Бизнес-Лидеры. Технология Успеха
Бизнес и бизнес-лидеры определяют сегодня состояние экономики любой страны и оказывают значительное влияние на все стороны жизни. Эффективные бизнес-лидеры – это эффективная экономика и процветающая страна. В то же время эффективное ведение бизнеса – путь к успеху и самореализации тех, кто причастен к управлению деятельностью предприятий, компаний, банков, а также организаций и властных структур, от которых зависят условия, складывающиеся в стране для предпринимательской деятельности.
Основная цель предлагаемой вашему вниманию книги – показать, как достигается успех в бизнесе, каковы технологии его достижения.
Подбор героев книги не случаен. В ней представлены наиболее яркие фигуры современного бизнеса. Самые известные менеджеры ХХ века Ли Якокка («Форд мотор» и «Крайслер») и Джек Уэлч («Дженерал Электрик»), руководитель самой динамично развивающейся европейской компании Йорма Олилла («Нокиа») и создавший, по существу, отрасль взаимных фондов Джек Богл («Вангард»), бизнесмены, ставшие самыми богатыми и влиятельными людьми мира такие, как лидер компьютерного бизнеса Билл Гейтс («Майкрософт»), создатель самой крупной в мире массмедиа-империи Руперт Мердок («Ньюс Корпорейшн»), владелец самого крупного в мире частного флота муж Жаклин Кеннеди Аристотель Онассис и самый экстравагантный миллиардер, любитель экстремальных приключений, создатель и владелец более 200 компаний в разных сферах бизнеса Ричард Брэнсон («Верджин»).
В книгу включены также такие известные представители, заложившие основы современной промышленности, как Джон Пирпонт Морган и Генри Форд, Иван Алексеевич Лихачев и Сергей Павлович Королев. В нее включены государственные деятели, оказавшие решающее влияние на развитие экономики своих стран Петр I , де Голль, Аденауэр, Франклин Делано Рузвельт, Дэн Сяопин.
Казалось бы, что общего у этих людей, сфера деятельности которых никогда не пересекалась, кроме успеха, известности и влияния, оказанного ими на пути развития бизнеса, экономики в целом и формирования облика времени, в которое мы живем?
Тем не менее, это общее есть. Оно в использовавшихся ими управленческих технологиях, обеспечивших успех и достижение тех целей в бизнесе, которые были ими поставлены, хотя реализация этих технологий в каждом конкретном случае различалась и весьма существенно. Шаблоны и стандарты при выработке и принятии управленческих решений отсутствуют, и научить быть выдающимся бизнесменом невозможно.
Но есть принципы, способы, приемы – то, что мы называем управленческими технологиями, которые просматриваются за столь, казалось бы, непохожими блестящими результатами в бизнесе. И наша задача – показать технологии, которые лежат в основе завоеванного ими успеха.
На первый взгляд, это утверждение может показаться неожиданным. Казалось бы, что может быть общего у стоявшего у истоков информационной революции Билла Гейтса, короля массмедиа Руперта Мердока, достигшего вершин бизнеса Аристотеля Онассиса и способного эпатировать общество Ричарда Брэнсона? Совсем немного, на первый взгляд, общего у вздыбившего и сделавшего могучей Россию Петра I , открывшего для внешнего мира Китай Дэн Сяопина, сумевшего сохранить величие разгромленной фашистской Германией Франции де Голля, создававшего современную Германию Аденауэра и заложившего основы сегодняшнего могущества США Франклина Делано Рузвельта. А что может быть общего у представителя эпохи дикого капитализма Джона Пирпонта Моргана и проложившего дорогу в космос Сергея Павловича Королева?
