Управленческие портреты


Проводя анализ управленческой практики человечества, мы все больше убеждаемся в том, что, наряду со свершениями великих управленцев, оставшихся в его истории, не менее важная роль принадлежит этической стороне совершенного ими. Оно – неотъемлемая часть того, что каждый из тех, кого мы отнесли к великим управленцам, оставил поколениям, пришедшим на смену – их послание будущему.

Каждый из них по-своему понимал принцип эстафетности – один из основных принципов организации жизни на Земле, а значит – и возникавших, а затем уходивших в прошлое систем управления народами и государствами.

Суть принципа эстафетности состоит в том, что неизбежно в человеческой жизни одно поколение приходит на смену другому, а ему на смену – следующее за ним. Остаются на века те народы и государства, те системы управления, которые передают от поколения к поколению традиции, память, внутреннюю культуру, принципы государственного и общественного устройства, технологии.

У каждого народа, сумевшего пронести свою идентичность через века, благодаря передаваемой от поколения к поколению эстафете жизни, есть знаковые фигуры, олицетворяющие его глубинную суть.

Для древних евреев такой знаковой фигурой стал Моисей, выведший народ Израиля из египетского плена и составивший его завет с единым для всех Богом. Для Древнего Рима такой фигурой стал Юлий Цезарь, основавший его государственность, как институт императорской власти. Для монголов знаковой фигурой стал Чингисхан, создавший Великую монгольскую империю, покорившую практически весь мир. Для новой Германии такой фигурой стал Бисмарк, создавший германскую империю и утвердивший ее, как одно из могущественнейших государств XIX века. Знаковая фигура есть практически у каждого народа, с которой связана его идентичность, его суть, его дух.

Знаковыми фигурами в развитии мировой религии стали Иисус Христос и Магомет, в светской духовной жизни – Сократ, для формирования китайской культуры – Конфуций.

Знаковой фигурой для России стал Александр Невский, признанный народной памятью, российской государственностью, и православной церковью.

Годы его жизни с 1220 по 1263 г.г. пришлись на самое тяжелое для Руси время, когда, по существу, решался вопрос, быть Руси или не быть, как народу, как государству.

Ход истории не раз ставил вопрос о самом существовании России. Последний раз такой вопрос был поставлен нападением фашистской Германии. Но никогда, пожалуй, этот вопрос не стоял с такой остротой, как во времена Александра Невского.

Вспомним XIII век. Войско Чингисхана, а затем Батыя прошлось по Руси, не оставив камня на камне от государственности Киевской Руси, потопив ее в буквальном смысле слова в реках крови, разрушив и предав огню ее города. Это не было случайным поражением. Созданные Чингисханом империя и войско наголову превосходили тогдашнюю раздробленную государственность Руси и организацию ее войска, по мощи и военной технике, вобравшей в себя самые современные по тому времени технологии ведения боевых действий.

На тот момент не было в мире силы, способной противостоять татаромонгольскому войску. Были разгромлены Китай и Хорезм, Иран и Афганистан, Индия и Кавказ, за которыми последовали многие другие страны тогдашнего мира. Объединенные войска стран Запада были разбиты и только смерть главы монгольской империи Угедэя и необходимость в связи с этим возвращения татаромонголов на родину спасла Западную Европу.

Когда отец Александра Ярослав Всеволодович начал восстанавливать Русь, ему приходилось возвращать уцелевших, прятавшихся в лесах, из церквей выносить трупы и начинать жизнь практически с нуля. Одним из немногих уцелевших русских городов оставались Новгород и Псков, жизнь в которых продолжалась, как до нашествия. Но никакой речи о возможности сопротивления не могло и быть. Военные действия против татаромонголов были явно лишенными смысла, потому что тут же остатки Руси были бы потоплены в крови, а Русь, как государственное образование, окончательно стерта с лица Земли. Всю Русь постигла бы участь Киевской Руси, прекратившей свое существование после нашествия татаромонголов.

Естественным было стремление новгородцев начать борьбу с превосходящим наголову врагом, ведь терпеть его иго было тяжело. Менее обременительные в начале требования татаромонголов сменились гораздо более суровыми, невольничьи рынки полнились русскими, которые оказывались не в состоянии платить дань.

И все-таки. Если рассуждать с позиций тогдашнего текущего момента борьба была оправданной. Но если задуматься о будущем, она была бессмысленной, обрекающей Русь, как государство, а русских, как народ, на неминуемую гибель, после которой возрождение страны становилось практически невозможным. Ни о каком будущем, которое может обеспечить принцип эстафетности, уже не могло быть и речи.

Отец Александра Невского и он сам, в числе очень немногих на Руси, а возможно и единственные в то время, это понимали.

К тому же на Волге было создано новое государственное образование татаромонголов – Золотая Орда. Географическая близость лишь усугубляло ситуацию, делая ее более тяжелой.

Это основной, но не единственный фактор, характеризующий положение, в котором оказалась Русь к середине XIII века. Если о татаромонгольском нашествии мы знаем достаточно много, то сравнительно меньше мы знаем о другой, не менее серьезной опасности, которая нависла над Русью с Запада.

На XIII век пришелся пик экспансии католической церкви против православия. В 1204 г. крестоносцами был взят штурмом и потоплен в крови Константинополь, что стало концом тогдашнего центра православного мира Византии. Была завоевана и обращена в католическую веру Прибалтика и Финляндия. Серьезное сопротивление нашествию с Запада, осуществлявшегося крестоносцами Ливонского (Тевтонского) и других рыцарских орденов было оказано лишь Русью, сумевшей его остановить на многие годы.

