололи глаза.
Узнав об этом, Владимир Мономах не смог сдержать слез: «Такого злодеяния еще не было на Руси ни при дедах наших, ни при отцах. Брат ослепил брата!». И это после только что данной на кресте клятвы о замирении.
Владимир понимал, что замирение и объединение Руси трудно осуществимая задача. Князья, привыкшие быть полновластными хозяевами в своих удельных княжествах, готовы были отстаивать свои права любыми средствами. Тем более, что расплачиваться приходилось не собственной, а чужими жизнями.
Чем ближе к власти, тем труднее говорить о добросердечии, справедливости и других христианских ценностях. Да и Библия полна примеров жестокости, вероломства, убийств. Такой была не приукрашенная правда того времени. Если жизнь человеческая  становилась на пути чьих-то интересов, то ее особая ценность для человека и его близких в расчет не принималась.
Сложившееся положение усугублялось тем, что Руси противостоял сильный и коварный враг. Дикое поле, казалось, порождало вновь и вновь орды хорошо вооруженных кочевников.
И все же Владимир Мономах, завершая свой жизненный путь, сумел оставить после себя Русь замиренную, единую, могучую. Половцы вынуждены были откочевать от русских земель. Этого теперь требовали интересы их собственного самосохранения. Под вопросом оказалось уже их собственное будущее.
Все государства Востока и Запада того времени вынуждены были считаться с Киевской Русью, искать с ней дружбы. Династические браки заключались и с ведущими королевскими домами Запада, и с наиболее влиятельными восточными ханами.
Как же удалось этого добиться? За каждым великим достижением стоят труд и ратный подвиг. А вначале всего – верное управленческое решение, для реализации которого требуются и труд, и ратный подвиг.  Попробуем поглубже проникнуть в секреты впечатляющего управленческого успеха Владимира Мономаха.
Даже из изложенного выше мы видим, сколько управленческой мудрости потребовалось, чтобы взять власть лишь тогда, когда созреет подходящий момент. Получить власть и не суметь добиться реализации сколько-нибудь значимых стратегических целей и задач, стоявших перед Русью, а тем более потратить все силы на борьбу за нее либо попросту потерять, вряд ли было оправданным с его точки зрения.
После смерти великого князя Всеволода Ярославича, его люди и люди самого Владимира, в чьих руках на тот момент была реальная сила, просили его принять великокняжескую власть. Но согласно родословной сесть на киевский  престол должен был Святополк, поскольку его отец княжил в Киеве раньше, чем Всеволод, отец Владимира.

Да, по мнению Владимира Мономаха, Святополк бездарен, слабоволен, корыстолюбив, его княжение не принесет Руси ничего хорошего, но междоусобица, которая неизбежно начнется, если великим князем станет он сам, еще хуже. Надо ждать своего часа.
Поэтому, когда к нему обратились с просьбой сесть на великокняжеский престол, он отказался, со словами, что не может стать великим князем в обход своего старшего брата Святополка. Пусть киевляне посылают к Святополку и зовут его на княжение, а он будет ему братом и помощником.
Похоронив отца, Владимир, не дожидаясь приезда нового великого князя, уезжает из Киева.
Придя к власти, Святополк сажает на княжение в Смоленск, который с давних пор считался вотчиной Всеволодова дома, брата Олега Святославича – Давыда Святославича. Новая метла метет по-новому.
Но Владимир Мономах примирился с потерей Смоленска, понимая, что новый великий князь, стремится по-новому распределить княжеские столы на Руси, не отдавая себе отчета в том, что это чревато новыми междоусобицами. Он уезжает в Чернигов, закрывшись, как и другие князья, в своем городе. Реальная власть Святополка, практически, ограничивалась Киевом, а Чернигов становится центром всеобщего притяжения. Ведь Владимир располагал и мощной ратью, и имел общерусскую славу, завоеванную на полях брани.
