Великие управленцы (2-ое изд.)


Судьба Иисуса Христа – Сына Человеческого – одна из самых великих тайн, одна из его самых знаковых трагедий, оказавших исключительное влияние на судьбы человечества. Когда мы обращаемся к происходившему на земле Палестины две тысячи лет тому назад, многое кажется наивным, чудеса кажутся не столь уж значительными.

Однако неизменными остаются проблемы силы и слабости человека, добра и зла, истинного и показного, социального неравенства и справедливости. Все так же неизбежна роковая черта, за которой либо небытие, либо нечто недоступное нашему земному знанию. Вера начинается там, где кончается знание. Две тысячи лет спустя человечество знает намного больше и, в то же время, все так же недостаточно, чтобы ответить на основные вопросы, мучившие его с давних времен.

Многие проблемы стали значимей и острей. Резко возросшие возможности человечества привели к тому, что появились такие решения, последствия которых могут оказаться роковыми для всего человечества.

Жизнь идей не менее важна, чем жизнь людей. Оказываемое ими влияние, пожалуй, более значительно. Идеи Иисуса Христа на тысячелетия пережили Того, кто нес их людям. Его мыслями и верой живут многие. Несмотря на то, что две тысячи лет во многом изменили человека, многое из того, чем жил Иисус Христос, актуально и сегодня.

Мы не ставим перед собой задачу анализировать, а тем более оценивать Его учение и идеи, которые он нес людям. У нас задача несравненно более простая. Мы хотим понять методы или, говоря современным языком, управленческие технологии и принципы, которыми руководствовался Иисус Христос, как реальная личность, для достижения Своей великой цели.

К моменту рождения Иисуса Христа человечество в своем развитии прошло разные стадии в понимании им окружающего мира и основных сил, определяющих жизнь человеческую. Мысль человека пытается проникнуть за те пределы, где принимаемые им решения, какой бы властью он ни обладал, не могут повлиять на ход событий. Там начинается власть богов. Нам хорошо известен древнегреческий и древнеримский пантеон, боги Египта и Персии, других стран тогдашнего мира.

На этом фоне выделяется Израиль, не всегда способный отстоять собственную независимость, но зато твердо ставший на путь того, что мы сегодня называем монотеизмом, то есть признания существования единого Бога. Двенадцать колен израилевых воздвигают камень с надписью “Да будет это свидетельством между нами, что Иегова – единый Бог”. Верность единому Богу отличает народ Израиля от других народов. Во все времена, начиная с Моисея, Израиль имел своих пророков, обладавших ясновидением настоящего и полнотой веры в конечное торжество божественной истины. Их мысль становилась видением, а пророчества появлялись, как вспышки молнии, внезапно освещающие истину.

Непоколебимо верили пророки и в Спасителя рода человеческого или Мессию. Библейский пророк Исайя, предрекая пришествие Мессии говорит: “… и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде и дела страдальцев земли – решать по истине…”.

Образ Мессии витал над Израилем, переживавшим многие бедствия и напасти и ждавшим Его прихода, как избавления. Даже живший примерно в то же время древнеримский поэт Вергилий ожидает Божественного Младенца, “рождение которого должно изгнать железный век и вернуть для всего мира век золотой…”

Наша задача проанализировать деятельность Иисуса Христа, как одного из величайших управленцев мира. Была ли в Его действиях, подчеркиваем, что рассматриваем Его, как человека жившего и действовавшего среди людей, стратегия? На этот вопрос с полным основанием можно ответить утвердительно.

Иисус Христос видит трудную, полную лишений жизнь простого народа, болезни, холод и голод, незащищенность его от внешнего врага и собственных книжников и фарисеев, поедающих “домы вдов”, но при этом “лицемерно долго” молящихся.

Почувствовать ответственность за свой народ, находящийся под властью римских цезарей, осознать, что если не ты облегчишь его страдания, то больше это сделать некому, принять вызов судьбы, действительно, удел избранных.

Когда Иисус Христос, наравне со всеми принимает крещение от Иоанна Крестителя, проповедника, за которым идет простой народ, жаждущий облегчения своей участи, тот, видя неземное сияние, которое излучают Его глаза, сразу узнает в Нем Мессию. Но Иисусу Христу еще необходимо определить Свой путь в земной жизни или, выражаясь языком науки об управлении, определить стратегическую линию своей жизни.

Иисус Христос все яснее осознает Свое великое призвание – спасение рода человеческого ценой собственных мук и страданий. Другого пути для себя Он не видит. Но принятие этого самого главного в Его жизни решения остается за Ним. Ему еще предстоит серьезное испытание – сорокадневное уединение и пост, о котором говорится в Евангелии.

Удалившись в пустыню, Он предается размышлениям о Своем земном пути. Необходимо сделать окончательный выбор. Но этот выбор Он совершает не только разумом, но всем Своим существом.

Во время уединения дьявол искушает Его. Вопросы дьявола лукавы, обещания заманчивы. Однако Иисус Христос все более укрепляется в принятом Им решении. Дьявол поднимает Иисуса на “весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне”.

Но предложения дьявола не могут найти отклика в душе Иисуса. Он ему говорит то, во что верит: “Господу Богу твоему поклоняйся и одному Ему служи”. Дьявол отступает.