Возглавил борьбу с крестоносцами и нанес им решающие поражения Александр Невский. В двух решающих битвах на Неве в 1240 г. шведы, а в 1242 г. тевтонские рыцари и их союзники на Чудском озере были разгромлены. Поражения были сокрушительными. Благодаря им, реальную возможность вести борьбу с уступившими русским в сражениях крестоносцами получили коренные народы Прибалтики эсты, ливы, емь и другие, сумела подняться Литва. Знаменитый Полярный поход 1256 г. Александра Невского освободил от ига крестоносцев юго-запад Финляндии.

Но не только это является заслугой Александра Невского. Он сумел сохранить Русь в это тяжелейшее время, удержав ее от бессмысленной, не имевшей никаких шансов на успех борьбы с татаромонголами, установив с Золотой Ордой дипломатические отношения, насколько это было возможно в том положении, в котором находилась тогдашняя Русь.

Да, это было унизительным. Но это была единственная реальная возможность сберечь генофонд нации для последующего возрождения и сохранить возможность возрождения самой российской государственности, которое последовало через полтора столетия.

И еще один важный момент мы должны отметить. Между татаромонголами и крестоносцами была существенная разница. И те, и другие в случае завоевания русских, да и любых других, земель несли гибель большинству населения и разрушение городов и деревень. Но если крестоносцы несли к тому же насильственное отрешение от православной веры отцов, то татаромонголы к вере покоренных народов относились уважительно. Священнослужители и монастыри даже не облагались данью! Это было заложено в своде законов – Яссе Чингисхана, по которым они жили.

В изданном в то время ханском ярлыке говорилось: «А что закон их (русских), и в законе их церкви, и монастыри, и часовни их, ни в чем да не вредят их, не хулят, а кто учнет веру хулити или осуждати, и тот человек не извинится ни чим же и умрет злою смертию».

Татаромонголы посягали на тело, но не посягали на душу народа! А значит оставалась возможность его сохранения! Это понимал Александр Невский и это легло в основу выбора, который был им сделан. Из двух зол приходилось выбирать наименьшее. Это был тяжелый, унизительный выбор. Но слава Богу, что судьба его предоставила.

Обращаясь к недавней истории, можно провести параллель между поражением Руси в XIII веке от татаромонголов и поражением Японии во Второй мировой войне от стран антигитлеровской коалиции и прежде всего от США, сбросивших на Хиросиму и Нагасаки атомные бомбы, защиты от которых у тогдашней Японии не было. Но отчаянное сопротивление, оказанное японцами, позволило им, признав поражение, сохранить свою национальную идентичность, душу народа. Был сохранен император Хирохито, являвшийся согласно религиозным убеждениям японцев живым богом на Земле. Вспомним бесславный конец двух других вождей фашистской коалиции Гитлера и Муссолини.

Потерпевшие тяжелое и унизительное военное поражение японцы имели основание сказать «мы проиграли войну, но не проиграли себя».

В том, что удалось сделать для сохранения Руси, не меньшая, если не большая заслуга Александра Невского перед Русью того времени и последующих времен.

До сегодняшнего дня ведутся споры о той толи, которую он сыграл в судьбах России. Диапазон высказываемых мнений велик: от признания его подвижнического подвига и причислению к лику святых до обвинений в предательстве. Начало этим прямо противоположным точкам зрения положили события середины XIII века в Новгороде. На стороне его противников оказались и его родные братья Андрей и Ярослав, и его сын Василий, что говорит о серьезности возникшего противостояния.

Так бывало не раз в истории человечества, когда путь развития народа, государства или человечества в целом открывается одному, которому, отстаивая свое видение развития событий, приходилось идти против многих, порой против всех. И только будущее подтверждало его правоту. Это тяжелый крест, но благодарный.

Так произошло и с Александром Невским. Не окажись его в то тяжелейшее для Руси время, и не сделай он все для того, чтобы она смогла восстать из разрухи в будущем, была ли бы сегодня Россия?

И его потомки, вставшие через поколения у руля одной из могущественнейших стран современного мира, воздали должное вкладу, который он внес в то, чтобы Россия была.

Праправнук Александра Невского Дмитрий Донской в 1380 г., идя на решающую битву с татаромонголами, которая стала возможной во многом благодаря мудрой и подвижнической политике его прапрадеда, в молитве поминал своего великого предка: «Владыко Господи человеколюбче! … помози ми, яко прадеду … великому князю Александру!». Эти слова дошли до нас, благодаря «Сказанию о Мамаевом побоище».

Почти триста лет спустя после его смерти в 1547 г. царь Иван Грозный на церковном (Стоглавом) соборе предложит канонизировать Александра Невского и он будет канонизирован.

Победивший в Северной войне шведов Петр I объявит Александра Невского небесным покровителем Санкт-Петербурга и перевезет его мощи в северную столицу.

Иосиф Сталин во время Великой Отечественной войны с фашистской Германией вернет из забвения образ забытого в советской России великого русского князя и сделает его символом борьбы с немецкими захватчиками.

Спустя почти восемь столетий, немалый срок для тысячелетней Руси, Александр Невский предстает перед нами ее спасителем, благодаря воинскому мужеству и мудрости, а главное подвижническому подвигу которого Россия и по сей день одна из ведущих стран современного мира.

Отправляясь в последний раз, чтобы отстоять интересы Руси в Золотой Орде и предвидя собственную гибель, обращаясь к остававшимся, он сказал: «Служите сынове моему, акы самому мне, всемъ животом своим». Это были его прощальные слова перед дорогой в бессмертие. За возможность сохранить будущее для Руси ему пришлось пройти через неверие даже самых близких людей и заплатить собственной жизнью.

Но наша задача не в том, чтобы давать этическую или какую-либо другую оценку жизни и деятельности Александра Невского – они даны многими поколениями русских людей и россиян других национальностей многонациональной России.

Наша задача – анализ управленческой деятельности одного из самых значительных ее управленцев. В этом плане, наряду с прочими чертами личности Александра Невского, благодаря которым он стал национальным лидером и внес значительный вклад в становление Руси, мы должны отметить высокий индекс управленческой мысли, которым он обладал и без которого совершенное им вряд ли стало бы возможным.