Не зря еще мудрый Соломон говорил, что разумный правитель благо для народа. Правитель же неразумный – беда для него. Ведь принимаемые правителем решения должны исполняться другими, влияя на их судьбы. Его удачи или неудачи в делах государственной важности становятся удачами и неудачами для всех его подданных.
К сожалению, невысокая оценка Владимиром управленческих способностей Святополка оказалась верной. И вскоре это почувствовала на себе Русь. Почуяв отсутствие крепкого хозяина на киевском престоле, ожило Дикое поле. Смерть мудрого и сильного правителя, каким был Всеволод, новое разъединение князей, закрывшихся в своих городах, ослабление центральной власти были на руку половцам. Мономах, которого не без основания боялись половцы, оказался отодвинутым в сторону. Если Русь ослабла, значит пора возобновлять набеги. Стервятник чует, когда потенциальная жертва ослабевает.
К Святополку явились половецкие послы и потребовали возобновления мира. Это было, по существу, предложение купить мир золотом, тканями, другими материальными ценностями.
Русь после восшествия на киевский престол Святополка была ослабленной и нуждалась в передышке для консолидации сил. Лучшим выходом в сложившейся ситуации был купленный у половцев мир.
Но нежелание Святополка расставаться со своим добром, его корыстолюбие и недальновидность взяли верх. Половецких послов арестовали, что означало объявление военных действий. Владимир Мономах был вне себя от стратегической ошибки киевского князя. Он послал к нему гонцов передать, что воевать сейчас не время и надо добиваться мира.
Святополк не послушал совета Владимира Мономаха. Состоявшаяся между ними встреча была напряженной, полной взаимных упреков. Но ссора ничему не могла помочь, и Владимир первым идет на уступки. Многие князья не откликнулись на призыв Святополка выступить против половцев сообща. Лишь малочисленные русские дружины встретились с ними на реке Стугне в мае 1093 г.
Владимиром Мономахом был предложен план, благодаря которому значительно уступавшее по численности русское войско оказывалось в более предпочтительном положении и получало реальные шансы на успех в предстоящем сражении. Согласно этому плану Стугну переходить не следовало.
Однако Святополк отдает приказ перейти реку, что практически не оставило шансов русским дружинам выиграть битву. Ход сражения  показал правоту решений и оценок Владимира Мономаха. Русское войско потерпело жестокое поражение, причем первыми дрогнули и оказались смятыми киевские дружины. Много русских воинов пало на поле брани либо было пленено из-за бездарного руководства. Святополк, бросив поле боя, бежал. Владимир Мономах с боями отступил. Поражение при Стугне привело и к падению державшегося до того момента города Торческа, разграбленного и сожженного половцами. Только после этого Святополк согласился заплатить выкуп за мир. Но, чтобы не платить его в полном объеме, он взял в жены дочь половецкого хана Тугоркана.
Было и еще одно следствие поражения русских войск под Стугной. Именно вскоре после него у стен Чернигова, где в то время княжил Владимир Мономах,  вместе с союзными половцами появился Олег Святославич и предъявил свои притязания на черниговский стол. Началась осада.
Понимая решимость Олега любой ценой завладеть городом, Владимир Мономах принимает решение прекратить бессмысленную бойню и оставить Чернигов. Вот как в своем «Поучении» написал об этом он сам: «Сжалился я над христианскими душами и селами горящими и над монастырями и сказал: «Пусть не похваляются язычники!» — и отдал брату отца его стол, а сам перешел на стол отца своего в Переяславль». Это была та самая сдача Чернигова, которая вдохновляла впоследствии ханов Итларя и Китана, погибших под Переяславлем.
В складывавшемся с годами тандеме великого князя киевского Святополка и Владимира Мономаха в военном деле определилось явное лидерство Мономаха. После поражения при Стугне, случившемся по его вине, Святополк в ратных делах полностью полагался на боевой опыт Мономаха.