Но что ждет Его впереди? Как сложится Его собственное будущее? Он предчувствует Свой тернистый путь сквозь зло и людское неверие. Он знает и о Своих грядущих муках. Но в Его душе боль и беды малых мира сего. Он готов принять их муки во имя спасения их.

Таким образом, самое главное стратегическое решение Иисусом Христом принято. Принято окончательно и бесповоротно.

После длительных размышлений Он осознанно избирает жертвенный путь Своего земного существования, путь искупления вины рода человеческого. Пожалуй, более возвышенной и великой цели человечество не знало. Цель Иисусом Христом была выбрана однажды и навсегда.

Управленческий ресурс, с помощью которого эта великая цель спасения рода человеческого может быть достигнута – Его слово, проникающее в души, Его пророческий дар, та великая божественная истина, которая открылась Ему и которую Он несет людям.

Управленческим ресурсом Иисуса Христа является также Его дар творить чудеса, что не под силу простому смертному, Его умение исцелять людей. Но если врач пытается исцелить человека, воздействуя на тело, то Иисус Христос воздействует на душу, очищая ее от греха. И Его способ лечения оказывается более действенным, а воздействие на больного – мгновенным. Он исцеляет многих. Путь исцеления – это вера человека в Божественное начало, осознание своей греховности и покаяние.

Если же говорить о тех управленческих технологиях, которые использует на избранном им пути Иисус Христос, то это также результат Его осознанного выбора.

ЗнаниеИисуса Христа основано не только на изучении фактов прошлого, которые доступны простому смертному, но и на глубоком понимании сути дел рода человеческого, открывающейся Ему в Его размышлениях над судьбами человечества. Какой путь избрать Ему самому, по какому пути повести Свой народ, так долго ждавший появления Мессии и избавления?

Ведь люди внимают Его речам, они проникаются верой в ту божественную истину, которую Он перед ними открывает. За Ним идут тысячи, слушая Его проповеди и называя своим Учителем.

Издревле известны два пути избавления от угнетения и унижения. Первый – это путь меча, путь Селевкидов и Маккавеев, поднявших народ Израиля на борьбу за независимость.

Второй – путь Соломона, отложившего меч, царствовавшего в мире, построившего храм Божий. Но тогда Израиль не был под пятой врага.

Каким должен стать путь Иисуса Христа?

Выбор пути Селевкидов и Маккавеев, которого ждут от Него Иоанн Креститель и народ Израиля, готовый откликнутся на Его призыв, приведет к новой крови и страданиям тысяч людей. Это ли путь Божий?

Путь Соломона прекрасен. Но он нереален, ведь Израиль находится во власти римлян. А, самое главное, он не дает очищения от греха, не ведет к совершенствованию человеческой души, не позволяет заглянуть за черту земной жизни.

Поэтому Иисус Христос избирает иной путь – путь искупления, спасения рода человеческого пусть даже такой ценой, как жестокие муки и унижения, собственная земная жизнь.

Он создает и соответствующую систему управления, способную обеспечить достижение стоящей перед Ним цели. Во главе Он – Сын Божий, вокруг Него ученики – апостолы, далее все остальные, внемлющие Ему, и, наконец, те, кто пока отделен от Него далекими расстояниями и сотнями лет, но до которых дойдет Его слово. Иерархия в этой системе управления обращена в противоположную сторону. Выше не тот, кто обладает большей властью, а тот, кто способен больше пострадать за грехи человеческие, кто готов заплатить более высокую цену собственных страданий и унижений во имя спасения рода человеческого.

Ближайшие ученики Иисуса Христа – это, пользуясь современной терминологией науки об управлении, Его команда, которая разделяет Его убеждения и Его веру, которым Он, выражаясь языком науки об управлении, делегирует часть своих полномочий. Ведь они получают великое право нести людям слово Божье, исцелять больных, облегчать страдания.

Перед Иисусом Христом непростая задача донести до сотен, тысяч, миллионов людей, отделенных от него пространством и временем, Божье откровение, благую весть о спасении рода человеческого.

В те времена не существовало иных способов коммуникации, кроме непосредственного общения. Поэтому, чтобы донести людям, открытое Ему, нужны ученики, способные нести людям слово их Учителя, слово Мессии. А поверившие Его слову, прозревшие божественную истину, должны передавать свою веру ближнему. Только так великая благая весть может дойти до душ человеческих, для которых она предназначена.

Процесс распространения идей христианства приобрел вселенскую масштабность. Учение Иисуса Христа, проникало в души многих малых и великих мира сего, за Ним пошли народы и поколения, во имя Него принимали мучения и смерть тысячи. Распространение идей Иисуса Христа требовало соответствующей организации. И пусть она шла не столько от разума, сколько от пророческого озарения Сына Человеческого, возникновение ее приобрело естественный характер. Она оказалось на редкость эффективной, и каждому управленцу необходимо понимать, в чем причина ее высокой эффективности.

Может быть секрет в том и заключается, что в ее основе не властные полномочия, поскольку отдавать распоряжения душе человеческой невозможно, не стремление играть более значительную роль, а жертвенное стремление принять на себя страдания рода человеческого. Потому что во главе этой незримой пирамиды стоял Тот, кто принял муки и смерть ради спасения рода человеческого.

Когда мать сыновей Зеведеевых обратилась к Нему с просьбой: “скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем”, Он отвечает: “не знаете, чего просите”. Он один ведает, какая участь Его ждет. Ведь Сын Человеческий пришел не для того, чтобы Ему служили, а чтобы Он сам служил и “отдал душу Свою для искупления многих”.