С детства он любил книги и сохранил эту любовь и в зрелые годы, несмотря на образ жизни воина и государственного деятеля, который он вел. Любовь к книгам была передана ему отцом. В книгах он черпал знания и управленческий опыт предшествовавших поколений, узнавая многое. Благодаря им, он впоследствии мог на равных вести богословские споры с посланниками папы римского (кардиналами), отстаивая собственное видение религиозного пути Руси. Благодаря книгам, он был знаком с жизнью и деятельностью Александра Македонского и, по всей видимости, немалому у него научился, как можно судить по его собственным делам и битвам.

Многое ему дало тесное общение с отцом – одним из наиболее значительных управленцев своего времени, сумевшим передать сыну свое понимание пути Руси в то нелегкое время. К сожалению, ему самому по отношению к его сыну Василию сделать не удалось.

С детских лет он присутствовал при решении дел государственной важности, а в 16 лет стал князем-наместником в одном из крупнейших и влиятельнейших городов тогдашней Руси – Новгороде.

Лидера, помимо таких качеств, как воинское мужество, умение повести за собой и других не менее важных, нет без обладания собственным видением сложившейся управленческой ситуации и умения найти пути решения самой сложной возникающей в его управленческой практике проблемы. А таких сверхсложных проблем в управленческой деятельности Александра Невского оказалось с избытком.

Главную составляющую решения проблемы, стоящей перед управленцем, сегодня принято называть ключевым фактором успеха. Он обладал важным для управленца умением увидеть ключевой фактор успеха в самой сложной и разноплановой управленческой ситуации.

Вспомним состоявшуюся в 1240 г. битву со шведами. Александру Невскому удалось «передумать» противника, навязав ему собственный сценарий сражения. Начиная с того, что, получив информацию о предстоящем соединении шведов и отрядов Тевтонского ордена, он принимает решение нанести упреждающий удар. Он совершает неожиданный для противника молниеносный бросок навстречу шведскому войску и разбивает его на Неве. Если бы противнику удалось объединится, битва оказалась бы более кровопролитной, а исход ее – менее предсказуемым.

Победа в битве на Чудском озере также не в последнюю очередь была завоевана, благодаря управленческой мысли Александра Невского и тому, что он сумел «передумать» врага, найдя стратегически верный ключевой фактор успеха.

Тевтонские рыцари в бою применяли тактику «свиньи». Их боевые порядки, вооруженные рыцарскими доспехами, вклинивались в ряды противника, и никто не мог противостоять им в открытом бою.

Понимая это, Александр Невский построил русские отряда так, что клину немецкой «свиньи» противостояли пешие воины, которые не имели реальных шансов остановить продвижение боевых порядков тевтонцев. Это было им учтено. И когда тевтонцы смяли ряды пеших воинов, перед ними оказался крутой, поросший лесом обрыв. И тогда двинулись вперед, заходя в тыл неповоротливым, облаченным в тяжелее доспехи немецким рыцарям, фланговые и находившиеся в засаде отряды русских воинов.

Разгром тевтонцев и их ранее неизменно приносившей победу «свиньи» был полным. Немцы обратились в бегство, значительная часть их была загнана на лед Чудского озера, который, не выдержав их веса, проломился, увлекая с собой на дно непобедимых ранее тевтонцев. На долгие годы продвижение крестоносцев на Восток было приостановлено.

Княжение Александра Невского в Новгороде началось в 1236 г. К этому моменту в 1223 г. уже состоялась битве при Калке, где русская рать впервые была разгромлена татаромонголами, а многие города и поселения практически стерты с лица Земли. А вскоре в 1237 г. Руси предстояло пережить еще более жестокое нашествие Батыя. Но Новгород в числе очень немногих русских городов останется нетронутым, хотя до него оставалось всего 100 километров. Это уже позднее татаромонголы доберутся и до него.

Юный князь отдает распоряжение укрепить границы новгородской земли, для чего строится город-крепость на реке Шелони и заключается военный союз с угро-финами. Пополняется дружина.

Эти действия оказались весьма своевременными. Видя тяжелейшее положение, в котором находилась Русь после нашествия Батыя, Тевтонский орден в июне 1238 г. заключает военный союз с Данией для нападения на Новгород. Логика нападавших проста – едва уцелевший, ослабленный народ должен стать легкой добычей. Вскоре к немцам и датчанам присоединились шведы. На поход против Руси было получено благословение папы римского. Для непосредственной организации нового крестового похода был отправлен в Прибалтику папский легат Вильгельм Моденский.

Организаторами нового крестового похода давно велась, к сожалению небезуспешная, работа по вербовке союзников в Пскове и Новгороде. Этими сторонниками прозападной ориентации Руси неоднократно предпринимались попытки выступить в поддержку немцев, с которыми был заключен союз, а в 1232 г. была даже предпринята неудачная попытка переворота.

Это позволяет лучше представить непростую ситуацию, с которой пришлось столкнуться юному князю и лучше понять причины сложившихся непростых отношений между князем-наместником и новгородцами.

Новгород в первой половине XIII века был самостоятельным городом-государством и по существу боярской республикой. К началу XIII века его зависимость от Киева ослабела, и Новгород практически получил право приглашать к себе на княжение князя-наместника из любого города Руси в основном для защиты своих земель и ведения военных действий.

Глава исполнительной власти – посадник ежегодно избирался новгородским вече. Оно назначало номинального главу государства-архиепископа и воеводу народного ополчения – тысяцского. Бояре обладали правом изгонять князя. Внутри бояр единства не было. Часть из них стояла за смоленского князя, часть – за суздальского, часть – за немцев. К тому же у различных группировок бояр были различные экономические интересы.