Велась работа и по объединению русских войск. Для успеха в борьбе с опасным врагом требовалась консолидация всех сил. По инициативе Владимира Мономаха в 1095 г. князья принимают решение собраться для объединения Руси против половцев.
Олег Святославич, тесно связанный с половцами, не откликнулся на их предложение. Ведь еще совсем недавно он привел их под Чернигов и вынудил Владимира во избежание кровопролития покинуть обескровленный осадой город.
Князья решили начать объединение Руси с наведения порядка в собственном доме. Объединенное киевско-переяславское войско, к которому присоединился волынский князь Давыд Игоревич, двинулось на Чернигов. Чернигов, а затем хорошо укрепленный Стародуб, где укрылся Олег, пали. Когда войска братьев стояли у сопротивлявшегося им Стародуба, Святополк предложил поджечь город. Тогда сопротивление будет сломлено сразу и не надо проливать кровь своих дружинников при взятии города приступом.
Однако Владимир Мономах этому воспротивился, ведь пострадают невинные дети и женщины. И решено было продолжить осаду. Вскоре сопротивление Олега прекратилось. Но сколько жизней при этом было спасено.
Владимир Мономах имел полное право вернуть себе Чернигов, недавно отобранный у него Олегом в союзе с половцами. Но он не стал этого делать! Он понимал, что в городе осталось много сторонников Олега, которые будут противиться его княжению. Ситуация должна созреть! Это мудрое решение дальновидного государственного деятеля. Его позиции и без того укреплялись, города, в которых княжил он и его сыновья, отстраивались и богатели, испытанное в боях войско усиливалось, авторитет рос. На Руси тянулись к нему, обращались за помощью.
Многие беды претерпела Русь за годы княжения Святополка. Поэтому, когда в 1113 г. он скончался, Владимир Мономах больше не сомневался, брать ли власть на Руси. Еще раз ослаблять ее, ввергать в смуты и делать легкой добычей врага, передав власть в руки очередного неумелого правителя, становилось на тот момент решением безответственным.
Когда в Киеве вспыхнул мятеж черни, и сами киевляне обратились к нему с просьбой занять великокняжеский престол, видя в нем единственного человека способного замирить Русь, Владимир Мономах принял это приглашение, хотя по родословной считался только третьим в великокняжеской иерархии.
В то время ему было шестьдесят лет – наиболее продуктивный возраст для многих великих управленцев. Последовавшие годы его блестящего правления подтвердили правильность сделанного им выбора. Киевская Русь при Владимире Мономахе стала сильным и процветающим государством, никто не смел тревожить ее границы.
Характеризуя стиль управления Владимира Мономаха, его смело можно назвать управлением управленцами, поскольку он не только сам участвовал в битвах и государственном строительстве, но и посылал на ратные дела и решение важных государственных проблем других, руководя ими и воспитывая в них необходимые управленческие качества. При этом особая роль принадлежала его старшему сыну Мстиславу, в котором он видел преемника в государственном управлении.
Еще со времен княжения Владимира Мономаха в различных стольных городах Руси у него выработался собственный стиль управления. И в ратном деле, и в хозяйственных делах он привык все держать под контролем, до всего доходить сам.  В «Поучении» он писал: «В дому своем не ленитесь, но за всем сами смотрите, не зрити на тиуна или отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам, ни над домом вашим, ни над обедом вашим … сам творил, что было надо: весь наряд и в дому своем все сам держал». При этом никому не давая в обиду малых мира сего: «Также и худого смерда, и убогую вдовицу не давал в обиду сильным». Самолично наблюдает он и «за церковным порядком и за службой».
Когда боевые действия утихли, он заново отстраивает разоренные города. К ним потянулись обозы с кирпичом, известью, деревом, железом. При организации строительства Владимир Мономах целеустремлен и неумолим, здесь смерды должны свои обязанности выполнять неукоснительно. Заново отстраивались церкви, княжеские и боярские дома, возводились крепостные стены вокруг городов. В старинном городе Любече он выстроил неприступный замок – крепость площадью тридцать пять на сто сажен со рвом и подъемным мостом, двумя рядами крепостных стен, проходом с тремя заслонами, с тайными спусками, хранилищами для зерна и воды. Был в нем и трехъярусный княжеский дворец с тремя теремами, приспособленный для мощной и долговременной обороны.
