Великие управленцы (3-е изд.)
Каждый, кто пишет о других, пропускает написанное сквозь призму собственного опыта, собственных эмоций и понимания мира. Другого способа написать достоверный управленческий портрет не существует. Иначе – это не будет некой высшей правдой, которая одна только и может быть интересна. Человек, сам не прошедший через аналогичное, пусть в гораздо меньших масштабах, не имеющий собственных ассоциаций, не сможет до конца понять суть произошедшего, его мотивов, а значит и передать другим.
Создавая управленческие портреты своих героев, я пытался не только выделить и оценить использованные ими управленческие технологии, но и прожить вместе с ними, пусть мысленно, их жизнь. Оказаться хотя бы мысленно, как говорится, «в их шкуре». Именно это позволяет изложение максимально приблизить к достоверному, и сделать выводы, подсказанные внутренней логикой развития событий.
Мой собственный опыт работы в управлении, взгляд на его суть, технологии и проблемы, его место и роль в деятельности отдельного человека и человечества в целом представлены в предлагаемом вашему вниманию управленческом автопортрете. Может быть он поможет лучше понять изложенное в этой книге.
Некоторые считают, что жизнь – это форма существования белковых тел. С моей точки зрения, жизнь – это возможность принимать собственные решения. Мне безусловно повезло, что живу в то время, когда начала создаваться наука об управлении и впервые за тысячелетия появился инструментарий, с помощью которого может быть проанализирована и оценена деятельность великих управленцев с профессиональной точки зрения. Впервые управление стало пониматься, как особый и особо важный вид деятельности, потому что принятие решений, которые должны исполняться другими и по которым они должны жить, во все времена имело особое значение как для отдельно взятого человека, так и для народа и государства. Некоторые из принимавшихся решений оказывали влияние на развитие всей человеческой цивилизации. Возросшие технические возможности человека в мире, в котором любые расстояния стали легко преодолимыми, а экономика взаимосвязанной, при наличии оружия массового уничтожения себе подобных и жизни на Земле в целом, сделали решения, принимаемые лидерами, еще более значимыми и ответственными, способными повлиять на многое.
Поэтому переосмысление совершенного лидерами человечества, использованных ими технологий управления, истинных механизмов, которые оказывают влияние на развитие ключевых управленческих ситуаций, сегодня актуально, как никогда прежде. Вот откуда моя попытка переосмыслить управленческую практику, ее основные аспекты, закономерности и силы, определяющие его развитие.
Управленческие портреты ранее, по всей видимости, не создавались. Во всяком случае, мне об этом не известно. Были исторические описания жизни и деятельности, журналистские расследования, романы и другие жанры литературного творчества, героями которых становились великие управленцы. Но анализа и оценки с точки зрения профессионального управления не было. А ведь именно это составляет основной смысл и суть их деятельности.
И еще в одном повезло. Я оказался в горниле, в котором наука об управлении создавалась. Сначала в 60-х и 70-х годах это была работа с математическими моделями и алгоритмами решения задач принятия решений. Участвовал в создании математических методов анализа экспертной информации. Разрабатывал автоматизированные системы поддержки принятия решений.
Параллельно шла работа и в практическом управлении. После окончания Московского университета, я получил возможность заниматься вопросами перспективного планирования авиационной промышленности в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). Это было решение управленческих задач практического характера, которое продолжалось впоследствии и на других местах работы. Причем с моей стороны это всегда была попытка использовать научные методы управления в конкретной управленческой практике, опробовать их, понять зазор, к сожалению, существующий еще между теорией и практикой управления.
Типичная «траектория» исследования в прикладной науке: анализ и понимание объекта исследования – установление закономерностей – рекомендации. В управленческой деятельности типичная «траектория»: анализ и понимание управленческой ситуации – «выигрывающая» идея (ключевой фактор успеха) – решения. О достижении цели научных исследований и управленческой практики можно судить соответственно по эффективности рекомендаций и принятых решений.
Начиная с 90-х годов, в нашу жизнь вошел еще один подход к формированию науки об управлении – менеджмент, развивавшийся с начала ХХ века в США, а затем и в других странах Запада. И здесь мне повезло. С января 1993 г. до середины 1996 г. работал в российском представительстве одной из крупнейших консалтинговых компаний мира «Эрнст энд Янг», а затем сотрудничал с рядом министерств новой России, Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации, Департаментом города Москвы по конкурентной политике, с предприятиями и компаниями.
Параллельно шла преподавательская деятельность. В разное время читал лекции в Государственном университете управления, Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Знакомство, с одной стороны, с различными аспектами создающейся на наших глазах науки об управлении, а, с другой стороны, управленческое консультирование и возможность участвовать в решении задач практического управления стало платформой для попытки осмыслить управленческую деятельность человечества.
Это в моем понимании было жизненно необходимым, поскольку наука об управлении отнюдь не абстрактная категория. Ее результаты оправданы, если ими может воспользоваться управленец-практик. Причем не просто воспользоваться, а добиться того, что не могло быть получено другим путем. Реальные управленческие технологии создаются прежде всего в управленческой практике. Их анализ, обобщение и развитие – основные результаты науки об управлении и смысл ее именно в них. Поэтому и возникла идея создания управленческих портретов наиболее значительных управленцев.
ОТЗЫВЫ
Теперь немного оценок со стороны. Помощник первого президента России Бориса Ельцина Георгий Александрович Сатаров написал о моей книге «Великие управленцы. Практические занятия по управлению. Мастер-класс»: «Шутка сказать! Нам представляется возможность поставить себя на место Александра Македонского, Де Голля, Чингисхана, Королева, многих других исторических личностей. Мы попробуем решать встававшие перед ними проблемы. Серьезные практические занятия! Наконец, мы будем проделывать это, ведомые рукой Мастера. Борис Григорьевич Литвак заслужил это звание».
На подаренной собственной книге космонавт, дважды герой Советского Союза, член-корреспондент Российской Академии наук Валентин Витальевич Лебедев, проведший рекордные 211 суток в космосе, написал: «С благодарностью за боковой взгляд на проблему «Управление» на примере выдающихся личностей». Бывший министр природных ресурсов, ныне председатель Комитета по природным ресурсам Совета Федерации Виктор Петрович Орлов на своей книге «Реформы в геологии» написал: «Борису Григорьевичу от управленца-практика, с пожеланием успехов в развитии науки управления с благодарностью за содействие и помощь». Ректор МГИМО Анатолий Торкунов о книге «Великие управленцы» сказал: «Почему я считаю ее жемчужиной? Но, прежде всего, она посвящена проблеме, которая с древних времен, с самого начала существования разумного человека, мучила его: кто нами управляет, и как нами управляют?».