Чтобы княжить в таких условиях, необходимо было обладать немалым искусством государственного управления. Здесь Александру Невскому пригодились полученные еще в детстве уроки от отца. Ярослав Всеволодович готовил сына к управленческой деятельности. С малых лет, а точнее с восьми, он присутствовал на новгородском вече, на княжеских советах, постигая сложную науку управления человеческими отношениями, сталкиваясь с интригами, обучаясь находить компромиссные решения тогда, когда это необходимо.

Еще с того времени закладывалось в нем осознание того, что побеждать надо не силой, а разумом – силой управленческой мысли. В 14 лет он принял участие в битве под Дерптом (Юрьевым) у берега реки Эмайыги против ордена меченосцев, в которой враг был разгромлен, а рыцари загнаны на лед, который под ними провалился.

Полученные Александром Невским уроки не пропали даром.

Мы должны отметить его важное для каждого управленца умение своевременно получать необходимую информацию и, исходя из нее, принимать верные управленческие решения. Когда в 1240 г. началась тройственная немецко-датско-шведская агрессия, поддержанная папой римским, Александр Невский сумел своевременно получить информацию о перемещении противника. Направлявшиеся на соединение с немцами шведские отряды были засечены сторожевыми дозорами, своевременно выставленными новгородским князем.

Решение, получившим эту информацию Александром Невским было принято мгновенно – упредить врага, не дав ему объединить свои силы. Он не стал ждать, пока соберется народное ополчение или подоспеет помощь из Владимира, где княжил его отец, а направил свою дружину к берегам Невы, преодолев за день около 150 километров. Причем это сумели сделать не только конные воины, но и пешие. По всей видимости, они прибыли к месту боя по воде.

Чтобы получить своевременную и точную информацию о противнике, по распоряжению Александра Невского за шведами велось постоянное наблюдение. Его вел ижорский старшина Пелтусий, которому удалось точно установить все пункты расположения шведского войска. Эти данные были переданы подоспевшему князю.

Шведы не ждали появления русской дружины, которая неожиданно ударила в центр спящего шведского стана. Эффект неожиданности уравнял силы, ведь по данным очевидцев численность шведских войск почти в четыре раза превосходила дружину Александра Невского (5000 против 1300-1400). Битва была отчаянная. Но следует отметить личное мужество князя. Он воевал впереди русской конницы. Более того, ворвавшись в ряды шведов, поразил копьем полководца, возглавлявшего шведское войско – знаменитого ярла Биргера, в свое время основавшего Стокгольм. Как сообщает летописец он «возложил Биргеру печать на лице острым своим копием».

Стремительная атака русских увенчалась успехом. Как сообщает летописец, к ночи шведы «посрамлении отъидоша». Убито или ранено в бою было «множество много». Русская дружина готовилась к новому бою с утра, но предводители шведов предпочли покинуть поле боя. Это была блестящая победа молодого новгородского князя.

Можно провести параллель с Александром Македонским, жизнеописанием которого зачитывался Александр Невский. Его излюбленным приемом при ведении боевых действий был принцип «двойной неожиданности», позволявший заставать противника врасплох. Александр Македонский лично вел свои войска в бой, а бегство с поля боя Дария, к которому он пробился, чтобы сразиться в открытом бою, привело к разгрому армии персов. Напомним, что и Александр Македонский получил всю полноту власти в двадцать лет.

Сравним отношение к предстоящему сражению предводителя шведов Биргера и Александра Невского. Биргер, вторгшись в пределы новгородской земли, похвалялся: «Аще можещи противитися мне, то се есмь уже зде, пленяя твою землю». Александр Невский, получивши известие о вторжении шведов, обратился к дружине со словами: «Не в силе Бог, а в правде! … Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог!».

Не в силе Бог, а в правде! Вот с чем он шел на бой. Значение этой отнюдь не самой значительной битвы по числу сражавшихся в ней, трудно переоценить. Еще лежавшая в руинах Русь сумела успешно противостоять крестоносному воинству, взявшему в свое время штурмом и потопившему в крови древний Иерусалим, а совсем недавно разгромить Византию, предав огню и потопив в крови ее столицу Константинополь.

Невская битва стала лишь прологом к противостоянию с крестоносцами, стремившимся навязать по воле папы римского православной Руси католическую веру. В 1239 г. наступление на Русь началось со стороны Ливонии. С крестоносцами шел сын перебежавшего к немцам псковского князя, который «подарил» епископу Дерптскому «Псковское королевство». Псков сдался немцам. И вовсе не потому, что не было возможности его защищать, а потому, что таково было решение посадника-изменника Твердилы Ивановича, который, по словам летописца «сам начал владеть Псковом с немцами». Сдача Пскова серьезно осложнила положение Новгорода и всей начинавшей подниматься с колен Руси.

Видя всю сложность положения и понимая, что добиться успеха можно лишь, имея необходимые средства и единое, не раздробленное противоположными интересами управление, Александр Невский обратился к новгородцам с предложением собрать средства, необходимые для ведения боевых действий, и предоставить ему на время ведения войны всю необходимую полноту власти. Только при таких условиях можно было, по его мнению, рассчитывать на успех.

Естественно, что новгородские бояре ни деньгами, ни властью делиться не собирались. А тем более уступать ее. Тогда он в конце 1240 г. принимает решение покинуть Новгород.

Но ситуация продолжала ухудшаться. В начале 1241 г. войском Батыя был взят и разгромлен Киев, с запада продолжали наступление немцы, торговля была подорвана. Новгородцы принимают решение согласиться на условия, выдвинутые Александром Невским.

И он начинает отвоевывать у немцев захваченные ими земли.

Здесь важно обратить внимание на его управленческое мастерство. Вместо того, чтобы сразу приступить к осаде Пскова, он принимает решение ее подготовить, ослабив предварительно немецкие позиции. А чтобы снизить степень риска, ударить по более слабому звену плацдарма Тевтонского ордена.