Иисус Христос говорит своим ученикам: “вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто между вами хочет быть большим, да будет вам слугою …”.

Организация, в основе которой не власть над людьми, а служение человеку, причем прежде всего самым страждущим и униженным, пережила века. Храм Иерусалимский неоднократно подвергался разрушениям, она же осталась непоколебимой.

Как мы знаем, управление осуществляется посредством информации, которая передается от субъекта управления, то есть от того, кто управляет, к объекту управления, то есть к тому, кем управляют. Законы передачи и получения информации известны достаточно хорошо. Сегодня человек располагает достаточно развитыми средствами ее передачи и получения, знает, какое она оказывает воздействие, и как с ее помощью обеспечить достижение поставленных целей.

В случае Иисуса Христа мы сталкиваемся с принципиально иной ситуацией. Перед Ним великая задача – нести людям слово Божье, Божье откровение. Чтобы ее решить, необходимо в совершенстве владеть искусством работы с этой особо значимой информацией. Его слово должно быть не просто услышано тысячами, а проникнуть в их души.

Деяния Его тем значимей, чем большее число страждущих услышит откровение Божье, чем большее число нуждающихся в помощи получат ее. Да, Он в совершенстве овладел искусством общения с людьми, умеет донести до души человеческой свою веру, сделать так, чтобы Его откровение стало их верой.

Но проблемы остаются и для Него. Как уберечь души людские от лжепророков? Как убедить их, что вечная истина в Его словах? Как добиться, чтобы сказанное им пало на благодатную почву?

Иисус Христос понимает всю сложность Своей миссии и трудности, которые Его ожидают. Но Ему легко вершить начатое, ведь Он действует по велению Своей души, по озарению данному свыше Господом Его и Отцом. Когда поет птица, она не задумывается над тем, почему именно так звучит ее голос, и Он не задумывается, почему говорит именно эти слова и почему именно так. Ведь божественная истина внутри Него. Но каждому надо сказать на доступном для него языке.

Да, каждый должен ожидать пришествия Сына Человеческого. Спасется только тот, кто сумеет услышать благую весть о спасении: «будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет».

Обращаясь к народу Израиля, Иисус четко очерчивает Свою линию: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить». Заповеди, провозглашенные еще Моисеем, должны исполняться неукоснительно: «кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном».

Иисус Христос говорит о том, что информация, поступающая от человека, должна быть достоверной и важной. За праздные слова придется давать ответ в день суда: «ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься».

Но ведь о Боге в тогдашнем Израиле говорят многие. Как, выражаясь современным языком, отличить достоверную информацию от недостоверной, истину от лжи, пророка от лжепророка?

Предвидя многие грядущие беды человечества, испытания, через которые ему предстоит пройти, взаимное предательство и ненависть, Он предсказывает и появление лжепророков, которые речами своими «прельстят многих», что приведет к самой страшной потере – потере любви в душе человека.

Появятся даже лжеХристы: «многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят», что станет причиной многих бед, войн и страданий для человечества.

Верить им нельзя. Явлению Сына Человеческого будет предшествовать знамение на небе. О дне и часе пришествия не знают даже Ангелы небесные, знает «только Отец Мой один».

Фарисеи, видя чудеса, творимые Иисусом Христом, которые доступны только Ему, пытаются посеять в народе сомнения, говоря, что Он изгоняет бесов, не иначе, как «силою веельзевула, князя бесовского». Но Иисус Христос доказывает несостоятельность их слов.

Фарисеи и книжники, а книжниками он называет тех, которые, чтя букву закона, забыли о его сути, дивятся его мудрости, спрашивая откуда все это у Него, но полны неверия. И Иисус Христос по их неверию не совершает многих чудес, говоря: «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем, в доме своем». Понимание истины, которую несут пророки, приходит потом. Неверующие в слова пророков избивают их, убивают, распинают. А дети их строят «гробницы пророкам» и украшают «памятники праведников» и … также не верят новым пророкам.

Иисус Христос умеет использовать полезную информацию и принимать на ее основании решения. Фарисеи, видя творимые Им чудеса и чувствуя собственную несостоятельность, замышляют погубить Его. Однако Он «узнав, удалился оттуда». Время Его подвига во имя спасения рода человеческого еще не пришло.

Иисус Христос учит, что слепы те, которые говорят, что можно клясться храмом, но нельзя клясться золотом храма. Ведь храм освящает и золото. Он восклицает: «что больше: дар или жертвенник, освящающий дар?».

Фарисеи и книжники любят оказываемые им народом почести, любят, чтобы называли их великим словом учитель. «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы братья», – говорит Он.

Он понимает, что важно произнести необходимые для людей слова так, чтобы они были поняты ими. Чтобы быть понятым и теми, кто еще далек от истинной веры, кому неизвестны тайны Царствия Небесного, Иисус Христос нередко прибегает к притчам. Их язык доступен всем. Притча о сеятеле говорит о том, как донести информацию не только до ушей, но и до душ человеческих. Плоды, причем тридцати-, шестидесяти-, стократные приносит только то, что упало в «добрую землю», на подготовленную почву. Остальное, попавшее на каменистую почву, проникшее неглубоко и потому не пустившее корня, попавшее среди сорняков или, вообще, не по назначению, пропадает впустую.