Господин Янь, руководитель группы по изучению Дэн Сяопина при Центре по изучению партийной литературы при ЦК КПК об управленческом портрете Дэн Сяопина написал: «Работа профессора Б.Г. Литвака о Дэн Сяопине – это первая из прочитанных мною статей, где Дэн Сяопин характеризуется как «великий управленец», при чем эта точка зрения подкрепляется аргументами. В области изучения Дэн Сяопина этот взгляд носит оригинальный характер. Автор статьи проанализировал и оценил управленческие идеи и практику Дэн Сяопина под углом китайской истории, политики, экономики и культуры, высказал много свежих мыслей». В Монголии книга «Великие управленцы» издана на монгольском языке. По всей видимости, с моей трактовкой управленческой деятельности Чингисхана там согласны.
В рецензии на вошедший в книгу управленческий портрет Иисуса Христа профессор Московской духовной академии, протоиерей отец Владислав Цыпин пишет: «…рецензируемый труд имеет несомненную апологетическую ценность и способен не только заинтересовать непредвзятого читателя, но и приблизить его к достижению той истины, которую проповедует Христианская Церковь».
Помимо «Великих управленцев», у меня вышли и другие книги. Есть, например, еще и управленческие портреты выдающихся бизнесменов «Бизнес-лидеры. Технология успеха».
Но не управленческие портреты я считаю самым важным из того, что сделано. Это вершина айсберга, которая оказалась наиболее заметной. Основное все-таки под водой. Управленческие портреты стали естественным продолжением многолетней работы по изучению и анализу технологий управления, его принципов и сути. Анализировались и развивались методы работы с экспертной информацией, которая лежит в основе управленческой деятельности.
Первой в 1982 г. вышла книга «Экспертная информация. Методы получения и анализа», о которой Сатаров написал: «Ссылки на нее можно найти и сегодня. В ней затрагивались математические аспекты теории принятия коллективных решений … Мне самому пришлось впоследствии, особенно после 1991 г., непосредственно и неоднократно столкнуться с необходимостью решения таких проблем, как выявление факторов, оказывающих наибольшее влияние на развитие социальных, экономических, политических процессов, определение их сравнительной весомости, тенденций развития. С помощью методов, аналогичных тем, которые рассматривались Б.Г. Литваком, удавалось анализировать расстановку сил в Верховном Совете России и Государственной Думе, достаточно надежно прогнозируя развитие политических процессов, вплоть до ожидаемых результатов голосования по тем или иным вопросам».
В предисловии к книге «Экспертные оценки и принятие решений» бывший заместитель министра промышленности России по экономике, а по существу первый министр экономики новой России Георгий Иванович Микерин пишет: «Автор, на протяжении тридцати лет профессионально работающий в области создания и использования экспертных технологий как в управлении проектами в бизнесе, так и при принятии управленческих решений в государственных организациях, дает в книге описание проверенных практикой методов получения и анализа экспертной информации и использования ее при управлении».
Председатель Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации Георгий Степанович Хижа в предисловии к книге «Экспертные технологии в управлении» говорит: «Автор книги Б.Г. Литвак – один из известных в стране специалистов в области экспертного оценивания и управления, эксперт Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации».
Президент-ректор Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации Владимир Константинович Егоров о книге «Практические занятия по управлению. Мастер-класс» пишет: «Предлагаемая читателям книга посвящена систематизированному изложению основ управления так называемым методом конкретных ситуаций. Этот метод, разработанный в Гарвардской школе бизнеса, является своеобразным симбиозом теории и практики».
«Разработка управленческого решения» к сегодняшнему дню выдержала семь изданий и награждена дипломом «Профессиональный учебник».
Великие управленцы, над управленческими портретами которых я работал, определялись по таким критериям, как обладание властью, индекс управленческой мысли и свершения. Обладаю ли я властью? Разве что над умами читателей своих книг, если они разделяют мою точку зрения на управление и тех, кто управлял народами и государствами.
Вместе с профессором МГУ Юрием Николаевичем Тюриным мы создали в 1973 г. первый и ставший основным в Советском Союзе, а теперь в России, семинар по экспертным оценкам, работающий до сих пор в Институте проблем управления РАН. Во второй половине 90-х был председателем Консультационно-методического совета Российской экспертной лиги. Его заседания проводились в Белом доме.
Консалтинговая и управленческая практика, помимо работы руководителем проекта в «Эрнст энд Янг», включает также работу директором Центра стратегических исследований природных ресурсов и Центра автоматизированных систем экспертного оценивания.
Особый профессиональный интерес у меня вызывают технологии организации и проведения конкурсов и аукционов, поскольку в этой практической задаче объединены и проблемы управления экономикой, и экспертные оценки, и автоматизация процесса управления. Это направление деятельности приобрело сегодня в России особое значение, поскольку посредством конкурсов и аукционов распределяются основные бюджетные и внебюджетные средства.
Обладаю ли я высоким индексом управленческой мысли? Тот факт, что мною написаны учебники, которые используются при обучении профессиональному управлению, а также книги, в которых анализируется управленческая деятельность наиболее значительных управленцев и их вклад в копилку мировой управленческой мысли, позволяет надеяться, что собственный индекс управленческой мысли не слишком низок. Анализ и сопоставление великих управленцев с управленческой точки зрения проведен впервые, в том числе впервые за 2000 лет – управленческий анализ земной деятельности Иисуса Христа. Списывать было не у кого.
Есть ли у меня свершения, заслуживающие внимания? Перечисленное выше позволяет надеяться, что кое-что в этой жизни сделать все-таки удалось. Сегодня это не более, чем субъективная оценка автора. Более определенно можно будет сказать, если мои книги и идеи найдут читателя у поколений, которые придут нам на смену. Когда выяснится отношение к ним последующих поколений, меня уже не будет, и тогда написание управленческого автопортрета станет в принципе невозможным. Поэтому лучше раньше, чем никогда.
ИСТОКИ
Я типичное дитя Второй мировой войны. 22 июня 1941 года застало меня десятимесячным на советско-польской границе под Рава-Русской недалеко от Львова, где служил мой отец – молодой лейтенант, незадолго до войны призванный в армию после окончания автодорожного техникума и курсов воентехников. Ранним утром 22 июня началась бомбежка, фашисты обрушили свою огневую мощь именно на западную границу. Матери вместе со мной удалось эвакуироваться. Некоторые исследователи выдающихся бизнесменов, сумевших сколотить миллиардные состояния, и вообще выдающихся людей, в качестве важнейших факторов формирования их личности называют частые переезды в детстве и кризисы в раннем периоде их жизни. И того, и другого в моем детстве оказалось больше, чем достаточно. Хватило бы на несколько миллиардеров.