Не дожидаясь военной помощи отцовской дружины и других русских отрядов, он принимает решение молниеносно ударить по Копорью, применив уже использованный им в Невской битве принцип неожиданного удара. Немцы, не ждавшие столь стремительного развития событий, были разбиты, Копорье было взято русскими войсками. По этому поводу летопись сообщает, что Александр Невский «разорил город до основания, а самих немцев избил, а иных привел с собой в Новгород».

К этому времени на помощь подоспела влаимирско-суздальская рать – 20 тысяч воинов. В марте 1242 г. принимается решение об осаде Пскова. И опять действия новгородского князя были неожиданными для противника, а жители Пскова сами открыли ворота русскому войску. Псков был освобожден.

В апреле состоялось знаменитое сражение с тевтонцами на Чудском озере, о котором мы уже говорили и которое на долгие годы положило конец агрессии крестоносцев с запада.

Благодаря Александру Невскому в самый тяжелый период своей истории Русь сумела выстоять в борьбе с врагом, который стремился не только к завоеванию русских земель, но и к духовному порабощению Руси.

В заключенном в 1243 г. мирном договоре между Новгородом и Ливонским (Тевтонским) орденом немцы полностью признали свое поражение: «Что есмы вошли Водь, Лугу, Пльсков, Лотьголу мечом, того ся всего отступаем». Это перечисление новгородских земель, на которые тевтонцы больше не посягали.

Договор сохранял свою силу вплоть до второй половины XVI века.

Была ли у Александра Невского стратегия и насколько стратегичны были его решения и действия? Ответ на этот вопрос мы получаем уже из анализа его военных действий против крестоносцев и его победы в борьбе с ними. Это была стратегия, которая позволила Руси получить реальный шанс сохранить свою национальную идентичность, государственность и народ.

Но говоря об Александре Невском, как об одном из ее самых значительных управленцев, ставшем знаковой фигурой для последующих поколений и остающемся таковым по сей день, мы вправе говорить не только о его стратегичности в рамках одной военной кампании или даже в рамках одной человеческой жизни.

Мы вправе говорить о его стратегичности в масштабах России, а значит и в масштабах человечества, учитывая эстафету, переданную им будущим поколениям, идущим на смену.

Если на первом этапе своей блистательной деятельности управленца он сказал «Не в силе Бог, а в правде!», то на последующих этапах он мог с полным основанием сказать: «Не в противостоянии Бог, а в созидании!». В созидании будущего Руси, а точнее в создании самой возможности такого созидания, которому была посвящена вся его дальнейшая жизнь.

Выше мы проводили параллель между Александром Невским и Александром Македонским. Если бы он располагал военным потенциалом, которым располагал Александр Македонский, то, возможно, и он стал бы фигурой масштаба Александра Македонского в мировой истории. Но ему довелось действовать в стране, покоренной на голову превосходящей силой, вести борьбу против которой было бессмысленно, потому что единственным возможным ее исходом могла стать только гибель нации. Ни о каком будущем для Руси тогда не могло бы быть и речи.

До 1246 г. ведение восточной политики взял на себя великий князь Владимирский Ярослав Всеволодович – отец Александра Невского. Будучи опытным государственным деятелем, он понимал, что на этом этапе российской истории речь могла идти только о выживании нации и ее государственности. И все делал для того, чтобы любой ценой отвести от Руси многие беды, которыми было чревато татаромонгольское иго. Не зря летописцы, не очень хорошо отзывавшиеся о его деятельности в роли великого князя, высоко ценили проводимую им восточную политику: «положил душу за други своя и за землю Руськую».

Но в 1246 г. он был приглашен в Каракорум – столицу монгольской империи и там отравлен – «зельем умориша». Ответственность за дальнейшую судьбу Руси на главном ее направлении – выстраивании отношений с татаромонголами, легла на плечи Александра Невского.

Батый хотел отдать ярлык на княжение брату Александра Невского престарелому Святославу Всеволодовичу. Но ставка великого хана в Каракоруме воспротивилась этому назначению и в Каракорум были приглашены он и его брат Андрей. Княжение на Руси было поделено между ними. Андрею было отдано Владимиро-Суздальское княжество, все остальное получил Александр.

Более тесные связи ему удалось установить с Сараем – столицей Золотой Орды, в которой властвовал Батый. Отношениям с Золотой Ордой он придавал большее значение. С Сартаком – сыном Батыя у него установились дружеские отношения. Но не Сартак склонил Александра Невского к вере своих отцов, а Александр Невский Сартака – к христианской вере. И когда после смерти Батыя власть в Золотой Орде перешла к Сартаку, именно увлечение христианством стало основной причиной его гибели.

Вскоре вся власть на Руси сосредоточилась в руках Александра Невского. Он, как и отец, понимал, что главное для Руси – выжить и сохранится для будущего. Но это понимали немногие, а полностью разделить его взгляды не сумел никто из его современников, даже, как уже говорилось, родные братья и сын.

Если во время войны с крестоносцами ему оказывало поддержку большинство населения Новгорода, то дальнейший жизненный путь ему пришлось пройти практически в полном одиночестве, без надежды не только на благодарность, но и на простое человеческое понимание.

Максим Горький в стихотворении «Буревестник» писал: «Безумству храбрых поем мы песню». Но, что мог позволить себе поэт, не мог позволить себе государственный деятель, осознававший весь трагизм сложившейся ситуации и сделавший ставку на будущее Руси.

Безумно храбрым быть проще. А взвалить на свои плечи ответственность за судьбу целого народа и вести ожесточенную борьбу за его спасение, даже вопреки ему, под силу очень немногим.

