Практические занятия по менеджменту
Обучение современным управленческим технологиям эффективно только, если оно базируется на реальном опыте управления и ориентировано на конкретное практическое применение. Основная задача мастер-класса показать, с какими проблемами приходится сталкиваться управленцу и как отыскивать пути их решения, как в реальной управленческой практике применяются современные технологии управления.
Только, освоив на собственном опыте, основной арсенал управленца, который изучается на занятиях мастер-класса, можно поднять на новый качественный уровень свое управленческое мастерство. А при отсутствии собственного опыта, его помогут заменить обсуждающиеся на занятиях реальные управленческие ситуации.
Целью предыдущих глав являлось изучение практического опыта и приобретение навыков в подготовке, разработке, принятии и реализации управленческого решения, эффективном использовании основных управленческих функций, основного управленческого цикла, основных управленческих технологий.
Особое значение придается разработке стратегии развития объекта управления. Степенью владения этой главной управленческой технологией проверяется истинное управленческое мастерство, поскольку именно выбранная стратегия оказывает решающее влияние на результаты деятельности объекта управления.
Выработке стратегии всегда предшествует анализ существующего положения, потенциала, которым располагает объект управления, специфики его взаимодействия с внешней средой, ситуации на рынках сбыта, конкурентоспособности производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг и т.д. Ее логическим завершением является разработка стратегического плана – программы действий, направленных на достижение поставленных целей с использованием имеющихся в наличии технологий, ресурсов, системы управления объектом.
Согласно одному из главных управленческих принципов, установленному А. Чандлером, стратегия развития объекта управления определяет его организационную структуру. Какой она должна быть, чтобы соответствовать тем задачам, которые стоят перед объектом управления, какие управленческие технологии при ее формировании надо использовать, какую конкретную организационную структуру следует предпочесть в сложившейся ситуации, как правильно сформировать команду и распределить полномочия. На все эти вопросы управленец должен ответить при формировании организационной структуры объекта управления.
В главе обсуждается, что нужно сделать для того, чтобы разработанная стратегия превратилась в конкретный бизнес-план, целевую программу, план действий, и как добиться того, чтобы они успешно реализовались, составляет основное содержание этой главы.
Не менее важными являются кадровые проблемы. Как их решать, чтобы обеспечить достижение целей, поставленных перед объектом управления? Каким требованиям должен удовлетворять современный управленец, чтобы оказаться способным решать те задачи, которые перед ним ставятся и эффективно использовать те полномочия, которыми он наделен?
Ответы на эти и многие другие вопросы постоянно приходится давать управленцу в процессе своей деятельности. Именно они определяют его управленческий профессионализм.
В предыдущих главах книги материал излагается с помощью триады «управленческая ситуация – проблема – развитие управленческой ситуации», включающей анализ реальных управленческих ситуаций, возникающих проблем и последующего их развития, которое имело место в действительности. Основной задачей этой главы, в отличие от предыдущих, является приобретение практического навыка решения управленческих задач с использованием конкретных управленческих процедур.
Более того, показывается, как реальные управленческие технологии могут быть использованы в практической деятельности управленца. В данной главе представлены формуляры, сопровождаемые описанием, предназначенные для непосредственного использования в управленческой практике, при решении основных управленческих задач. Последовательность обсуждаемых вопросов соответствует той логике последовательного решения управленческих задач, которая способна дать наибольший эффект при формировании системы управления и ее реорганизации.
Последовательная работа с материалом данной главы позволит разработать управленцу или тому, кто еще только изучает основы управленческого мастерства, управленческий проект , включающий в себя и проведение необходимого анализа объекта управления, и разработку стратегии, и проектирование организации, и формирование кадрового состава организации, и формирование или реорганизацию структуры управления ею.
Изложенный в главе материал может оказать существенную помощь в решении проблем, возникающих в практической деятельности каждого управленца при выполнении им своих профессиональных обязанностей.
Глава структурирована по проблемам, которые приходиться решать при формировании системы управления организацией и реальном управлении ее деятельностью .