После окончания школы, поскольку мои пристрастия определились не сразу, поступал то в металлургический институт, то на факультет журналистики, ведь все-таки писал стихи. Поступление в 1960 г. на механико-математический факультет МГУ считаю чудом. Ведь туда с трудом удавалось поступить наиболее одаренным и математически подготовленным. Чудом, потому что необходимой подготовки не было. Не меньшим чудом было и то, что его удалось закончить, ведь ежегодно отсеивалось 20-30%, которым настоящая математика оказывалась не по зубам. Математическая школа мехмата считалась одной из лучших в мире.
Но я увлекся математикой, был покорен ее строгостью, четкостью, логичностью. Затем распределение в ЦАГИ и аспирантура без отрыва от производства в Центральном экономико-математическом институте Академии наук (ЦЭМИ). Досрочно защитил степень кандидата физико-математических наук, придумав М-семейства – один из классов целочисленных оптимизационных задач управления, обладавших особыми свойствами. Через несколько лет они были переоткрыты в Японии. Тогда же я стал начальником сектора, что для консервативного в смысле продвижения по службе сотрудников ЦАГИ было достаточно редким карьерным ростом.
Как уже говорил, занимался я перспективным планированием, применяя математический аппарат, в разработке которого принимал участие. К этому же времени относится начало моего увлечения экспертными оценками, которое стало одним из наиболее долговременных увлечений в моей жизни. Через них лежит путь к пониманию технологий управления.
В 1974 г. я участвовал в переговорах с американской авиакомпанией «Локхид». Американскую сторону представляли главный менеджер и главный инженер «Локхида». В 1973 г., помимо моего сектора, мне пришлось возглавить и сектор, в котором работало бывшее руководство Министерства гражданской авиации, включая бывшего до совсем недавнего времени первым заместителем министра М.М. Кулика. Они имели неосторожность, уже работая в ЦАГИ, настаивать в Госплане на варианте перспективного самолета, отличного от предложенного новым министром гражданской авиации, мужем сестры Л.И. Брежнева и бывшим пилотом самолета, на котором летал генеральный секретарь. Насколько я помню, речь шла о самолете ЯК-40. Когда ситуация прояснилась, им запретили «писать и рисовать». Я же тогда был нейтральной фигурой, увлеченный своими научными идеями. Но опыт общения с управленцами высокого уровня дал мне много. У нас сложились дружеские отношения, и я стремился оказать им поддержку в непростой для них ситуации.
Но вскоре у меня самого начались осложнения с начальником отделения, в котором работал, Л.М. Шкадовым. Он был сильной личностью, впоследствии стал заместителем министра авиационной промышленности СССР. Его кандидатура рассматривалась на пост председателя военно-промышленной комиссии (ВПК) СССР. Мне было предложено вместо перспективного планирования заняться «железками», т.е. задачами, непосредственно связанными с конструкцией самолета. А поскольку пытался отстоять собственную точку зрения, был понижен в должности до старшего научного сотрудника. Спасибо кадровикам, что это не нашло отражения в трудовой книжке.
После того, как Ю.Н. Тюрин отошел от руководства семинаром по экспертным оценкам, я продолжал оставаться и до сих пор остаюсь одним из его руководителей. Книга «Экспертная информация. Методы получения и анализа» стала, практически, первой, в которой разрабатывались и систематизировались технологии математической обработки экспертной информации и алгоритмы принятия коллективных решений, ее использующие. Результаты, полученные в книге, стали основой моей докторской диссертации.
Последняя наша встреча с Л.М. Шкадовым состоялась в Белом доме в конце 90-х, когда мы с ведущими сотрудниками Экспертного совета обсуждали вопросы использования технологий экспертного оценивания в работе совета, а представители ЦАГИ ожидали приема у тех же сотрудников. После того, как обсуждение закончилось, они вошли. Мы оба были удивлены, но встретились, как лучшие друзья. Л.М. Шкадов первым обратился с вопросом, как дела, что я делаю и чем занимаюсь. На мои аналогичные вопросы он отвечал не очень оптимистично. По всей видимости, сказывался возраст, он был намного старше меня, и проблемы, которые не так то просто решались в то непростое для страны время. Впрочем, а когда для России оно было простым?
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Информация для управленца, да и для любого человека, принимающего решения, основное. Она оценивается, анализируется, на ее основании формируется представление о ситуации, принимаются и оцениваются результаты реализованных решений, делаются выводы и даются рекомендации.
Что является информацией для меня? Если это практическое управление, то анализ и оценка данных по интересующему меня вопросу, обсуждения со специалистами для того, чтобы понять его суть. Только после чего может быть принято решение, сделаны выводы или выработаны необходимые рекомендации.
Главное – докопаться до истины, до полного понимания управленческой ситуации, основных механизмов, влияющих на ее развитие. Важно не только, чтобы принятое решение было эффективным, но и справедливым.
Естественно, предпочтение отдается информации, которую считаю достоверной. Если информация по важному вопросу поступает из разных, независимых источников ее можно сопоставить. С работой над управленческими портретами пришло понимание, что информация далеко не всегда бывает достоверной, что ее чаще пытаются представить в нужном для того, от кого она исходит, свете. А слова нередко используются для того, чтобы скрыть истину, а не сделать ее достоянием гласности.
И в то же время никакое серьезное дело не делается в одиночку, без людей, которым можно доверять. Поэтому, как и любой, ценю тех, кому доверять можно. Есть поговорка «встречают по одежке, провожают по уму». По всей видимости, сюда входит и достоверность исходящей от человека информации, его умение держать слово.
В наш век информационного взрыва труднее разобраться в обилии информации об интересующем объекте, чем получить ее. Поэтому очень важно уметь отделить действительно важную информацию от менее значимой, а достоверную от недостоверной. Есть объективная информация свершившегося факта, есть отражение ее в мозгу очевидца, есть ее изложение очевидцем, к которому уже могут быть примешаны субъективные факторы, а исходная информация видоизменена и т.д. Поэтому важно знать, с какого рода информацией приходится иметь дело.
