
МАСТЕР — КЛАСС
Москва «Экономика» 2002
ПРЕДИСЛОВИЕ
Книга посвящена обучению практическим навыкам решения управленческих задач. Основные управленческие проблемы и технологии обсуждаются на примерах управленческой практики ведущих зарубежных и отечественных компаний, бизнесменов, военачальников, государственных деятелей.
Цель предлагаемой книги — сократить существующий «зазор» между теорией и практикой управления, показать, как в управленческой практике используются основные управленческие технологии и почему отказ от их использования приводит к ощутимым потерям.
В книге обсуждается, что такое управление и руководство организацией, как определяются цели и разрабатывается стратегия, что относится к управленческим ресурсам и как их эффективно использовать, как работать с информацией. Анализируются технологии управления, основные функции управления и основной управленческий цикл, процедуры подготовки, принятия и реализации управленческих решений, основы стратегического управления и работа с персоналом.
Обсуждаются основные управленческие проблемы, возникающие при делопроизводстве и маркетинге, проведении конкурсных торгов и инвестициях, принятии управленческих решений в условиях жесткой конкуренции и ПИАРе.
Впервые в литературе по менеджменту дается с управленческой точки зрения анализ деятельности великих управленцев прошлого. Каждый раздел включает описание управленческих ситуаций, возникающие в этих ситуациях управленческие задачи, а также ответы, содержащие анализ ситуаций и решения, которые принимались управленцами.
В приложениях приводятся анкеты и формуляры, используемые при SWOT-анализе и получении информации о клиенте, проведении переговоров и совещаний, разработке стратегии организации.
Предлагаемое вашему вниманию учебное пособие — результат лекций и семинарских занятий, проведенных автором в Московской академии государственного и муниципального управления Российской академии государственной службы при Президенте РФ, в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ и других ведущих ВУЗах страны. Профессиональный уровень изложения управленческих проблем позволил автору представить изложенный материал в виде мастер-класса, рассчитанного, как на профессиональных управленцев, так и на тех, кто делает в управлении первые шаги.
Книга предназначена как для студентов и аспирантов, изучающих курс менеджмента, так и для тех, кому в своей практической деятельности приходится решать управленческие проблемы.
Оглавление:
Введение
Раздел 1. ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
Занятие № 1 Что такое управление
Занятие № 2 Целеполагание
Занятие № 3 Внешняя среда организации
Занятие № 4 Основные управленческие функции
Занятие № 5 Основной управленческий цикл
Занятие № 6 Принятие управленческого решения как основная управленческая функция
Занятие № 7 Подготовка управленческого решения
Занятие № 8 Разработка управленческого решения
Занятие № 9 Процедура принятия управленческого решения
Занятие № 10 Реализация управленческого решения
Занятие № 11 Оценка управленческого решения
Занятие № 12 Стратегия развития
Раздел 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Занятие № 1. Как осуществляется управление
Занятие № 2 Руководство организацией
Занятие № 3 Персонал
Занятие № 4 Управление персоналом
Занятие № 5 Делегирование полномочий в иерархической структуре управления
Занятие № 6 Информация как основной ресурс управления
Занятие № 7 Делопроизводство
Занятие № 8 Практический маркетинг
Занятие № 9 Конкуренция
Занятие № 10 Реорганизация системы управления
Занятие № 12 Организация избирательной компании (ПИАР)
Занятие № 13 Деловая игра «Новый руководитель»
Раздел 3. ВЕЛИКИЕ УПРАВЛЕНЦЫ ПРОШЛОГО
Занятие № 1. Александр Македонский
Занятие № 2. Наполеон
Занятие № 3. Иосиф Сталин
Занятие № 4. Стратегия Генри Форда
Занятие № 5. Ли Якокка
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Анкета Маккея
Приложение 2. SWOT-анализ
Приложение 3. Технология выработки стратегии управления
Приложение 4. Проведение переговоров
Приложение 5. Работа с деловыми партнерами
ЛИТЕРАТУРА