Отличаясь недюжинной силой и ловкостью, Владимир Мономах сам ловил и вязал в степи диких коней. Охоту он ценил не только, как забаву, но и как воспитание мужества: «Закалишь себя охотой, не страшна и брань будет. Не испугаешься вепря – половец окажется не страшен». Рассказывал он и о своих охотничьих подвигах: «Два тура метали меня рогами вместе с конем … Вепрь с бедра у меня меч сорвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною поверг, и Бог соблюл меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал, и руки, и ноги свои повреждал, не дорожа жизнью своей, не щадя головы своей».
Так же умелым и бесстрашным он был в бою. Но этими качествами должен обладать и простой воин. От полководца более важно наличие других качеств, которыми простому воину можно и не обладать. Это прежде всего умение почувствовать и понять внутреннее состояние битвы, когда еще чуть-чуть и враг дрогнет. Ему было известно, что побеждает тот, кто до конца не падает духом. У тех, кто падает духом, слабеет удар, кони начинают метаться без толку. Зато у тех, кто духом не пал, наступает момент, когда все начинает получаться, удары приобретают двойную силу.
Очень важно понять повадку противника, его замысел, тогда и действия его можно предугадать заранее. А если враг беспощаден и стремится к победе любой ценой, то надо быть готовым ответить ударом на удар. Другого, к сожалению, не дано.
Беспрерывные войны с кочевниками приучили его действовать, практически, молниеносно. При появлении половецкой конницы выступать в поход следовало, не мешкая ни минуты, иначе угнаться за противником уже будет невозможно. Еще отец учил его, что кочевники быстры, а ты должен быть еще быстрее. Они хитры и коварны, а ты должен быть еще хитрее, иначе победы не видать. Действуя таким образом, он научился и защищать свои земли от нападения кочевников, и нагонять уходящего с добычей врага.
Но верным полководческим решениям предшествует анализ сложившейся ситуации, умение ее понять и найти выигрывающий ход. И еще одно правило усвоил Владимир Мономах: действовать надо неожиданно для врага, заставая его врасплох. А удар по врагу должен быть сильным, достигающим цели.
Многое зависело и от дружины, или, как мы сегодня говорим, команды, с которой идешь в бой. Если князь в бою готов отдать жизнь за дружину, то и дружина готова за него лечь костьми в трудную минуту боя. Он знал в лицо почти каждого дружинника. Его спокойный, негромкий голос, умный взгляд вселяли уверенность.
Постепенно за Владимиром Мономахом закрепляется слава лучшего меча Руси. Мономах научился появляться неожиданно для врага в неудобное для него время. Интеллектуальное превосходство над врагом дает порой самые неожиданные результаты, являясь дополнительным преимуществом, способным перетянуть чашу весов в нужную сторону.
Но противостояние с половцами шло с переменным успехом, затягиваясь в бесконечную войну. После разгрома одних половецких орд возникали другие. А самые опытные и коварные половецкие ханы оставались недосягаемыми.
Чтобы победить кочевников, требовалось понимание не только их боевой тактики и манеры ведения боя, но и всего образа жизни. Надо было переиграть их стратегически. Владимир Мономах подметил одну очень важную особенность, влиявшую на успешность боевых действий половцев. Их основная ударная сила – конница не всегда находилась в одинаковой боевой готовности. Более всего она была опасна осенью, когда кони хорошо откормлены, упитаны, а главное быстры и увертливы. В то же время зимой, в особенности ближе к весне, из-за нехватки кормов их маневренность, подвижность, скорость резко падали. В этот период половецкая конница в значительной степени лишалась своего главного преимущества –  неожиданности при нападении. В то же время уходить от погони им становилось труднее.