И еще. Информация может быть траекторной, т.е. описывать общее направление развития управленческой ситуации, и точечной, т.е. конкретным значением показателя, характеризующего управленческую ситуацию по тому или иному критерию, параметру, фактору. В зависимости от поставленной задачи используется информация одного или другого типа. При определении стратегии предпочтение отдаю информации траекторного типа. Если же речь идет о конкретном деле, то конечно предпочтительней работать с конкретными данными и показателями.
Когда работаю над управленческим портретом, чаще всего это толстая многостраничная книга или несколько книг о моем герое, передо мной задача переплавить эту информацию в сжатый 20-30-страничный текст, в котором представлены результаты проведенного управленческого анализа, его оценка, выделены основные управленческие технологии, которыми мой герой пользовался. Естественно, выработались специальные приемы работы с информацией такого рода.
Но дело не только в этом. Хочется представить целостную картину, способную создать образ героя, показать и его принципы управления, и управленческие ноу-хау, и его чисто человеческую сущность, которую разглядеть бывает, подчас, сложнее. Без этого понимание, что, как и зачем делается великими мира сего, невозможно.
В то же время делается сопоставление с рекомендациями и результатами науки об управлении. К сожалению, пока попадание далеко не стопроцентное. Это означает, что должны быть поставлены новые задачи, разрабатываться принципиально новые подходы, а ее результаты и рекомендации – уточняться и совершенствоваться.
СТРАТЕГИЯ
Как уже говорил, в стратегии я предпочитаю траекторную информацию, определяющую скорее общее направление развития, чем четкие, расписанные по дням и месяцам, планы, потому что даром в точности предвидеть будущее не обладаю. Слишком много непредвиденного возникает на пути достижения поставленной цели, да и в жизни. Но может в этом и ее привлекательность. Если все в жизни расписано заранее, она напоминает прочитанную книгу. Впрочем, может кого-то больше устраивает жизнь, в которой все заранее определено и известно.
В современном менеджменте много говорится о неопределенности и риске при принятии решений. Более того, и с этим нельзя не согласиться, без умения оправданно рисковать и принимать решения в условиях неполной информации нет сколько-нибудь значительного управленца. Ведь управленческое решение должно быть своевременным. К моменту, когда оно должно быть принято, стопроцентной информации как правило нет. А решение, принятое несвоевременно, теряет в эффективности, если вообще имеет смысл. Здесь на помощь управленцу приходит и опыт решения аналогичных проблем, и чутье, называемое управленческой интуицией.
Так уж получилось, что с юности я задумывался над тем, в чем смысл жизни, как максимизировать эффект от принимаемых решений, чем можно принести пользу человечеству. Считал, что добрым может быть только сильный, поскольку слабому реальное дело не под силу, ему бы разобраться с собственными проблемами. Вообще, чтобы сделать что-либо значимое, надо обладать возможностями. Сейчас мы называем это ресурсами, потенциалом, властью и т.д.
И еще одно. С детства жил с ощущением, что самые значительные дела ждут меня в достаточно зрелом возрасте, скорее ближе к концу жизни, чем в ее начале или середине. Как и чем это объяснить, не знаю. Но это действительно было. Поэтому жил с подспудной устремленностью в будущее.
Как я уже говорил, после окончания школы был в поиске с достаточно большой амплитудой от металлургии до журналистики. Тогда, конечно, сформировавшейся стратегии еще не имел. Это была скорее траекторная цель достаточно общего характера сделать в жизни что-то значимое.
Мехмат принес увлечение математикой, хотя не прошло и увлечение поэзией, я был в числе ведущих поэтов факультета. Четкость и строгость математики, ее инструментарий, позволявший разрабатывать алгоритмы решения, надолго покорили меня. Гораздо позже придет понимание, что возможности современной математики еще достаточно ограничены, ее точными методами может решаться только достаточно узкий круг задач. И об этом в 90-х заговорят ведущие математики мира, в частности, математик с мировым именем В. Арнольд, лекции которого мне посчастливилось слушать еще на мехмате.
На последнем курсе мои траекторные цели начали приобретать конкретность. Практику я проходил в Вычислительном центре Госплана СССР. Последовавшие распределение в ЦАГИ и поступление в аспирантуру ЦЭМИ стали первыми шагами на пути и в науку, и в практику управления.
Таким образом траекторная стратегия моей жизни конкретизироровалась, становилась все более точечной. На пути к тому, что я считаю основными своими достижениями, стратегические цели не только конкретизировались, но и видоизменялись. Корректировались и мои собственные взгляды на роль управления и пути развития науки управления.
У меня выработалось убеждение, что наука об управлении должна превратиться из собрания полезных рекомендаций и часто несогласованных друг с другом понятий и отдельных теорий в науку, способную быть и точной, и полезной. Это уже можно было считать стратегической целью, технологии и ресурсы достижения которой отчетливо просматривались.
Поскольку приходилось заниматься не только теорией, но и практикой управления, как и многие имевшие дело с практическим управлением, понимал, что возможности использования современной математики ограничены. Не зря, в докладе В. Арнольда, сделанном в 1997 г. в администрации президента РФ, прозвучал уже со стороны математиков призыв выйти за пределы традиционных математических моделей, перейти от «жестких» математических моделей к «мягким». В качестве примера «мягкой» модели приводилась следующая: «чем дальше в лес, тем больше дров». То есть Арнольд призывал к тому, чтобы учиться с математической точностью, логикой, умением анализировать и обобщать ставить и решать экономически и социально значимые задачи, возникающие в практике реального управления.
Я считаю, что мы с Ю.Н. Тюриным приступили к решению этой проблемы, создав семинар, главной целью которого стала разработка математических методов получения, анализа и обработки экспертной информации – основной при принятии управленческих решений. Это был по существу выход за пределы существовавшего математического инструментария на пути к расширению круга задач, которые могли бы решаться с его помощью. А в полезности математических подходов к постановке и решению задач управления мы не сомневались. Использовавшиеся тогда другие подходы к решению задач управления в социальных и экономических системах казались нам недостаточно убедительными.
Но в реальной управленческой практике применялись именно они, альтернативы им тогда не существовало. Сегодня положение начало понемногу меняться. Я имею в виду все более широкое применение ведущими компаниями мира и государственными организациями мощных автоматизированных информационных систем, так называемых интегрированных систем управления, использующих в том числе математические модели и алгоритмы решения. Но революционных изменений в управленческой практике, помимо новых возможностей работы с информацией, это пока еще не принесло. Необходима значительная работа по превращению менеджмента, в науку, соответствующую современным требованиям.
