Практические занятия по менеджменту

Как справедливо заметил один из основоположников современного менеджмента Питер Друкер “Нет бедных и богатых стран – есть плохо и хорошо управляемые страны”.

Если в стране действует эффективная система управления, способствующая принятию и реализации эффективных управленческих решений, и каждый на вверенном ему участке управляет эффективно, то страна может уверенно смотреть в будущее.

Сегодня, как это уже не раз бывало на крутых виражах истории, перед Россией остро встает проблема построения заново системы управления, которая соответствовала бы времени и смогла бы обеспечить стране достойное место в современном мире.

Если в годы Великой Отечественной войны ответственность за судьбы России и человечества в основном лежала на военных, в послевоенные годы — на физиках, когда создание ядерного и термоядерного оружия определяло во многом будущее устройство мира, то сегодня — на управленцах.

Необходимость создания эффективно функционирующей системы управления страной — основное требование сегодняшнего дня.

Каждый управленец в той или иной степени причастен к решению управленческих проблем различной важности. От того, насколько успешно приняты управленческие решения, зависит подчас судьба всей организации (предприятия, фирмы, и т.д.) и прежде всего людей, которыми мы непосредственно управляем. Решения, которые мы принимаем, влияют на судьбу наших близких, наконец, на нашу собственную судьбу. Отсюда становится понятным, насколько важно уметь принимать верные управленческие решения.

Мы знаем, что для того, чтобы стать хорошим врачом, инженером, экономистом, специалистом в конкретной любой области деятельности, надо многому научиться, овладеть профессиональными навыками. Совет, как лечить или как распорядиться финансами, может дать каждый, но мы примем рекомендации далеко не каждого. В важном для нас деле мы будем полагаться только на советы специалиста, в компетентности которого уверены.

А разве управление таким сложным объектом, как современная организация, не требует знаний и опыта, не требует профессионализма? Эффективное управление – это профессиональное управление. Профессиональный управленец, как правило, принимает более эффективное управленческое решение, чем непрофессионал.

Профессионализм управленца состоит:

• во владении современными технологиями управления;

• в умении принять лучшее из возможных управленческих решений;

• в умении реализовывать принятое управленческое решение.

Цель предлагаемого вашему вниманию учебного пособия по практическому управлению – дать представление о современных управленческих технологиях и научить владеть ими, чтобы изучивший его смог принимать и реализовывать наилучшие управленческие решения из тех, которые возможны в сложившейся управленческой ситуации.

Основная задача этого учебного пособия — научить эффективному управлению теми объектами, которые доверены управленцу сегодня или будут доверены завтра.

Управленческие технологии — это прежде всего методы и способы выработки, принятия и реализации управленческих решений, в которых сконцентрирован опыт многих поколений управленцев в различных управленческих ситуациях, возникавших при управлении государством, ведении боевых действий в бизнесе. Поэтому в книгу включена специальная глава, посвященная практике принятия управленческих решений великими управленцами прошлого и особенностям их стратегии и тактики. Безусловно, использованные ими управленческие технологии во многом определялись эпохой, в которую они жили, особенностями сферы их деятельности, особенностями их личности.

Современные управленческие технологии включают концентрированный опыт управления, накопленный человечеством в течение тысячелетий.

Отметим наиболее важные, с нашей точки зрения, технологические прорывы в управлении, носившие революционный характер и оказавшие существенное влияние на современные методы управления. Основные из них приходятся на ХХ век.

Первый технологический прорыв в управлении – древние шумеры изобрели письменность (5000 г. до нашей эры).

Второй технологический прорыв в управлении – использование свидетелей и письменных документов для контроля, установления минимальной заработной платы и т.д. при Хаммурапи (1800 г. до нашей эры).

Третий технологический прорыв в управлении – древние евреи приняли концепцию организации (1491 г. до нашей эры).

Четвертый технологический прорыв в управлении – Иисус Христос поднял на должную высоту человеческие отношения (20 г.).

Пятый технологический прорыв в управлении – создание Тейлором науки об управлении (1900).

Шестой технологический прорыв в управлении – появление и использование в управлении методов системного анализа и исследования операций (40-е годы ХХ века).

Седьмой технологический прорыв в управлении – появление методов оценки управленческой информации любого вида (количественной и качественной, простой и сложной, включая экспертные оценки) (50-е годы ХХ века).