Теперь стратегия и тактика ведения боя против кочевников строилась с учетом знания этого важного обстоятельства. Военные компании против половцев, которые возглавлял Владимир Мономах, отныне проводились зимой!
Если вначале инициатива ведения боевых действий всегда была в руках половцев, то отныне она перешла к русским дружинам. Фактор неожиданности работал уже на них. Избранная им стратегия войны против половцев: переход от пассивной обороны к нападению, причем на исконные половецкие вежи изменила соотношение сил, позволила добиться перелома.
Когда началось первое зимнее наступление русских дружин на земли, занятые половцами, в их  полевых вежах царило спокойствие – они не могли подозревать близость русских войск в февральскую стужу. Поэтому когда ведомые Владимиром Мономахом русские отряды появились у половецких станов, они встретили лишь незначительные разрозненные очаги сопротивления. Русские дружины увозили богатую добычу, освобождали пленных соплеменников, захватывали в полон половцев.
Выбранная Владимиром Мономахом стратегия ведения войны полностью себя оправдала. Не отсиживание за крепостными стенами, не гонка за уходящей половецкой конницей, как это было ранее, а мощное, планомерное, хорошо организованное наступление.
Никто из русских князей так не ценил боевой дух, царивший в войске, как Владимир Мономах. Первым он осознал и то влияние, которое способна оказать церковь для его поднятия. Еще при Святополке он предлагает в поход на половцев брать святой крест и попов, что подвигает воинов на мужество и бесстрашие. Он считал, что в этом случае поднять в поход людей, среди которых много верующих гораздо проще. Но в своих замыслах он идет еще дальше, предвидя возможность крещения половцев, что может превратить сегодняшних врагов в будущих друзей. Чем истреблять друг друга в бесконечной, бессмысленной войне, лучше молиться одному Богу. Ведь именно по такому пути шла Византия с помощью креста превращая противника в союзника.
Став великим князем, Владимир Мономах все активнее использует для поддержания боевого духа в войске священнослужителей. Более того, осадив половецкую столицу Шарукань  и зная, что среди ее жителей немало русских, оказавшихся там по самым разным причинам, он впереди войска посылает одетых в ризы священнослужителей с крестами над головами. И это срабатывает, Шарукань без боя сдается на милость победителей.
Большое значение придает он христианской вере и в государственном строительстве, Владимир Мономах закладывает первый камень в основание не одной церкви и не одного храма Божьего. Он считает, что христианская вера может служить лучшей гарантией единства Руси. Особое значение он придавал увековечению чтимой на Руси памяти Бориса и Глеба, убиенных в княжеских междоусобицах, чья невинная кровь взывала к совести каждого. Заложение храма Бориса и Глеба было превращено им в общерусское действо и привлекло сотни людей из разных городов.

Он пытается переосмыслить прожитую жизнь. Написанное им «Поучение» — назидание тем, кто придет после него. Владимир Мономах, внушавший в бою страх врагам, до конца жизни остается верен принципам добра и справедливости: «Всего же

более убогих не забывайте, но насколько можете по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека». Воистину, чтобы быть добрым, надо быть сильным.
Верит он и в то, что за добро воздастся: «Молод был и состарился, и не видел праведника покинутым, ни потомков его просящими хлеба».
Была и в его жизни любовь. Крепкое чувство связывало Владимира Мономаха с первой женой Гитой – английской принцессой, дочерью короля Гарольда, убитого в знаменитой битве при Гастингсе. С первых и до последних дней совместной жизни, завершившейся с кончиной Гиты, они были верны друг другу. И умерла она, отправившись в поход с мужем, от которого он ее отговаривал, видя ее ухудшающееся здоровье. Но стремление Гиты быть рядом с ним оказалось сильнее.