Для начала необходимо добиться, чтобы используемые термины всеми понимались одинаково. Ведь сегодня даже основные понятия трактуются по разному. Так, скажем, нет одинакового понимания основополагающего термина «стратегия». Когда от четкой, строгой, понимаемой всеми одинаково математики делаешь шаг в сторону науки, называемой менеджментом, разница между ними более, чем ощутима. Сегодня перед теми, кто обучает менеджменту, стоит задача систематизировано и логично, в одном ключе изложить созданное несколькими поколениями специалистов, работавших в управлении.
Мое собственное видение путей развития менеджмента, как науки, я изложил в учебнике «Разработка управленческого решения» и других книгах. А началось с того, что я положил рядом 20 учебников и монографий по менеджменту наиболее известных авторов и не обнаружил в них хотя бы двух одинаковых определений понятия «стратегия». Это означало, что, оперируя термином «стратегия» или «стратегическое управление», каждый понимает под ними разное, а это не способствует процессу разработки стратегии, если она формируется коллегиально. Не способствует это и практикуемому некоторыми ведущими компаниями мира широкому обсуждению стратегии внутри компании и ее реализации, если требуется самостоятельное принятие решений и корректировка решений, принятых ранее.
Я предложил собственное определение стратегии. Суть его в том, что управленческая конструкция, называемая стратегией, обязательно должна содержать не только стратегическую цель, в чем пожалуй все авторы единодушны. Она должна также включать технологию, то есть способ достижения поставленной цели, поскольку если он неизвестен, а может быть и попросту не существует, нет гарантий достижения цели. Если, скажем, какая-нибудь из слаборазвитых африканских стран решит запустить в космос собственный спутник, не зная технологии осуществления запуска космических аппаратов, вряд ли это можно назвать стратегией. К реальному управлению такие стратегии отношения не имеют.
Обязательно должны определяться ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели, в соответствии с выбранной технологией. Обязательной составляющей является система управления, способная обеспечить достижение поставленной цели. Мы неоднократно являлись свидетелями того, что отсутствие эффективно работающей системы управления делает невозможным достижение поставленной стратегической цели. Отсутствие хотя бы одной из перечисленных составляющих стратегии превращает ее из управленческой конструкции во взгляд и нечто, не более того.
Прошу прощения у читателя, за то, что углубился в обсуждение термина «стратегия». Но так же обстоят дела и с другими основополагающими терминами современного менеджмента. А ведь в математике, скажем, синус или корень квадратный, или дифференциал, как говорится, и в Африке имеют тот же самый смысл.
Многие теории, школы, подходы отражают разные срезы одного и того же явления в менеджменте, имеющего комплексный характер. Основанием для постановки стратегической цели: сделать науку об управлении более точной, а ее рекомендации – более надежными послужило то, что удалось побывать «по обе стороны баррикад» и в роли теоретика, и в роли практика.
Особое место в ее достижении принадлежит управленческим портретам. Ведь именно в использованных наиболее значительными управленцами технологиях содержатся наиболее значительные достижения практической управленческой мысли. Они должны быть объяснены наукой об управлении, ведь многие из их управленческих находок взяты на вооружение, как, скажем, линейно-функциональная система управления организацией, впервые использованная Александром Македонским, или иерархическая система управления, впервые примененная еще библейским Моисеем.
При этом использование управленческих находок наших великих предшественников, а возможно и современников, должно носить не случайный, эпизодический, а системный характер. Проходя мимо их опыта и управленческой практики, мы во многом лишаем себя возможности принимать более эффективные управленческие решения, чем те, которые принимаем, не наступать на одни и те же «грабли» многократно. Уникальный управленческий опыт и технологии должны изучаться. Им должна быть дана адекватная оценка.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
К 90-м годам, несмотря на тяжелое положение, в котором оказалась российская наука, «утечку умов» и прочее, направление экспертного оценивания набирало силу и оказалось востребованным даже в это нелегкое время. Появились авторы, выпускавшие книги по экспертным оценкам, как говорится, «с нуля». А ведь к этому моменту, помимо многолетней работы уже упоминавшегося семинара, множества статей и по крайней мере десятка широко известных книг, уже были разработаны и приняты несколько стандартов, в которых технологии экспертного оценивания и даже некоторые методы обработки экспертной информации, прежде всего статистического характера, были регламентированы. Как говорится, свято место пусто не бывает. Если есть спрос, найдутся и готовые предложить свои услуги.
Когда мы начинали работать в области экспертного оценивания, в академических кругах эти работы считались нонсенсом, поскольку в них был явный отход от того, что освящено классической математикой. Это уже позднее, двадцать лет спустя необходимость таких исследований и разработок признают и математики.
Мы же действовали, прежде всего, исходя из принципа обратной связи, понимая еще в начале 70-х востребованность разрабатываемых экспертных технологий и методов решения актуальных управленческих задач. Ведь основной причиной неэффективности тогдашней, становившейся все более консервативной системы управления, было отсутствие эффективных технологий управления и адекватной реакции на происходившие изменения, как внутри, так и вне страны.
Серьезные научные исследования многих авторов ведущих научных институтов страны, объединенных нашим семинаром, изменили отношение к разработке методов экспертного оценивания, имеющих явное практическое значение. Это был как раз тот случай, когда практическое внедрение получаемых научных результатов, не вызывало проблем. Как показало время, обратная связь было понята верно. Работы в области экспертного оценивания даже в академических кругах перестали считаться нонсенсом.
Во второй половине 90-х необходимость внедрения экспертных технологий, а также разработки и принятия законодательных актов, регламентирующих организацию и проведение экспертиз, поддержали ведущие специалисты Экспертного совета при Правительстве РФ. В их числе председатель Экспертного совета в ранге вице-премьера Георгий Степанович Хижа, ответственный секретарь совета Вячеслав Иванович Волков и другие. Мне было предложено принять участие в создании Российской экспертной лиги, основной задачей которой стало объединение специалистов в области экспертного оценивания, разработка методических материалов по использованию экспертных оценок, деятельность по повышению профессионализма в этой важной составляющей процесса управления. Ведь оценки экспертов нередко оказывают определяющее влияние на управленческие решения.
На заседаниях Экспертного совета рассматривались целевые программы развития страны. И как правило экспертами давались объективные заключения, хотя труд эксперта практически не оплачивался. Но в кругах ученых и специалистов еще живы были традиции, когда важные работы делались подчас бесплатно, на одном энтузиазме. К тому же участие в работе Экспертного совета считалось престижным, ведь это было признанием высокого профессионального статуса специалиста.