Восьмой технологический прорыв в управлении – появление и использование в управлении компьютерной техники (80-е годы ХХ века).

Девятый технологический прорыв в управлении – создание комплексных управленческих технологий для практического управления (90-е годы ХХ века).

Основной побудительной причиной, по которой эта книга была написана, стал существующий сегодня в России огромный “зазор” между теорией и практикой управления (менеджмента) и стремление это «зазор» сократить. Чтобы применить рекомендации управленческой теории к решению возникшей на практике управленческой проблемы, необходимо сегодня затратить серьезные усилия. Для того чтобы они оказались успешными, управленец должен обладать достаточно глубокими познаниями в теории и одновременно быть эффективным практиком. Поэтому мы стремились показать, как в управленческой практике должны использоваться основные управленческие технологии, созданные в рамках управленческой теории, и почему отказ от их использования приводит к ощутимым потерям.

Книга, являющаяся по существу практикумом современного управленца, основана на анализе опыта решения реальных управленческих проблем достаточно широкого диапазона. В книге затронуты проблемы от самых простых до достаточно сложных. Поэтому наряду с тем, что она является учебным пособием для студентов, впервые изучающих теорию практику управления, ее можно рекомендовать в качестве мастер-класса для управленца достаточно высокого профессионального уровня.

Книга состоит из трех глав, разбитых на занятия, и приложения. Каждое занятие построено так, что в нем дается материал, необходимый для понимания обсуждаемой управленческой проблемы, определяются основные моменты, характеризующие ее, и пути решения проблемы. По изучаемой на занятии проблематике приводятся управленческие ситуации, в которых должны быть использованы обсужденные на занятии управленческие технологии, и ставятся конкретные управленческие задачи.

Каждый работающий с предлагаемым вашему вниманию учебным пособием, получает возможность попробовать себя в роли управленца, решить реальные управленческие проблемы, возникавшиев практике управления.

Отвечая на поставленные задачи, необходимо указать пути, способы, рекомендуемые действия в обсуждаемых управленческих ситуациях.

Собственный вариант управленческого решения полезно сопоставить с тем решением, которое было принято на самом деле руководителями ведущих фирм мира, отечественных предприятий, банков, компаний в конкретных анализируемых управленческих ситуациях.

В первой главе обсуждается, сто такое управление, как осуществляется взаимодействие организации с внешней средой, в чем состоят основные управленческие функции и что такое основной управленческий цикл. Он посвящен изучению таких управленческих технологий, как подготовка, принятие и реализация управленческих решений, оценка управленческих решений, целеполагание и разработка стратегии развития организации.

Второй раздел посвящен непосредственному решению задач управления, возникающих в любой организации. Это и делегирование полномочий в процессе управления организацией, и организация работы персонала, и использование информации как основного управленческого ресурса. Это и постановка работы системы делопроизводства в организации, и решение проблем практического маркетинга, и ведение конкурентной борьбы в условиях рыночной экономики. Это и проведение конкурсных торгов с целью повышения эффективности производимых закупок товаров, работ, услуг и обсуждение проблем организации пиаровских компаний при проведении выборов федерального и регионального уровня.

Третий раздел посвящен анализу управленческой деятельности великих управленцев, таких, как Александр Македонский, Наполеон, Генри Форд, Ли Якокка , Сергей Павлович Королев .

В приложении приведены:

пример анкеты, позволяющей получить достаточно полное представление о клиенте, с которым работает предприятие;

технологии использования SWOT -анализа, позволяющего оценить сильные и слабые стороны любой организации, ее возможности и существующие угрозы реализации намеченных планов;

технологии выработки стратегии управления конкретной организацией;

технологии подготовки, ведения и оценки результатов переговоров;

технологии работы с деловыми партнерами.

Приведенные технологии снабжены специально разработанными таблицами и формулярами, необходимыми рекомендациями, позволяющими использовать их в управленческой практике.

В качестве базового для учебного пособия использован учебник: Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. М.: Дело, 2004.

Автор выражает признательность своей семье, вдохновившей и поддержавшей его при написании этой книге, а также А.Р.Седовой, Т.В. Трифоновой, оказавшим неоценимую техническую помощь.

С другими книгами автора можно ознакомиться на сайте www.bglitvak.ru .