Храбрым может быть почти любой, во всяком случае, многие. Человеческая мудрость приходит позднее и далеко не ко всем. Мудростью государственного деятеля, способного понять глубинный ход истории, становились единицы за всю человеческую историю. Именно такая глубинная мудрость в основе по настоящему великих свершений человечества. Именно такая глубинная мудрость в подвиге Иисуса Христа, принявшего мученическую смерть во имя искупления грехов рода человеческого.

Александру Невскому предстояло одиночество при жизни и мученическая кончина во имя будущего Руси.

Но стратегичность управленца характеризует не только наличие стратегии в действиях, но и, что не менее важно, умение эту стратегию реализовать, добиться достижения поставленной цели.

Получивши ярлык на княжение во Владимире и изгнавши наследовавшего княжеский престол престарелого Святослава Всеволодовича, брат Александра Андрей начинает борьбу против татаромонголов. Впоследствии он скажет: «лучше мне бежать в чужую землю, чем дружиться с татарами и служить им».

Да, его вполне можно понять и возможно даже принять его сторону, если забыть о стратегической задаче, стоявшей тогда перед Русью, — выжить, об ответственности перед будущим своей земли.

Андрей заключает направленное против Золотой Орды соглашение с ориентировавшимся на Запад Даниилом Романовичем Галицким и братом Ярославом, княжившим в Твери. Более того он объявляет о направленном против татаромонголов союзе с Ливонским орденом, шведами и поляками.

Результатом этих, с одной стороны понятных, а с другой стороны лишенных реального смысла действий стало направление Сараем двух карательных отрядов под предводительством Неврюя и Куремсы. Одного во Владимирское княжество, другого в Галицко-Волынское, где княжил Данила Галицкий.

И опять Русь была потоплена в крови. Как сообщает летопись татаромонгольское войско «рассунушася по земле … и людей безчисла ( в плен) поведоша, да конь и скота, и много зла створше отъидоша». А Андрей, действия которого привели к трагедии для многих простых людей, бежал с семьей за границу. Ему, как говорится, было проще. Впоследствии он в 1257 г. возвратился «под руку» Александра Невского, был им прощен и направлен на княжение в Суздаль.

Другой брат Ярослав бежал на Ладогу и начал борьбу против Александра, восстановив против него новгородских бояр. Княживший в Новгороде сын Александра Василий был изгнан. Действия Ярослава привели к ослаблению Новгорода, чем не преминули воспользоваться шведы, возобновившие военные действия. В 1256 г. шведское войско высадилось в районе Нарвы и начало возводить на берегу реки крепость для организации наступления на новгородские земли.

И снова Александру Невскому пришлось вмешаться. Путем переговоров он восстановил на княжеском престоле Новгорода Василия и направил войско к Новгороду.

Этого оказалось достаточно, чтобы шведы бежали! Слишком свежо было в их памяти поражение в Невской битве.

Но Александр Невский на этом не остановился. Чтобы предупредить будущие агрессивные вылазки шведов, им был предпринят поход на Копорье и далее, что привело к освобождению от шведов юго-западной Финляндии. Этот поход, проходивший в трудных условиях северной зимы, вошел в историю под названием Полярного. Во время этого похода русское войско прошло через всю Финляндию.

Папа римский сетовал, что русское войско «многих возрожденных благодатью священного источника, прискорбным образом привлекло на свою сторону, восстановило, к несчастью, в языческих обычаях».

От тактики защиты и обороны своих позиций Александр Невский перешел к наступательной, предупреждающей саму возможность будущей агрессии. Он не противопоставлял себя Западу, но любой союз должен быть взаимовыгодным и добровольным.

Так у него после 1250 г. установились добрососедские отношения с норвежским королем Хаконом IV, несмотря на то, что норвежцы участвовали в Невской битве на стороне шведов. Речь даже шла о браке его сына Василия с дочерью Хакона IV Кристиной. В 1251 г. был подписан первый русско-норвежский договор о границе между двумя странами, сохранявший силу вплоть до середины XVI века.

После смерти в 1256 г. Батыя, а в 1257 г. его сына Сартака, с которым у Александра Невского установились дружеские отношения, политика татаромонголов по отношению к Руси ужесточилась. Дань с «русского улуса» должна была теперь доставляться не в Золотую Орду, а непосредственно в столицу империи. Великий хан Менкге прислал на Русь своего родственника Китата для переписи населения и установления дани для каждого, включая земли Северной Руси, до которых в 1238 г. не дошел Батый.

Сбор дани осуществляли чиновники-баскаки. Началось также формирование военного баскаческого войска, которое набиралось и управлялось, минуя русского князя. Добавлялась обязанность русского князя служить своими войсками хану, т.е. участвовать в военных действиях татаромонголов. Но, по всей видимости, Александру Невскому удалось этого избежать.

Таким образом оккупация татаромонголов была распространена на все русские земли и приняла более жесткие формы.

Но Александр Невский, как никто другой, понимал, что реальной возможности для сопротивления не было! Это стало новым жестким испытанием для избранной им стратегии на сохранение Руси. Собственные самолюбие, по которому был нанесен весьма ощутимый удар, и унижение были не в счет.

Речь шла о достаточно жестоких формах продолжительной оккупации страны. Впоследствии сбор дани был передан купцам-мусульманам («бесерменам», как их стали называть в народе), чья алчность не знала разумных границ. А поскольку они чувствовали за собой поддержку Великого хана, то безжалостно разоряли и крестьян и горожан, продавая за недоимки в рабство семьями. Приток русских на невольничьи рынки увеличился.

Ухудшилось и отношение к религии. Так летописец отмечает, что в 1261 г. на Русь прибыл бесермен Котлубей «злой сый, … творящее людям великую досаду и святым церквам поругася».

Ситуация складывалась очень тяжелая. Особенно тяжелой она была для Александра Невского, обеспокоенного не столько собственной судьбой, сколько судьбами тех малых земли русской, за которых он считал себя в ответе.