Истинно сеет тот, кто сеет в «добрую землю». А Тот, кто несет божественную истину в души человеческие сеет вечное и навечно: «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут»!

Иисус Христос обладает великим даром предвидения. В науке управления это называется прогнозированием. Те, кто работают сегодня в управлении, анализируют управленческие ситуации, с которыми им приходится сталкиваться в своей деятельности, разрабатывают ожидаемые сценарии развития событий. Он же предвидит! Он не пытается предугадать будущее, Он его знает!

Так Он предвидит разрушение храма Иерусалимского: «не останется здесь камня на камне; все будет разрушено». Он знает о великих бедах и испытаниях, которые ждут человечество.

Знает Он и о Своем великом часе, о грядущих испытаниях и воскрешении: «С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть».

Знает Он и о грядущем предательстве одного из своих учеников: «один из вас предаст Меня».

Великие подвиги лучших сынов рода человеческого совершаются не во имя властителей, а во имя малых мира сего, во имя их спасения. Поэтому такое значение придает Иисус Христос отношениям между мужчиной и женщиной, семье – той ячейке общества, в которой живет и действует человек, где формируется его душа.

Становясь взрослым, человек обретает самостоятельность для того, чтобы создавать собственную семью, растить детей, давать жизнь новым душам человеческим, чтобы продлевать род человеческий. И уходит человек из семьи, давшей ему жизнь, чтобы создать новую: «оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью».

Особым было отношение Иисуса Христа к женщине. Она обладает великим умением любить. Более в нем, чем в сладострастии причина ее падения. Источник ее греха, он же источник ее величия. О павшей к Его ногам женщине он говорит: «Ей будет много прощено, ибо она много любила». Но Он ценит женщину не только за умение любить, но и за умение предвидеть, почувствовать суть, за великое умение понять состояние души. Спасенная им Мария Магдалина становится самой преданной Его ученицей, и ей выпало великое предназначение первой увидеть воскресшего Христа и возвестить о том. Именно Марфе и Марии Магдалине он поверяет то, что не скоро откроет еще Своим ученикам. Увидев однажды слезу в глазах Учителя, они предчувствуют Его судьбу. И молчаливо оплакивают Его грядущие страдания, так же, как Он оплакивает страдания рода человеческого.

Большое значение придает Иисус Христос семье. Но жизнь души выше жизни тела. А вера в Царство Небесное и законы Божьи превыше всего. Об этом Он говорит открыто и недвусмысленно: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня …».

Это не только поучение для других. Сам Он живет по тем же законам, которые проповедует. Когда к Нему приходят Мать Его и братья, желая поговорить с Ним, Он, указывая на учеников Своих, произносит: «вот Матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь».

Иисус Христос был великим управленцем. И лучшее тому подтверждение деяния Его, оставившие столь заметный след в истории человечества. Он блестяще владел управленческими технологиями, обеспечившими успех в достижении тех целей, которые Он перед Собой ставил.

С учетом времени, в которое Он жил, индекс Его управленческой мысли был исключительно высоким. И одно из главных Его управленческих умений – умение верно понять самую сложную управленческую ситуацию, с которой приходится сталкиваться.

Если сегодня мы приходим к пониманию управленческих ситуаций путем тщательного анализа, сопоставления, логических выводов и заключений, то Его управленческой технологией стало внутреннее озарение и откровение, умение прозреть истину, увидеть ее. Мы, в лучшем случае, приближаемся к истине. Он ее видит!

Его понимание основных управленческих проблем лежит несколько в иной плоскости. В первую очередь он говорит об ответственности каждого за содеянное им. А все начинается с решения, которое, особенно, когда это касается жизни души, идет изнутри, из сердца человека. Из сердца исходят не только благие помыслы и дела, но и «злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления», оскверняющие душу человека. Велика ответственность каждого за все содеянное им. Каждому придется держать ответ перед Высшим судом Его Небесного Отца. В зависимости от того, как человек жил, какие дела совершил, определится место Его в Царстве Небесном.

Но гораздо большая ответственность у вождей, у руководителей, за которыми идет народ. Ведь с них спросится не только за свою погубленную душу, но и за погубленные души тех, которые пошли за ними.

Поскольку руководителю подчинены, подчас, сотни и тысячи людей, исполняющих его решения, он несет ответственность за их судьбы, а, значит, несет несравненно большую ответственность за решения, которые им принимаются.

Даже, если твоим решениям и советам следует всего один человек, это не делает груз ответственности более легким. «Слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».

Особенно безответственными Иисус Христос считает тех, кто, призывая действовать других, сами этого избегают. Он обвиняет в этом грехе фарисеев и книжников: «они говорят и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их». Ответственность не только перед непосредственным начальником или другими, делегировавшими управленцу соответствующие полномочия, но и перед всеми, на ком могут отразиться результаты реализации принимаемых управленческих решений, перед малыми мира сего – вот одна из основных миссий управленца. Без чувства ответственности за результаты реализации принимаемых решений нет настоящего управленца.

Когда придет время держать ответ, каждому воздастся по делам его. Царь Небесный оценит не только то, что сделано ради Него, но и ради малых мира сего: «вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Если же не сделано для самого простого человека – это тяжелый грех: «вы не делали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». По совершенным или несовершенным добрым делам «пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».