С ее смертью ушло из жизни самое близкое и дорогое. Потом были еще две женитьбы – жизнь продолжалась. Но место первой любимой, с которой растили сыновей, делили опасности и невзгоды, занять не сумел никто.
Не сразу замирится Русь. Еще будут вспыхивать зловещие очаги междоусобиц, лишний раз напоминая, от чего удалось уйти, благодаря курсу на объединение Руси, выбранному Владимиром Мономахом. Великое дело объединения Руси было им и начато, и в значительной степени завершено. А вместе с объединением и завершением планомерного разгрома половецких орд, а также с установлением с частью из них дружественных отношений покой пришел на русскую землю. Смерды могли отныне пахать поле, не опасаясь, что в любой момент могут появиться половецкие всадники, разорить дом и семью, увести в полон. Половцы, опустошавшие русские земли вынуждены были откочевать подальше от границ Киевской Руси.
Теперь Владимир Мономах мог позволить себе отдохнуть от ратных дел. В своем «Поучении» он напишет, как любил заниматься повседневными хозяйскими делами. Входил он и в прежнюю палату отца и перечитывал книги, которые тот в свое время читал и черпал заложенную в них мудрость. Перечитывал Владимир Мономах оставшееся на столе после отца «Девгенево деяние», описывавшее жизнь древнегреческого богатыря Девгения. Читал он и про русского богатыря Илью Муромца. Но особый интерес вызывали у него описания деяний великого Александра Македонского. Он пытался применить его жизненный опыт и умение решать сложные стратегические вопросы. Ведь многие проблемы, в том числе управленческие, во все времена похожи. Эпохи, ситуации, люди меняются, а проблемы и технологии их решения остаются, практически неизменными, как остается во многом неизменной и сама жизнь рода человеческого. Продолжают жить только идеи и дела.
Большое внимание Владимир Мономах уделял тем описаниям жизни Киевской Руси, которые создавались в монастырях. Во время первого похода вглубь половецкого поля он берет с собой игумена Даниила, поручая составить описание виденного им. Внимательно следит он и за «Повестью временных лет», создаваемой первым русским летописцем монахом Нестором. Не все, с его точки зрения, было отражено правильно. При освещении событий сказывалось влияние Святополка и его людей. Ни слова нет об ослеплении Василька, к которому был причастен Святополк, о его корыстолюбии и многих других событиях на Руси, в которых он выступал в неблаговидном свете.
Из Печерского монастыря летописание передается в Выдубицкий Михайловский монастырь игумену Сильвестру. События, происходившие на Руси, в летописи должны быть представлены правдиво, так, как они происходили на самом деле. Став великим князем Киевской Руси, Владимир Мономах создает новый свод законов «Устав Владимира Всеволодовича», к написанию которого привлекаются наиболее известные на Руси тысяцкие и бояре, писцы и знатоки греческих и русских законов. Устав был назван современниками смердолюбием. В нем сквозила забота о тех, на ком держится русская земля.
Прослеживая жизненный путь Владимира Мономаха, мы еще раз убеждаемся в решающей роли того, что мы называем высоким индексом управленческой мысли. Если для Александра Македонского главным делом  жизни стало создание первой и пока единственной всемирной империи на  планете Земля, если для Петра I главным стало усиление могущества России и победоносная война со шведами, то главным делом Владимира Мономаха стали объединение Руси и победа над половцами.
В любом серьезном деле стратегического характера успеха, как правило, добивается тот, кто сумеет передумать противника, лучше понять ситуацию, разработать более верную, ведущую к достижению цели стратегию, принять в решающие минуты более верное управленческое решение.
Владимир Мономах умел передумать противника. Он нашел верный путь борьбы против половцев. Отказавшись от традиционных, издревле принятых на Руси способов ведения войны против кочевников, он перешел к стратегии упреждающей атаки на врага. Половцы же не смогли противопоставить русским дружинам новой стратегии, способной переломить ход борьбы в их пользу. Именно этот найденный Владимиром Мономахом путь стал тем ключом, к достижению успеха, который позволил разбить опасного врага, обеспечил избавление Руси от постоянной угрозы неожиданных набегов.
