Практические занятия по менеджменту

Раздел 1. Анализ деятельности бизнес-лидера
Основная задача при изучении менеджмента – в совершенстве овладеть управленскими технологиями, т.е. научиться в реальной управленческой практике эффективно использовать методы, способы, приемы управления современной организацией – то, что принято называть управленческими технологиями, с тем, чтобы успешно осуществлять основные функции управления: принятие решения, планирование, организацию, мотивацию, контроль.

Само по себе изучение многочисленных теорий, составляющих сегодня теорию менеджмента, для управленца-практика или того, кто только постигает азы управленческой науки с целью ее практического применения, особого смысла, кроме общепознавательного, не имеет. Оно дает ожидаемый результат только в сочетании с использованием полученных знаний при практическом управлении, с приобретением навыков практического применения полученных знаний.

Поэтому изучение, анализ и оценка опыта управленцев, сумевших добиться значительных результатов в своей деятельности, является неотъемлемой составной частью процесса обучения и совершенствования мастерства управленца.

Сегодня в литературных источниках появились первые работы, посвященные анализу деятельности управленцев, сумевших за счет эффективного использования управленческих технологий взойти на вершины мирового бизнеса (см., например, (1)-(4)). Анализу деятельности некоторых из них с управленческой точки зрения посвящена Глава 3 нашей книги.

Каждый, кто стремится действительно стать профессиональным управленцем, должен изучать, анализировать, оценивать, «примерять на себя» опыт предшественников, управленческие технологии, которые ими использовались и приводили к успеху.

Если деятельность управленца проанализирована, то станет возможным дать ответ на вопросы Анкета 1.

Анализ управленческой деятельности
(ф.и.о. управленца)
1. Область деятельности и объект управления
2. Статус управленца
3. Наиболее значимые достижения
4. Характерные примеры принятых решений
5. Цели, поставленные управленцем
6. Использованные управленческие технологии
7. Нестандартные управленческие технологии, использованные им
8. Использованные управленческие ресурсы
9. Нестандартные управленческие ресурсы, использованные им
10. Использованные системы управления
11. Нестандартные элементы системы управления, использованные им
12. Реализация основных управленческих функций
13. Реализация основного управленческого цикла
14. Виды власти, использованные им, и стиль управления

При заполнении последнего пункта анкеты следует помнить, что к основным видам власти относятся:

 

  • власть, основанная на принуждении
  • власть, основанная на поощрении
  • экспертная власть (основанная на компетентности)
  • власть примера
  • традиционная власть,

 

а к основным стилям управления относятся:

 

  • авторитарный (высокая степень использования единоличной власти руководителя)
  • демократичный (разделение власти и участие работников в управлении)
  • либеральный (минимальное участие руководителя)
  • сосредоточенный на работе (повышение производительности путем корректной постановки задачи и системы вознаграждений)
  • сосредоточенный на человеке (повышение производительности путем совершенствования человеческих отношений).

 

Остальную информацию, необходимую для ответа на вопросы Анкеты 1, можно найти в предыдущих главах книги.

Если будет проанализирована и оценена деятельность не только одного управленца, признанного успешным, это будет способствовать более глубокому пониманию управленческих проблем и используемых управленческих технологий.