Много мудрого в словах и делах Его. Судить о помыслах и делах Он учит по результатам: «По плодам их узнаете их». «Не судите, да не судимы будете». Он рассказывает прекрасную притчу о хозяине, вручившем, отправляясь в дальнюю поездку, деньги своим рабам с тем, чтобы они употребили их с пользой. Одобрение заслужил тот из них, который удвоил оставленное ему, а осуждение – тот, кто оставленное лишь сохранил. Доверенным тебе надо управлять эффективно!

В знаменитой притче о пшенице и плевелах мы находим хорошую иллюстрацию принципа своевременного действия, поскольку только то дает ожидаемый результат, что делается не раньше и не позже, а своевременно. Чтобы не выдернуть пшеницу вместе с плевелами, лучше отделить их во время жатвы. Тогда потерь не будет. Этим управленческим технологиям, этой мудрости Сына Человеческого уже две тысячи лет. Но к Его советам стоит прислушаться и сегодня.

Почему столь сильным оказалось воздействие Иисуса Христа? Потому что он был вооружен великой идеей спасения рода человеческого. Его “возлюби ближнего твоего, как самого себя ”, “не презирайте ни одного из малых сих”, “какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?” и многое другое из сказанного Им останутся вечными истинами.

Но одна из наиболее значительных идей Иисуса Христа, пронесенная Им через все Его учение – идея спасения рода человеческого и жизни души человеческой после смерти его бренного тела. Соединенная с Его великим жертвенным подвигом во имя людей, подтвержденная принятыми Им муками за род человеческий, она оказалась одной из тех идей, которые повели за собой человечество.

Придя в мир с великими идеями, реализации которых была посвящена вся Его земная жизнь, Иисус Христос не мог не видеть и не оценивать все происходившее в тогдашнем мире, и, прежде всего то, что было связано с идеей Бога и Его законами, данными людям.

Его учение не могло не войти в активное противоречие с учениями, которые исповедывали фарисеи, саддукеи, книжники. То, чему учили они, было справедливым. Не зря Иисус Христос говорит: “что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают”.

Фарисеи, саддукеи и книжники полны показного благочестия, выставляя напоказ свои добрые дела и молитвы, посыпая прилюдно головы пеплом. Обращаясь к ним, Иисус Христос говорит: “вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония”. Они сначала истинных пророков губят, а потом строят им гробницы и украшают их памятники.

Чистая и жертвенная вера Христа не может сосуществовать с показной верой фарисеев, саддукеев и книжников. Столкновение между ними неизбежно.

Вопрос, как строить взаимоотношения с фарисеями, саддукеями, книжниками для Иисуса Христа ясен. Он принародно осуждает их показную веру и лицемерие. Он осуждает их, прежде всего, за то, что они исказили главный смысл закона Божия: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру…». Их деяния, с точки зрения Иисуса Христа, полны «хищения и неправды». Нет смысла очищать внешность чаши и блюда, если не чиста их внутренность: «Горе вам, книжники и фарисеи, что уподобляетесь крашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты».

Придя в храм Иерусалимский, Он изгоняет расположившихся в нем торговцев со словами: «написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников».

Таким образом, мы с полным основанием можем сказать, что выступает Он с позиций антиПИАРа , за которым, нередко, стоит свободное обращение с фактами, их освещением и представлением и не всегда реальные дела, соответствующие провозглашаемым лозунгам и формируемому имиджу. Он – за дела во благо человеку, за справедливый суд, истинное милосердие и веру, за то, чтобы за произнесенным словом следовали дело: «… да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого».

Он осуждает показное благочестие, когда молятся, «чтобы показаться перед людьми». Молиться надо немногословно и тайно: «Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».

Его оппоненты — фарисеи, саддукеи и книжники во главе со своими первосвященниками чувствуют опасность со стороны нового пророка, именующего себя Мессией, который Своими проповедями, проникающими до глубины души, и чудесами исцеления будоражит народ, заставляя его задуматься над тем, что есть истинная вера, действительная справедливость и забота о ближнем.

Они вызывают Иисуса Христа на диспуты, задают каверзные вопросы, пытаясь показать в глазах народа Его несостоятельность. Но тщетно: за сказанным Им словом всегда следует реальное благое дело, Его блестящая логика и исполненные глубокого смысла притчи позволяют доходчиво объяснить самую запутанную ситуацию, в Его речах всегда неподдельная озабоченность судьбами рода человеческого и истинная вера в Царство Небесное. Невозможность противостоять Божественной истине, которую несет людям Сын Человеческий, поселяет в душах Его врагов смятение, тревогу, страх, серьезные опасения за собственное благополучие.

Предчувствуя их незавидную участь, Иисус Христос говорит Своим ученикам: «всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил искоренится; оставьте их: они слепые вожди слепых …».

Многому можно поучиться у Иисуса Христа и с точки зрения эффективного ведения дел, анализируя используемые Им управленческие технологии. Так, например, чтобы любое решение могло быть успешно реализовано, оно должно быть обеспечено необходимыми ресурсами. Подтверждение этому принципу, представленному в иносказательной форме

мы находим в притче о девах, вышедших навстречу жениху. Те из них добиваются цели, которые запаслись достаточным количеством масла для своих светильников.

Иисус Христос понимает, что никакое серьезное дело не делается в одиночку, а только лишь, когда все силы собраны воедино. Он произносит воистину пророческие слова: «всякое царство разделившееся само в себе опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит».