В этом в полной мере проявился управленческий гений Владимира Мономаха. Он был из тех великих управленцев земли русской, которые на своем жизненном пути, совпавшем с очередным переломным этапом ее истории, сумел решить во все времена непростую задачу объединения Руси, превращения ее в жизнеспособное, могущественное государство.     Потенциала могущества Руси, заложенного Владимиром Мономахом, хватило на долгие  сто лет. И в том, что пришедшие после него  правители растеряли и единство страны, и ее оборонную мощь, а значит способность противостоять натиску очередного хорошо организованного и коварного врага, не его вина.
За неэффективное управление всегда приходится платить дорогой ценой. И Русь на долгие годы погружается во тьму татаро-монгольского ига. Но она найдет в себе силы восстать из пепла. На этот раз новым центром притяжения и консолидации сил станет Москва.
Немало всякого за долгие столетия, прошедшие с тех пор, пришлось вынести России. Были и взлеты, и падения. Иван Грозный и нашествие польских рыцарей, Лжедимитрии и народное ополчение Минина и Пожарского, вернувшее независимость Руси.
Эстафета Владимира Мономаха была подхвачена Алексеем Романовым, заложившим основы самодержавной власти на Руси, Петром I, преобразовавшим страну и прорубившим «окно в Европу», Екатериной II, расширившей ее границы и превратившей Россию в одно из самых могущественных государств мира.
В ХХ веке Россия стала единственной в мире силой, сумевшей ценой невиданных по масштабу жертв и лишений, предельного напряжения сил не только остановить фашистскую Германию, но и добить врага в его собственном логове. В очередной раз на Руси была реализована стратегия, впервые реализованная Владимиром Мономахом, а монолитное единство новой многонациональной страны, завещанное им потомкам, стало одним из основных факторов, обеспечивших победу в схватке, оказавшей определяющее влияние на дальнейшие судьбы мира.
За прошедшие со времен княжения Владимира Мономаха годы человечество проделало большой путь. Неизмеримо выросли его возможности, появились технические средства, способные и сделать природу управляемой, и уничтожить ее. Изменился мир, изменились политические реалии.
Перед сегодняшней Россией, живущей в мире, перенасыщенном высокими технологиями, средствами массового уничтожения, ни на миг не прекращающегося соперничества с причудливым переплетением богатства и нищеты, силы и бессилия, добра и зла, новый вызов истории. Каким будет ответ на него?
Во многом он – в нашем прошлом. И здесь бесценна блестящая управленческая практика великих управленцев России, закладывавших основы ее могущества. Далеко не последнее место среди них принадлежит Владимиру Мономаху.
Развитие любого народа, государства, цивилизации происходит по своим особым закономерностям. Некоторые считают, что оно происходит по спирали. Вглядываясь в глубины человеческой истории, мы видим, как на месте отношений, основанных на праве сильного, возникают более сложные отношения, в основе которых традиции и законы. Накапливаются ресурсы и потенциал, поднимаются государства и цивилизации, которым предстоит выдержать испытание временем.
Одни его выдерживают и крепнут, другие не выдерживают и вынуждены принять традиции и законы победителя. Либо начинать с нуля, когда опять в основе всего право сильного и формируются новые традиции и законы, которые в свою очередь жизнь будет проверять на прочность.
В том, что Русь выстояла и спустя тысячелетие уверенно смотрит в будущее немалая заслуга Владимира Мономаха, его переданного потомкам умения не просто стратегически мыслить, а находить и реализовывать стратегические решения, ведущие к успеху в самых сложных и неблагоприятных поначалу ситуациях.
Сделанное Владимиром Мономахом для объединения и усиления Руси легло краеугольным камнем в фундамент зарождавшейся российской государственности, в укрепление могущества России.