Япония: Управленческий прорыв

Развитие экономики современного государства характеризуется возросшими техническими и технологическими возможностями промышленного производства. Более сложными стали проблемы, которые приходится решать при его организации. Все более важное значение приобретает эффективность системы управления деятельностью компании, корпорации, экономикой страны в целом. Эффективное управление способствует экономическому росту и повышению уровня жизни населения.

Особый интерес представляет опыт стран, добившихся высоких показателей экономического роста и сумевших занять лидирующие позиции в современном мире. К числу таких стран с полным основанием может быть отнесена Япония, сумевшая не только восстановить разрушенную войной экономику, но и стать одним из лидеров в наиболее интеллектоемких и востребованных отраслях мирового промышленного производства, а по основным показателям – второй экономикой мира.

Японское «экономическое чудо» надолго привлекло внимание бизнесменов и государственных деятелей. Страна, в 1950-х и 1960-х находившаяся в роли ученика, перенимавшая лучшие производственные технологии Запада, сама вскоре стала объектом пристального внимания. Ее опыт начал изучаться и перениматься ведущими корпорациями мира такими, как «Дженерал моторс», «Форд», «Дженерал электрик» и многими другими. Вчерашний ученик сумел во многом превзойти собственных учителей.

Целью стратегического развития Японии, потерпевшей сокрушительное поражение во Второй мировой войне, стал не только подъем разрушенного войной хозяйство, но и восстановление позиций одной из ведущих экономик мира, которой она была до поражения. Основным средством достижения этой цели стало овладение передовыми промышленными технологиями, поиск патентов и «ноу-хау» по всему миру, открывавших путь к завоеванию конкурентного преимущества, обучение специалистов в лучших высших учебных заведениях.

Ставка на поиск инновационных технологий стала одним из ключевых факторов, заложивших основы успеха японской экономики. Но получить технологии, способные вывести промышленное производство на новые рубежи – полдела. Необходимо было отобрать среди них действительно продуктивные и организовать их внедрение в производство, что влекло за собой реструктуризацию целых производственных отраслей. А главное – промышленное производство надо было организовать таким образом, чтобы оно стало восприимчивым к нововведения, способным обеспечить лидерство предприятий и корпораций страны. Какой из упомянутых выше факторов, обеспечивших японское «экономическое чудо», более важен, определить практически невозможно.

В представленной нашему вниманию книге предпринята попытка понять и объяснить и истоки «экономического чуда» Японии, и то, что сделало возможным его реализацию в мире, где победа в конкурентной борьбе за лидерство в промышленности и экономике может обеспечить только эффективная система управления.

Именно управленческий анализ истоков и путей реализации экономического успеха Японии, проведенный впервые системно, с позиций современного менеджмента, позволил автору книги определить управленческие технологии, обеспечившие впечатляющий рывок японской экономики.

Управленческие технологии, берущие начало во внутренней культуре и недавней истории страны, способны стать теми идеями, которые могут быть использованы и для развития российской экономики. А роль управления в организации любого вида деятельности, в т.ч. и экономического, не вызывает сомнений. Не зря один из классиков современного менеджмента Питер Друкер сказал: «Нет бедных и богатых стран, а есть плохо и хорошо управляемые страны».

Предлагаемая вашему вниманию книга состоит из трех разделов. Первый посвящен императору Хирохито, оказавшему значительное влияние на формирование внутренней культуры японского общества. Он находился у истоков экспансионистской политики Японии в 30-е годы и начале 40-х, вместе со страной пережил тяжелое поражение во Второй мировой, его авторитет во многом определил стратегию ее развития в послевоенные годы. Живой бог, каким был согласно синтоистской религии японцев император, сумел стать государственным деятелем, указавшим путь страны к экономическому успеху.

Второй раздел посвящен Коносуке Мацусита — признанному лидеру мирового бизнеса, сформировавшему собственный взгляд на развитие человечества и мировой экономики, реализовавшему многие управленческие идеи до того, как они были переоткрыты и реализованы на Западе, в частности, в США. Интересен он и как личность, показав на собственном примере, что молод и эффективен в бизнесе не тот, кто молод годами, а кто восприимчив к новым идеям и способен их генерировать и реализовать.

Третий раздел содержит анализ управленческих технологий, которые позволили крупнейшей японской автомобилестроительной корпорации «Тойота» стать лидером мирового автомобилестроения, в 2007 г. потеснившей крупнейшую американскую автомобилестроительную корпорацию «Дженерал моторс», занимавшую лидирующие позиции с 1920-х годов. В свое время мировое лидерство «Дженерал моторс» было завоевано, благодаря более эффективным управленческим технологиям и организации производства и сбыта автомобилей Питера Слоуна – младшего, по сравнению с использовавшимися Генри Фордом — создателем современного автомобилестроения.

Завоевание лидерства «Тойотой» стало возможным, благодаря принципиально новым технологиям управления и организации производства, в основе которых «дао» «Тойоты» – особый путь корпорации в организации производственного процесса и при управлении им. Лидерство «Тойоты» стало результатом целенаправленной деятельности нескольких поколений управленцев, придерживавшихся базовых управленческих технологий корпорации. Такой принцип приверженности нескольких поколений управленцев базовым управленческим технологиям назван автором эстафетным. А представленный управленческий анализ позволяет лучше понять путь Японии к экономическому успеху и управленческие технологии, обеспечившие его.

Вряд ли все тайны японского «экономического чуда» автором раскрыты, а все утверждения – бесспорны. Но представленная вашему вниманию книга – безусловно, прорыв в понимании тех управленческих механизмов, благодаря которым оно было достигнуто.

Написанная доступным для широкого читателя языком она представляет несомненный интерес и для бизнесменов, управляющих собственным бизнесом, и для государственных деятелей, и для тех, кто делает первые шаги в практическом управлении.

 

 

Руководитель секции «Экономика»

Российской академии наук,

академик Н.Я. Петраков