Он учит, что пытаться преодолеть сильного противника, что называется «в лоб», без предварительной подготовки попросту неразумно: «… может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного?».

Что касается отношений между людьми, будь-то деловые партнеры, семья или просто случайные встречные, строится они должны на доверии, добре, стремлении поддержать в трудную минуту. Не зря Иисус Христос говорит: «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними …»

И, наконец, нельзя сомневаться в деле, которое начал, если хочешь его успешно завершить. Когда Петр по велению своего Учителя пошел, подобно Ему, по воде, то начал тонуть только потому, что засомневался в своих возможностях. Ведь раньше никогда он не делал этого. На что Иисус Христос ему сказал: «зачем ты усомнился?».

Между Иисусом Христом, с одной стороны, и противостоящими ему фарисеями, саддукеями, книжниками, с другой стороны, продолжается острая словесная полемика, в которой противники стремятся уличить Его перед народом. Во время одного из таких диспутов фарисеи, не прекращая попыток «уловить Его в словах» посылают к Нему учеников своих с вопросом: «позволительно ли давать подать кесарю или нет?».

Они обвиняют Иисуса Христа в том, что Он принимает пищу вместе с мытарями (собирателями налогов) и грешниками.

Собравшиеся на совет, фарисеи, стремясь «уловить в словах» Иисуса Христа и надеясь, что он не сможет верно ответить на поставленный вопрос, спрашивают Его: «Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе?»

Вопрос стоит ли платить подать кесарю содержит явный подвох. Если Иисус Христос ответит отрицательно, это может вызвать неудовольствие властвующих над Израилем римлян и повлечь наказание для проповедующего народу пророка. Но Иисус видит их лукавство. Он просит показать Ему монету, которой будет платиться подать. На ней изображение кесаря. Ответ Иисуса Христа известен сегодня каждому: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу».

На вопрос, почему Он принимает пищу вместе с мытарями и грешниками, Иисус Христос отвечает: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» и нуждаются в истинной вере, прежде всего, не те, кто праведен, а те, кто погряз в грехе и кому надо помочь спасти свою душу. При этом радость спасения одной заблудшей души выше простого созерцания многих праведников.

Что же касается заповедей, которые Иисус Христос считает самыми важными, Он, не колеблясь, первое место отводит вере в Бога и любви к ближнему. Первая заповедь: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим», а вторая, равная ей по важности: «возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Много еще разумных и вечных истин можно найти в проповедях этого великого пророка, подтверждающих его управленческую мудрость.

Здесь мы оставляем привычный анализ деятельности одного из величайших управленцев мира, проводимый нами с управленческой точки зрения в попытке понять свершенное Им, поскольку оно не имеет аналогов в тысячелетней истории человечества.

Это величие духа Сына Человеческого, Его жертвенность, не оставшаяся на уровне слов и явившаяся одним из самых ярких и незабываемых фактов в истории человечества, стали одним из его самых впечатляющих преданий.

Современная наука об управлении еще не готова объяснять столь значительные явления человеческой истории. Поэтому дальше лишь факты и размышления над ними с единственной целью понять значимость свершенного Иисусом Христом и великий урок великой трагедии во имя спасения рода человеческого.

Роковое событие, которое предвидит Иисус Христос в Своих видениях накануне начала Его мессианской деятельности, надвигается неотвратимо. Все чаще Его мысли обращаются к Голгофе – черной горе с усеявшими ее деревянными крестами, на которых завершается жизнь людей, признанная опасной для других. Кем же признана опасной Его жизнь? Фарисеями, саддукеями и книжниками, первосвященниками и старейшинами, стоящими во главе духовной жизни народа Израиля и теми, кто за ними шел. Он бросил всем им вызов. Вызов их пониманию жизни и Бога, образу мыслей, традициям и самой вере, как она ими понималась. То есть всему тому, что составляло основу и смысл их жизни.

Был бы этот отчаянно смелый вызов принят, если бы его не восприняли всерьез? Нет. Угроза оказалась мощной, способной потрясти устои их благополучия. Словесные баталии, которые вел Иисус Христос с самыми посвященными из них в религиозные таинства, заканчивались их поражением. Божественной истине, которая исходила от Сына Человеческого, противопоставить им было нечего. Чудеса, подвластные Ему, были неподвластны им. Народ, да и Его противников, потрясали Его пророчества, опровергнуть которые силою своего разума и духа они были не в состоянии. Иоанн Креститель, пользовавшийся огромной популярностью, приветствовал Его, как Мессию – Спасителя народа Израиля. Толпы приветствовали Его. Когда Он входил в Иерусалим, путь Его устилали цветами.

Но когда кончаются аргументы в борьбе идей, наступает очередь грубой силы. Принимается последнее решение, оно же акт беспомощности в битве идей, — придать возмутителя спокойствия, все другие методы борьбы против которого не достигли цели, смертной казни.

Итак, роковое решение принято и намечен план его реализации. Один из ближайших учеников предает Своего Учителя. Это Иуда Искариот. И не столько деньги стали для него главным побудительным мотивом, сколько зависть к Его славе пророка и собственные обманутые мечты, которые он надеялся осуществить, если бы Иисус Христос, которого он поддерживал, поучил реальную власть, став признанным Мессией и Царем народа израильского. Сегодня известно каждому, что Иуда привел врагов Иисуса к месту, где находился его Учитель и, поцеловав Его, дал понять им, кто из присутствующих Иисус Христос.