Основная деятельность Российской экспертной лиги осуществлялась через Консультационно-методический совет – ее мозговой центр. Была установлена обратная связь с ведущими специалистами и организациями страны, работавшими в области экспертного оценивания. Оказалось, что более, чем в 60 отраслях экспертные оценки стали основным инструментарием управленческой деятельности не только при решении вопросов организационного, но и профессионального характера. К их числу относились пищевая промышленность, медицина, образование, природные ресурсы, строительство, финансы, судебная экспертиза, драгоценные металлы, не говоря уже о произведениях искусства или национальной безопасности. Туда же входила и оборонная промышленность с ее многочисленными разветвлениями.
Технология принятия управленческих решений на всех уровнях управления также построена на оценках, заключениях, суждениях экспертов. Да и руководитель, принимающий окончательное решение, в конечном счете, эксперт. Решающую роль играют его собственный опыт, знания, владение информацией, которой не обладают другие, наконец, интуиция, индивидуальная склонность к риску в условиях неопределенности, умение брать ответственность на себя.
Несмотря на столь различные области применения экспертных оценок, оказалось, что методы получения, анализа и обработки экспертной информации в основном универсальны. Необходимы были анализ, классификация, систематизация методов экспертного оценивания, разработка методических рекомендаций по их использованию.
Все это вошло в планы работы Консультационно-методического совета. На его заседаниях обычно присутствовал представитель Экспертного совета. Не редко это был сам Г.С. Хижа, или В.И. Волков, который вел заседание вместе с председателем Консультационно-методического совета.
Тогда же стало понятно, что нужны не только разработки методического характера, но и законодательные акты, регламентирующие экспертную деятельность. Распоряжением председателя Экспертного совета на базе Консультационно-методического совета была создана группа по разработке проекта закона об экспертной деятельности. И такой проект закона, носившего рамочный характер, то есть пригодный для использования во всех областях деятельности, был разработан. Ведь к этому времени появились законы об экспертной деятельности в экологии, оценочной деятельности, соответствующие разделы других законов. К сожалению, этот закон так и не был принят. Отдельно разрабатывался закон об экспертной деятельности в государственной службе, впоследствии принятый странами СНГ.
Еще одна попытка разработки закона об экспертной деятельности была предпринята в 2002 г., но и она по каким-то причинам до финиша не дошла. Мне довелось войти в состав рабочих групп, которым была поручена разработка этого закона и в первом, и во втором случае. Осталось чувство сожаления, что проделанная работа не получила логического завершения. Установленная Консультационно-методическим советом обратная связь, подтверждала необходимость такого закона. Принципы и технологии применения экспертных оценок должны быть регламентированы, ведь заключения экспертов играют определяющую роль при принятии управленческих решений, и делаться должны профессионально по прозрачным и однозначно понимаемым правилам.
ИНДЕКС УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Вглядываясь в многовековую историю человечества, возникновение и гибель выдающихся карьер, народов, империй, цивилизаций, невольно стараешься понять, что лежит в основе происходящего, что движет отдельным человеком и организациями, в которые люди объединены волею судеб?
Возможны разные ответы на этот не простой вопрос. Согласно Библии Бог создал Адама и Еву и дал им райскую жизнь. Но уже в этом заложена интрига – змей-искуситель, подбивает человека вкусить от древа познания. Плата за познание – изгнание из рая. И первый человек, подталкиваемый врожденной любознательностью, пусть неосознанно, платит ее за стремление познать мир!
Это первое принятое им и реализованное самостоятельное решение – первый выбор, который ему пришлось сделать. Между безбедной жизнью в раю, дарованной Богом, где все заранее известно, и шагом в неизведанное, где все приходится добывать трудом праведным, потом и кровью. Зато ты сам себе хозяин, и от того, насколько удачным оказалось твое решение и результат его реализации, зависит жизнь твоя и твоих близких.
Но все ли зависит от самого человека и всегда ли он имеет возможность и право на самостоятельное принятие решений? Далеко не всегда. Появляется власть одного человека над другим, над многими, над всеми. История знает случаи, когда один завоевывает власть практически над всеми народами Земли. Вспомним Александра Македонского, Цезаря, Чингисхана и других. Но и он оказывается бессилен перед неизбежной смертью.
В то же время познание способно многократно увеличить возможности человека и материальные, и духовные, и даже продлить человеческий век. Стремление к познанию повергло человека в пучину страданий. Но может быть именно оно и способно возвысить его? Уже сегодня человечество может гораздо больше, чем тысячи и даже сотню лет тому назад, но стало ли оно счастливее?
Что же движет человеком, что отличает от всего сущего, что позволяет создавать не существовавшее ранее? Это мысль человеческая, определяющую роль которой осознавали лучшие умы человечества, начиная от Сократа, Анаксагора, а возможно и гораздо раньше. Именно она в основе всей целенаправленной деятельности человека. Она и следствие, и первопричина познания. Она дает понимание того, что формы деятельности человека многообразны, а закономерности едины.
Пытаясь понять многовековую практику управления, все больше осознаешь роль того, что принято называть управленческой мыслью. Именно она – его истоки и суть, альтернативы ей нет. Поэтому я взял на себя смелость ввести термин «индекс управленческой мысли» (21). Анализируя управленческую деятельность человека, его великих управленцев, я все больше убеждался в той роли, которая принадлежит управленческой мысли (22,23). Более того, одним из трех критериев, на основании которых определялось, кого можно отнести к великим управленцам, вслед за критерием обладание властью был выбран индекс управленческой мысли. Хотя правильнее именно его назвать первым, ведь сначала была управленческая мысль, поставившая целью получить власть и показавшая путь к реализации этой цели. Третий критерий – свершения, характеризует сделанное великим управленцем, обладавшим и высоким индексом управленческой мысли и властью, оставшееся в памяти человечества.
Именно неуклонно возраставший индекс управленческой мысли, спроецированный на конкретные условия, в которых принимались судьбоносные управленческие решения, стал основной движущей силой, определившей пути развития человечества.
Управленческая мысль стала для меня объектом изучения и анализа. В работе (24) приведены формулы, которые могут использоваться для расчета индекса управленческой мысли. Но главное верно понять его суть и влияние, которое он оказал. Косвенной характеристикой индекса управленческой мысли великих управленцев послужило их общение, духовная и интеллектуальная близость с великими мыслителями. Действительно, рядом с Периклом мы видим Сократа, рядом с Александром Македонским – Аристотеля, рядом с Августом – философа Арея, рядом с Екатериной II – властителя умов своего времени Вольтера, даже рядом с Чингисханом мы видим китайского мудреца Елюй Чуцая (25).