Никто не мог упрекнуть его в трусости – это неоднократно он доказывал на поле боя. Никто не мог его упрекнуть в безразличии к судьбам Руси – это он доказал всей своей жизнью. Ему приходилось отказываться для себя от многого, идти против всех, встречая непонимание и противодействие даже самых близких людей.

Это какое же мужество и убежденность в своей правоте надо было иметь, чтобы выстоять?

Как и его отец Ярослав Всеволодович, которому также часто приходилось бывать в Монголии и Золотой орде, Александр Невский наблюдал военную мощь Чингизидов, и что значило много больше, чем численность войска и даже его вооружение – высокую степень и эффективность его организации. Ничего хотя бы близкого по военному потенциалу тогдашняя Русь противопоставить не могла.

Вспомним Плано Карпини – посланца папы римского, бывавшего неоднократно в Монголии и хорошо знавшего военную мощь войска Чингисхана, который писал: «Татары воюют, применяя больше стратегию, чем грубую силу». Он писал: «Ни одно королевство, ни одна провинция не в состоянии выдержать натиск татар». Он о том, что у них «много солдат, вооруженных крепкими луками, арбалетами и артиллерией, которой татары наводят ужас». Он говорил также о булавах из хорошего железа, топорах с длинными рукоятками, закаленных стальных наконечниках стрел, хороших шлемах, надежных доспехах и конях.

Другой очевидец Томас де Спалато писал: «Ни один народ в мире не способен был, особенно в столкновениях в открытом поле, победить такого врага, как монголы, благодаря личной храбрости или знаниям искусства ведения войны».

Император Фридрих II, обращаясь за помощью к королю Англии, писал: «»прежде они были защищены кожей и латами из железных пластин, а теперь на них более изящные и практичные доспехи, взятые в качестве трофеев у христиан, так что к нашему стыду и горю, они будут убивать нас, пользуясь нашим же оружием».

Как видим, и у Ярослава Всеволодовича, и у Александра Невского были все основания для проведения той политики и той стратегической линии, которая была ими избрана по отношению к татаромонголам.

Чингисхану и его преемникам удалось создать военный потенциал, на голову превосходивший по своим возможностям все, что имел тогда современный им мир. Полученное ими тогда превосходство, можно, пожалуй, сравнить лишь с тем, которое получили в 1945 г. американцы, создавшие атомное оружие и сбросившие атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки.

Именно поэтому татаромонголам удалось покорить практически весь мир: и Китай, и Индию, и всю Среднюю Азию, и Персию, Афганистан, и Закавказье, и Русь, и Сирию, и Месопотамию, покорить турок-сельджуков. Ими были покорены польские княжества, Силезия, Моравия, Молдавия, Венгрия, они дошли до Австрии и Адриатики. Они направляли грозные письма папе римскому, в то время самому могущественному в Европе, стремившемуся распространить католичество на весь мир.

Чингисхан и его преемники Чингизиды покорили все, куда им удалось добраться, и во всем современном им мире не было силы, способной противостоять их могуществу. Но самая тяжелая участь постигла тех, кто географически был ближе всех и, прежде всего, Русь. Ведь Золотая Орда располагалась на Волге.

Представим себе на минуту, как пошло бы развитие событий на Руси, если бы под тяжестью всего того, что несло татаромонгольское иго, дрогнул он. И взялся за меч, как позволили себе это сделать без реальных шансов на успех многие, даже из числа самых близких ему людей.

Русь была бы окончательно потоплена в крови, несравненно больше народу было бы уведено в рабство, а оставшиеся в живых влачили бы еще более жалкое существование, беспрекословно выполняя волю своих поработителей. Городские укрепления, как это было сделано в русских городах, восставших ранее, были бы срыты, оставляя беззащитными их жителей. Такова была судьба всех восстававших, альтернативы которой не было.

Если бы дрогнул он, уцелела бы Русь? Ведь Киевская Русь, как самостоятельное государственное образование к этому моменту существовать уже перестала, и, как показало время, навсегда.

Для Александра Невского это была Голгофа. Но решение было им принято бесповоротно. Сцепив зубы, он не дрогнул, не согнулся под тяжестью креста, который выпал на его долю и долю Руси. Мы можем только догадываться, какой ценой далось это решение. Но оно было им принято и принято раз и навсегда.

Это была ситуация, противодействие в которой означало гибель. Нет, не собственную. На это он мог бы пойти без колебания и шел не раз в своей жизни. Оно означало гибель и предательство будущего, самой возможности возрождения Руси. Ведь, несмотря ни на что, оставалась надежда на время, которое может изменить судьбу Руси. Но если бы он взялся за меч, такая возможность могла бы уже не представиться вовсе.

Скорее всего, была бы непродолжительная борьба без шанса на успех с силой, противостоять которой невозможно. Он это понимал лучше других. После чего надежды на возрождение Руси уже не осталось бы. Даже время было бы бессильно помочь.

Будь благодарна Русь своему великому сыну и заступнику!

Когда началась перепись населения в Новгороде, означавшая ужесточение оккупационного режима татаромонголов, возникли волнения. Недовольных можно было понять. Новгородский летописец писал: «приде весть из Руси зла: хотят татарове тамги и десятины на Новгороде». Тамга – это торговая пошлина, а десятина – десятая часть всех остальных доходов. За всю свою историю Новгород не знал такого унижения.

Бунт новогородцев, к которому примкнул его родной сын Василий, продолжался год. Когда приблизилась грань, за которой последствия сопротивления становились необратимыми, Александр Невский направился к Новгороду вместе с ордынскими послами.