Действительно, прав был Иисус Христос, говоря: «Не можете служить Богу и маммоне», то есть Богу и богатству, одновременно. Иуда выбрал маммону, но плата за полученные тридцать сребренников была слишком велика и он кончает жизнь самоубийством, понимая, что совершил непоправимое.

Иисус Христос готов к мученическому концу земной жизни. Но он свято верит, что на этом Его жизнь среди людей не закончится, она будет длиться вечно. Вспомним: «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут!», подтвержденные очевидцами. Он заранее знает, что произойдет, и готовит своих учеников к этому трагическому событию. Иисус Христос принимает решение о тайной вечере и посылает учеников Своих к нужному человеку со словами: «время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими». Более того, знает Он и о предстоящем предательстве: «истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». И когда один из учеников просит Его сохранить собственную жизнь, он с гневом отвергает эту неуместную просьбу. Ведь вся жизнь Его – подготовка к этой искупляющей жертве. Конец Его земной жизни лишь первый шаг в жизнь вечную во славе и величии.

Когда пришли взять Иисуса Христа, бывшие с ним начали сопротивляться. Один из них отсек ухо рабу первосвященника, но Иисус остановил его словами: «возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч от меча погибнут; или думаешь, что Я не могу умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, чем двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудутся писания, что так должно быть?».

Иисус Христос знает, что Его ждут нечеловеческие муки и страдания. Но Он сделал Свой выбор и не колеблясь, хотя и с внутренним содроганием, идет навстречу Своей судьбе. Никого не может оставить равнодушными Его подвиг. Перед этой осознанной решимостью пойти на мученическую смерть во имя спасения рода человеческого отступят тысячелетия.

Схваченного приспешниками первосвященников и старейшин Иисуса Христа приводят на суд. Законность перед лицом тогдашнего владыки Израиля Рима должна быть соблюдена. Свидетельства очевидцев недостаточны. Они не позволяют сделать вывод: «Да, Он виновен». И тогда первосвященник Каиафа решается на последний шаг. Он спрашивает Иисуса Христа: «заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» И, наконец, Иисус впервые размыкает плотно сомкнутые уста и отвечает ему: «ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных». Нет, это не покаяние. С точки зрения судей это богохульство. А с точки зрения человечества, это отчаянно смелый вызов, брошенный в лицо Его судьям! Это шаг в вечность. И Сын Человеческий делает его во имя спасения и во славу рода человеческого.

Теперь решение суда сомнения не вызывает: повинен смерти.

После того, как решение суда оглашено, Его начали бить по ланитам, плевать Ему в лицо. Последнее слово оставалось за римским правителем Израиля Понтием Пилатом, перед которым предстает связанный Иисус Христос для вынесения окончательного вердикта. Против Него свидетельствуют первосвященники и старейшины. Он же в ответ на обвинения молчит. Чего он больше боится, рокового решения Своей судьбы или Своего оправдания? Ни слова не отвечает он Понтию Пилату, предрешая суровый приговор. Римский правитель, приученный к суровым римским традициям, дивится мужеству Иисуса Христа, проникаясь к Нему невольным состраданием.

По существующему обычаю один из приговоренных может быть помилован. Таков был обычай на праздник Пасхи, в который происходила казнь. Обращаясь к народу, Понтий Пилат спрашивает: «кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варраву или Иисуса, называемого Христом?» Варрава –это разбойник, совершивший тяжкие преступления. И в ответ прокричали: «Варраву!». Ведь Иисус Христос был для них опасней любого разбойника, поскольку посягнул на устои их жизни и благополучия.

Описание казни Христа хорошо известно всем. Когда Он, пройдя через все муки и унижения, находится на неведомом еще пороге в жизнь иную, с Его губ срывается: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты меня оставил?» Что это предсмертное раскаяние Сына Человеческого, не выдержавшего нечеловеческих мук, в своем выборе, или упрек Отцу Небесному? Нет, это горестное восклицание принявшего на себя все муки рода человеческого и в полной мере ощутившего их тяжесть! Земной путь Иисуса Христа завершен.

От шестого до девятого часа, накануне того, как Иисус Христос испустил дух, тьма окутала землю. Как только Он умер, началось землетрясение. Как сообщается в Евангелии от Матфея «завеса в храме разодралась надвое сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись». Стерегшие тело Христа устрашились и говорили друг другу: «воистину Он был Сын Божий».

Когда наступил вечер, пришел богатый человек из Аримафеи по имени Иосиф, учившийся ранее у распятого Мессии, и попросил у Понтия Пилата отдать ему тело Иисуса Христа. Получив дорогое тело, «Иосиф обвил его истою плащаницей», возможно, той самой, тайну которой мы пытаемся сегодня безуспешно разгадать. И далее сообщается: «и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился».

Что значат тридцать три года земной жизни Иисуса Христа по сравнению с двумя тысячелетиями Его продолжающейся и сегодня «жизни после смерти». Вряд ли найдется человек, который не знал бы Его светлого имени, Его подвига во имя спасения рода человеческого.