Конечно, это только косвенное свидетельство их интеллектуального уровня. Но совершенное ими и анализ их деятельности позволяет говорить о том, что они в совершенстве владели управленческими технологиями, основными этапами управленческого цикла и основными управленческими функциями, а самое главное, обладали умением генерировать блестящие управленческие идеи, реализация которых поставила их в один ряд с великими управленцами человечества.
Следующим шагом, который был сделан после осознания значимости управленческой мысли и характеризующего ее индекса управленческой мысли, стала идея мастер-класса по управлению, главная задача которого обучение путем развития управленческой мысли у управленца, уже овладевшего основами менеджмента и имеющего собственный опыт управленческой работы. На занятиях мастер-класса управленческие технологии используются для анализа возникающих при реальном управлении ситуаций, с которыми приходится сталкиваться управленцу в его практической деятельности, и подготовки управленческих решений, при выработке стратегии развития объекта управления и т.д. Это как самостоятельное вождение автомобиля с сидящим рядом инструктором по тем дорогам, по которым приходится ежедневно ходить пешком.
Мастер-классы отличаются от кейс-технологий Гарвардской школы, которые оперируют с кейсами – типичными ситуациями, характеризующими основные положения современного менеджмента. Но жизнь тем и интересна, что она далеко не всегда и не во всем предсказуема. Мастер-классы – это работа с ситуациями, возникающими в реальной управленческой практике, при реальном противодействии конкурентов, завоевании лидирующих позиций, выхода из трудных положений, от которых не гарантирован никто. В мастер-классе не обучение стандартным приемам и технологиям управления, а развитие управленческой мысли! Они готовят управленца к принятию решений в самых сложных и непредсказуемых ситуациях. Применение управленческих технологий в реальных управленческих ситуациях, а возможно и принципиально новых способов решения возникающих проблем – основное содержание занятий мастер-класса.
Ведущим мастер-класса может быть лишь сам владеющий в совершенстве управленческим мастерством, теорией и практикой управления, а главное способный генерировать управленческие идеи, адекватные анализируемым управленческим ситуациям, на основании которых могут вырабатываться и реализовываться эффективные управленческие решения. Причем способный не только генерировать эффективные управленческие идеи, но и обучить этому высшему управленческому искусству другого.
Первые мастер-классы были проведены на предприятиях и в учебных заведениях, где обучались управленцы, имевшие опыт практического управления.
УПРАВЛЕНИЕ И ЧЕЛОВЕК
Лидеры в области управления и духовные лидеры человечества, как правило, разные люди. В редких случаях эти две функции удается совместить. Завоевывать и удерживать власть, завоевывать и укреплять позиции своего народа или государства, сохраняя при этом высокие нравственные принципы удается далеко не всегда. Разные цели требуют разных методов их достижения. О сути власти Никколо Макиавелли сказал: «Цель оправдывает средства». Многие упрекают его в безнравственности. Но он был не безнравственен, а правдив, рассуждая о сути управления и тех, кто управление осуществляет.
О Чингисхане, Александре Македонском или Наполеоне мы можем говорить, как о великих управленцах. В то же время на них тысячи погубленных жизней – никакое завоевание не совершается бескровно. Мы не можем говорить о них как о лидерах, достигших высоких нравственных целей. Поэтому были написаны управленческие портреты тех, кто стал признанными лидерами человечества в области этических ценностей – в современной религии – Иисуса Христа и в области светской духовности и нравственности – Сократа.
Резко возросшие за последнее столетие возможности человека и процессы глобализации, когда реальностью стало создание единого экономического пространства, а политические процессы приобретают все более выраженный глобальный характер, делают управленческие решения, принимаемые лидерами, более значимыми, в большей степени оказывающими воздействие и влияние на региональные и глобальные интересы человечества. А значит выше мера ответственности и все большее значение приобретает этическая составляющая, которая должна учитываться при принятии управленческих решений. Уже далеко не любые средства может оправдать цель, которая поставлена, ведь сегодня существуют средства, способные погубить человечество. Или привести к ситуации, когда такие средства могут быть задействованы.
В то же время появилась возможность решать проблемы социального и экономического характера, которые ранее были неразрешимыми. Более глобальный характер приобретает вечное противостояние между любовью к ближнему и ненавистью к нему. С одной стороны, мы видим человека более гуманным, устанавливающим демократические ценности, а, с другой стороны, цинично жестоким. За сравнительно небольшой по историческим меркам срок были и нашествие гуннов, предводительствуемых Атиллой, и татаро-монголов, предводительствуемых Чингисханом. ХХ век был поражен «коричневой чумой» с чудовищной машиной уничтожения себе подобных, невозможной ранее.
В то же время параллельно шло нравственное взросление человечества. Самой читаемой книгой на Земле стала Библия с ее знаменитыми заповедями «не убий», «не укради» и т.д. Был совершен великий подвиг Иисуса Христа во имя спасения рода человеческого. И миллиарды людей с момента Его гибели пошли за Его светлым учением, не один принял мученическую смерть за светлые идеалы человечества. Как протест против несправедливости власть имущих вспыхивали восстания и революции, целью которых были лучшие условия жизни для многих и новое государственное устройство с новыми лидерами.
Но видно таковы уж универсальные законы управления, что новые лидеры концентрировали власть в собственных руках. Снова устанавливалась иерархическая структура обладания реальными возможностями, ресурсами и полномочиями, иерархическая структура власти. Менялось все: провозглашаемые цели, внутренняя культура, образ жизни, лидеры и элита, но неизменными оставались законы управления. Ни разу не удалось реализовать великую идею Иисуса Христа: «кто между вами хочет быть большим, да будет вам слугою». Называвшие себя слугами народа Директория времен Великой Французской революции или Центральный комитет партии после Октябрьской революции в России «слугами» были только номинально. Искушение властью слишком велико.
Зрелость человечества определяется не только возросшими возможностями, но и формированием внутренней культуры, способной противостоять насилию и несправедливости. Умением отличать истинную заботу об интересах человека и любовь к нему от прикрывающихся ими ненависти и жестокости к себе подобным. ХХ век, и прежде всего его первая половина, наглядно показал, что говорить о зрелости человечества, к сожалению, еще преждевременно.
Этическое начало в различной степени присутствовало или отсутствовало в управленческих решениях, принимавшихся лидерами человечества, находившимися у власти у разных народов в разное время, и во многом влияло на судьбы собственного народа, близких и далеких соседей. Поэтому в их управленческих портретах оно также становилось объектом внимания. Его во многом определяла чисто человеческая сущность управленца, внутренняя культура эпохи и страны, в которой он жил. Именно в них истоки отношения управленца и к выбору целей, которые ставятся и к способам их достижения.