Василий при приближении отца бежал в Псков. Александра Невского в Новгороде встретила гробовая тишина. Когда ордынский посол зачитал требования Великого хана на новгородском вече, реакция новгородцев была такова. Послам были переданы для хана богатые дары, а им самим предложили «с миром» убраться восвояси – платить хану дань новгородцы отказались.

Это был открытый вызов, грозивший гибелью многих тысяч новгородцев, как это было в других городах Руси. А дань пришлось бы все равно платить, возможно еще более тяжкую.

Только один Господь знает, какой ценой удалось Александру Невскому предотвратить неминуемую беду. Но Новгород был спасен, карательной акции не последовало! Крупнейший центр торговли и ремесла Древней Руси и единственный город на ее севере был сохранен.

Но после того, как татарские послы удалились, в город вошло войско Александра Невского. В Пскове был схвачен и арестован Василий. В Новгороде началось следствие и суд. В первую очередь тяжелая кара постигла тех, кто «князя Василья на зло повел»: «овому носа урезаша, а иному очи выимаша».

И все же это было не поголовное истребление населения, которое ожидало взбунтовавшийся город в случае прихода карательного отряда татаромоноголов. За спасение пришлось заплатить свою цену. Но главное, чем был озабочен князь, не допустить самоубийственного неповиновения в будущем. Ведь во второй раз спасти город вряд ли удастся. Эти показательные казни должны были предупредить будущие волнения.

Повторяем, если бы была хоть какая-нибудь надежда на успех, действия новгородцев можно было бы понять и может быть даже гордиться их мужеством. Но на самом деле оно лишь вело к гибели и утрате надежды на будущее, кроме которой в тот момент на Руси ничего не оставалось.

Новгород успокоился не сразу. Когда началась перепись, волнения возобновились: «И бысть мятеж велик в Новегороде и по волости». Дополнительным источником недовольства стало то, что новгородская знать столковалась с производившими перепись. Дань назначалась одинаковой и для бедных, и для богатых.

Ночами убивали дружинников князя, начали истребляться ордынские чиновники, производившие перепись, снова реальной стала угроза карательной акции. И только усилиями Александра Невского перепись была доведена до конца. Наместником Новгорода вместо арестованного Василия стал другой его сын Дмитрий, еще подросток.

Александр Невский, чтобы удержать ситуацию и не допустить трагической развязки, стал жестко пресекать любые попытки оказания сопротивления татаромонголам, воспринимая такие проявления «патриотизма», как удар по выбранной им стратегии на выживание Руси. Он стал и внешне подчеркивать вассальную зависимость от Золотой Орды, ежегодно лично отвозя русскую дань.

Когда притеснения сборщиков дани стали еще тягостнее, в 1262 г. вспыхнуло стихийное восстание: «И побиша татар везде, нетерпя насилия от них». Многие из бесерменов и татар спасали свою жизнь, переходя в христианство. Все-таки в большинстве случаев это было не убийство, а изгнание сборщиков дани.

Такое развитие событий не могло устроить ни Сарай, ни Каракорум. Было уже собрано карательное войско для отправки на Русь. Александр Невский был вызван в Золотую Орду. Уезжая, он предчувствовал ожидавший его конец и, как сообщает летописец, сказал остававшимся: «Служите сынове моему, акы самому мне, всемъ животом своим». Это звучало, как завещание.

Мог ли бы кто другой в то время сделать столько для сохранения Руси, сколько удалось сделать ему? Только одному ему ведомым путем сумел он, как сообщает летописец, «отмолить перед ханом людей от беды». Карательный поход на Русь был отменен. Он добился отмены участия русского войска в войне ордынцев с Персией, которое предполагалось ранее. Более того, ему удалось добиться, чтобы сбор дани с русских земель от баскаков был передан русским князьям! А само баскачество вскоре было отменено.

Значение сделанного Александром Невским переоценить невозможно. Но ничего в этой жизни не дается просто так. За все надо платить. Ценой, заплаченной им, стала собственная жизнь. С его стороны это стало осознанным шагом навстречу собственной гибели. Зато долг перед Русью, перед ее будущим, как он понимался им самим, был выполнен.

Русский князь, пекшийся, прежде всего об интересах Руси, а не завоевателей, которым вынужден был покориться, вряд ли мог устроить Золотую Орду. Вынужденные считаться с его просьбами и требованиями, они приняли решение избавиться от него, как в свое время избавились от его отца. Как он и предчувствовал, хан, вынужденный пойти навстречу пожеланиям князя, вызванным его стремлением во что бы то ни стало сохранить Русь, домой его не отпустил. В Орде ему пришлось пробыть около года. По дороге домой он умер от тяжелой болезни. Как свидетельствует летописец: «И удержал его царь (хан) Берке, и не пускал его в Русь, и зимовал (Александр) в орде, там и разболелся». По всей видимости, он был отравлен, как и его отец.

Александр Невский хорошо был знаком с Библией. Все чаще мыслью своей обращался к Богу, на чью помощь надеялся, думая о будущем своей страны. Перед смертью он принял монашеский постриг.

И в том, что 117 лет спустя в Мамаевом побоище русское войско одолело татаромонгольское войско, нанеся им первое серьезное поражение за все годы их владычества, во многом его заслуга.

Путь к победе был не близким, она ковалась не одним поколением русских людей. Ведь сначала сохраненную Александром Невским Русь предстояло поднять, дать ей окрепнуть настолько, чтобы она смогла одолеть самую мощную в мире армию, обеспечившую на столетия татаромонгольское владычество.

Не зря английский историк А. Тойнби в книге «Постижение истории» писал, что чем сильнее получаемый народом вызов, тем сильнее стимул к его преодолению и «тем оригинальней и созидательней ответ».

Ответом Александра Невского стало сохранение Руси, национального самосознания и веры. Эстафета жизни, не прервавшейся во многом, благодаря ему, была подхвачена новыми поколениями россиян, сумевшими создать одно из могущественнейших государств современного мира.