После ухода Иисуса Христа остались Его ученики, просто люди, слышавшие Его проповеди и проникшиеся верой в Царство Небесное, исповедующие то, чему учил их Великий Учитель. Немалую роль сыграло Святое Евангелие, описания жизни Мессии, составленные очевидцами – последователями Его учения. Большую роль сыграл вошедший в Библию Новый завет, отражающий земной путь Великого Пророка.

На третий день после смерти, согласно Его жизнеописаниям, Иисус Христос воскрес. Пришедшие к Его гробу Мария Магдалина и другая Мария обнаружили, что камень от гроба отвален, а на нем сидит одетый в белоснежные одежды «Ангел Господень, сошедший с небес». Ангел сказал подошедшим к нему женщинам: «не бойтесь, ибо знаю, что Вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь…».

Были и явления Иисуса Христа. Так Он явился Марии Магдалине, ученикам Его, Савлу, который после явления ему Христа уверовал в Его учение, став Павлом, апостолом язычников.

Не менее, а, может быть, и более важным стало победное шествие Его великих идей сквозь расстояния и время. Любовь к ближнему, сострадание, забота о малых мира сего, а, самое главное, искупляющая жертвенность Сына Человеческого, добровольно взошедшего на Голгофу, принявшего муки за грехи рода человеческого во имя его спасения, навсегда остались в благодарной памяти поколений, сменявших друг друга на планете Земля.

Жизнь, а еще более, смерть Иисуса Христа на века определили великие этические ценности человечества, дали толчок современному искусству. Сегодня в то, что проповедовал Иисус Христос две тысячи лет назад, веруют миллионы. С именем Иисуса Христа на устах приняли добровольную смерть многие мученики веры христианской.

Помимо того, что Иисус Христос стал основателем одной из самых распространенных в мире религий, он явил нам феномен великого управленческого искусства, исключительно большого воздействия на умы многих сменявших друг друга поколений, на народы и государства, на века и тысячелетия определяя их судьбу.

Но главный урок, который должен извлечь управленец из великой управленческой практики Иисуса Христа и Его учения, это, прежде всего, великое чувство ответственности за все принимаемые управленческие решения, ответственности не только перед тем, кто обладает большей властью, силой или богатством, но и, в первую очередь, перед малыми мира сего.

Его великий урок состоит в том, что главное в любой деятельности человека не прибыль, приращение капитала, слава или могущество, а непреходящие ценности. Жизнь и смерть Иисуса Христа заставляют каждого человека, в том числе бизнесмена, политика, управленца задуматься и, возможно, переосмыслить стратегическую линию своей жизни, по-новому взглянуть на собственную систему предпочтений. И, если это действительно произойдет, то станет еще одним подтверждением того, что жертвенный подвиг великого Сына Человеческого продолжает приносить плоды и сегодня в век интенсивного научно-технического прогресса, информатизации, покорения космоса, в век великих технологических прорывов человечества.

Две тысячи лет назад на вопрос Понтия Пилата в день рокового судилища Иисус Христос ответил: “Царство мое не от мира сего”. Но Его великая идея любви к человеку, любви не показной, способной на муки, страдания, унижения ради спасения рода человеческого осталась в мире на тысячелетия.

Сегодня, когда возможности и мощь человечества по сравнению с той эпохой, когда жил и действовал Иисус Христос, неизмеримо возросли, а вместе с ними возросла и ответственность за принимаемые управленческие решения, свершенное Иисусом Христом играет для человечества еще более значимую роль.

Как никогда ранее, важно, чтобы в основе деятельности тех, кто принимает решения, способные повлиять на судьбы рода человеческого, государственных деятелей, политиков, бизнесменов, деятелей культуры лежало чувство ответственности. Чтобы важные управленческие решения, принимаемые ими, освещались любовью к ближнему, не только к великому, но и к малому мира сего.

Благополучие и процветание рода человеческого должны быть основной целью их деятельности. Не зря сегодня созданию любой организации предшествует определение той миссии, ради которой она создается.

С учетом сказанного, каждый из нас должен заново переосмыслить свои жизненные ценности, сместив их от ненависти к любви, от надменности к состраданию, заменив озабоченность только личным благополучием озабоченностью благополучием тех, судьбы которых зависят от принимаемых нами управленческих решений.

Именно в этом смысл и жертвенного подвига Иисуса Христа, и двухтысячелетней, продолжающей набирать силу, жизни его великой идеи – любви к человеку. Любви не показной, а истинной, ради которой он принял муки и отдал жизнь.

Мы, живущие сегодня и особенно те из нас, кому доверено принимать управленческие решения, от которых зависят судьбы людей, не должны забывать, что нельзя стремиться лишь к богатству и славе. Путь развития экономики, не решающий должным образом социальные проблемы, не признающий этические ценности, может оказаться тупиковым. События двухтысячелетней давности, жертвенный подвиг Сына Человеческого и светлая память о Нем, которая жива и сегодня, позволяют надеяться, что человечество изберет другой путь. Путь, при котором будут решаться не только сугубо экономиские проблемы, но и проблемы «малых мира сего», а духовные ценности и прежде всего любовь к ближнему, забота о его судьбе, как впрочем, и о судьбе всего человечества в целом, станут главными стратегическими приоритетами.

Только тогда на планете под названием Земля, хрупкость которой мы сегодня все более отчетливо осознаем, станет возможной достойная жизнь и для великого, и для малого, и для белого, и для черного. Для каждого, кто признает общечеловеческие ценности, главная среди которых – любовь к человеку.