Иногда сквозь толщу лет и таинств чужой жизни удавалось разглядеть отношение к женщине или к мужчине, если героем управленческого портрета становилась женщина, и роль, которую они играли в их жизни, а возможно и в принимавшихся ими решениях.
Сочетание власти и этического начала сегодня приобретает особое значение, когда ответственность за решения, принимаемые лидерами, возросла вместе с возможностями человечества. Особо хочется сказать о роли России, во все времена принимавшей на себя многие беды и страдания на пути поиска истины и справедливости. На этом пути были и стойкость, и умение идти до конца, не считаясь с тяжелыми потерями, и унижение, и имперские амбиции, умение подчинить все общим интересам, любой ценой отстоять независимость. В первую очередь жертвы, понесенные Советским Союзом, преградили путь фашизму, в противном случае мир оказался бы во власти арийцев с их человеконенавистнической идеологией. Весом вклад России и в то, чтобы сегодняшний мир стал многополярным – то есть, чтобы правом участвовать в принятии важнейших для судеб человечества управленческих решений обладали многие, чтобы оно не стало достоянием одного.
ПОИСК ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Несмотря на то, что за прошедшие тысячелетия человечество познало многое, неизмеримо выросли его технические и технологические возможности, будущее все также содержит много неопределенного и непредвиденного. Кто может поручиться, что мир через 10 или 15, а тем более через 100 или 200 лет будет один к одному соответствовать придуманному кем-то сценарию.
Согласно древней мудрости, наряду с предначертанной свыше судьбой, есть сознательный выбор человека и его собственные решения, влияющие на будущее. Даже астрология со своим постулатом «звезды склоняют, но не обязывают» оставляет за человеком право на собственные решения, способные повлиять на будущее.
Готово ли сегодня человечество в полной мере взять на себя ответственность за собственную судьбу? Или хорошо, что есть нечто, не зависящее от воли человека, и основные усилия затрачиваются на то, чтобы понять ход грядущих событий и соотнести с ними свои действия, а не заставить их течь в определенном направлении?
Ответы на эти вопросы во многом определяют, насколько сегодня сильна этическая составляющая при принятии хотя бы наиболее важных – судьбоносных решений. По всей видимости, утверждать, что ей принадлежит в этом определяющая роль, оснований у нас недостаточно. Непрекращающиеся войны, которые ведутся по сей день, уничтожение себе подобных, как уже говорилось, вряд ли можно считать аргументом в пользу зрелости человечества и эффективности устройства человеческого общества. Это если говорить о судьбах стран и народов. А если говорить об отдельной человеческой судьбе, то здесь, по всей видимости, проблем еще больше. Многое зависит и от того, кто получает право на принятие судьбоносных для человечества решений.
Поэтому может быть многополярность все более глобализирующегося мира есть благо. Его судьбы решаются не одним человеком или группой людей по их усмотрению. Ведь для принимающего решения, как правило, собственные интересы ближе, и это не может не повлиять на принимаемые решения. Не последнюю роль играет мужество, индекс управленческой мысли, потенциал тех, кто стремится отстоять право на самостоятельное принятие решений, определяющих собственную жизнь, т.е. проводит политику, учитывающую собственные интересы, независимую от политики мирового лидера.
Каждый видит будущее по своему. Каким оно будет в действительности – тайна и основная интрига завтрашнего дня. Этим жизнь и интересна, как игра, которую еще только предстоит сыграть. И каждый живет надеждой на собственный успех.
Мне интересно участвовать в этой, к сожалению, не бесконечной игре. А если удастся, добиться целей, которые перед собой поставил. Это, прежде всего, внести посильный вклад в развитие науки об управлении, в разработку ее технологий, базирующихся на реальной управленческой практике, в которой достойное место принадлежит великим управленцам. Удастся ли осуществиться моим замыслам, покажет жизнь.
Сегодня я имею возможность принимать участие в реальной управленческой практике, а не только наблюдать ее со стороны. Это служит экспериментальной площадкой для возникновения и проверки управленческих идей. А работа рядом с управленцами, способными генерировать и реализовывать собственные управленческие идеи, обладающими «незашоренным» взглядом и пониманием идей, предлагаемых другими, позволяют обогатить арсенал управленческих технологий. В то же время они дают возможность формировать управленческие теории и конструкции, не оторванные от практики, а непосредственно с ней связанные, являющиеся ее непосредственным продолжением.
Именно такие управленческие теории и конструкции и основанные на них рекомендации могут быть использованы управленцами-практиками. Они способны повысить эффективность практического управления, сделать его более стратегичным, профессиональным, позволяющим на качественно новом уровне решать возникающие проблемы. В то же время профессионализм и управленческое мастерство, дающие обоснованную раскованность при решении важных управленческих задач, открывает новые возможности для поиска новых нестандартных, но подкрепленных технологической и ресурсной базой решений. Именно такие решения приводят к успеху и способны обеспечить лидерство.
Жизнь она не «линейна» и время не равномерно и не равноценно. Есть моменты времени, в которых не происходит ничего существенного, а есть такие, которые решают многое в будущем, по новому освещают прошлое. Это критические точки, в которых делается выбор дальнейших шагов, путей решения проблем, будущей судьбы. В них возможны альтернативные варианты действий, которые необходимо найти, оценить их последствия, остановиться на одном из них, приняв на себя ответственность за его результат и риск возможной неудачи, поскольку велика степень неопределенности.
Поэтому так притягательно ощущение успеха, победы, оправдавшегося риска. За ними новые возможности, а значит возможность принятия новых решений. Это и есть жизнь, которая продолжается.Конечно, реальная жизнь и реальная управленческая деятельность – это далеко не всегда сплошная полоса удач и успеха. Благоприятные обстоятельства чередуются с неблагоприятными. Но более глубокое понимание законов управления позволяет отыскать и реализовать управленческую идею, приводящую к цели, там, где без такого понимания это невозможно. Оно делает вероятность успеха более высокой.
Хочется верить, что проект «человечество» окажется в конечном счете успешным. И не последняя роль в этом должна принадлежать системе эффективного управления.
Нет состоявшихся и несостоявшихся цивилизаций, а есть хорошо и плохо управляемые цивилизации.
И если удастся внести хотя бы небольшую лепту в понимание процессов, закономерностей, деятельности лидеров, оказывающих определяющее влияние на развитие человечества, буду считать, что жизнь прожита не зря.