Но, тем не менее, оно существует и заключается в том, как принимались ими самые важные для их деятельности решения. Общее между ними трудно разглядеть с первого взгляда, ведь самое сокровенное в человеке то, как он принимает решения. Никто это не делает достоянием гласности. И только анализируя результаты сделанного героями нашей книги, можно понять механизмы принятия ими самых важных управленческих решений и увидеть, что они во многом схожи, независимо от конкретной области их деятельности. Технологии управления, используемые столь не похожими друг на друга лидерами, во многом одни и те же. Назовем только некоторые из них:
-целеустремленность и борьба за право самостоятельно принимать самые важные управленческие решения в своей области деятельности;
-высокий индекс управленческой мысли;
-личное мужество, интуиция, умение идти на оправданный риск;
-умение получать и анализировать информацию, делать на ее основании далеко идущие выводы;
-умение организовать делопроизводство в соответствии с теми проблемами, которые приходится решать;
-умение использовать традиционные и нетрадиционные ресурсы для достижения поставленных целей;
-умение формировать команду единомышленников и предпочтение к организационным структурам с плоской иерархической структурой;
-использование технологий стратегического управления и т.д.
Всех их отличало умение корректировать принятые решения в соответствии с изменением управленческих ситуаций и непрерывный поиск. Каждому из них приходилось принимать решения в условиях неопределенности, а значит в условиях риска.
В то же время особенности применяемых ими управленческих технологий образовывали их уникальный управленческий стиль. Так, например, для Джека Уэлча, преобразовавшего «Дженерал Электрик» и выведшего ее на первое место в рейтинге наиболее успешных компаний США, характерно поддерживать только те виды бизнеса, в которых компания занимает первое или второе место. Йорма Олилла, сделавший «Нокиа» лидером рынка мобильной связи, предпочел концентрацию только на одном виде бизнеса. Ричард Брэнсон вкладывает капитал в любой вид бизнеса, который для него интересен и на который стоит распространить свой брэнд. Билл Гейтс в корне изменяет существовавшие ранее технологии управления бизнесом, изменив методы работы с информацией.
Одна из стоящих перед нами задач – позволить читателю «примерить» на себя, к своему бизнесу те управленческие технологии, которые использовали самые успешные бизнес-лидеры, совершенствуя, по возможности, собственное управленческое мастерство. Как известно, любое управление, в т.ч. управление бизнесом, состоит из двух составляющих. Одну из них образует мастерство бизнесмена, предполагающее профессиональное владение управленческими технологиями. Другую – образует то, что на сегодняшний день еще не поддается строгому рациональному объяснению, называемое по-разному – чутьем, интуицией, шестым чувством и т.д., с учетом которых принимаются самые важные управленческие решения. Во многом это объясняется тем, что даже самые важные из них приходится принимать в условиях неопределенности, когда известна лишь часть информации о ситуации принятия решения.
Как правило, неизвестно, какой будет ответная реакция конкурента, как изменится внешняя среда. Каждый акт принятия решения содержит, таким образом, элемент риска. И, помимо той информации, которая обычно принимается во внимание, бизнес-лидер принимает во внимание и такие факторы, как свой прежний опыт, спресованный в интуицию, чувство опасности или уверенности в успехе и т.д. Наконец, в немалой степени на результат влияет то, что принято называть талантом бизнес-лидера.
Интересна древняя восточная притча о шахе, пославшем учиться науке управления своего наследника, который явно не отличался природным умом. Шах, обнаружив это, призвал к себе ведущих ученых в науке управления, называвшейся рамлем, и отправил с ними на несколько лет сына, велев обучить его всем премудростям управления. Когда сын, закончив обучение, возвратился, шах устроил ему экзамен. Он зажал в ладони керамическое кольцо и попросил отгадать, что у него в руке. Сын, подумав немного, ответил: «У тебя в руке что-то круглое». Верно, сказал шах. «То, что у тебя в руке имеет отверстие внутри». Верно, воскликнул обрадованный шах: «Так скажи, наконец, что же у меня в руке». Сын подумал немного и сказал: «Мельничный жернов».
Всегда существует нечто, отличающее прирожденного, а тем более выдающегося, управленца и бизнесмена, благодаря которому принимаются, подчас, единственно верные решения, позволяющие обеспечить достижение поставленной цели.
Каждый из представленных в этой книге бизнес-лидеров уникален, поскольку уникальными и неповторяющимися были их стили управления и ситуации, в которых им приходилось принимать самые важные решения. Каждый из них, исходя из собственного стиля управления, разрабатывал и реализовывал ту или иную стратегию развития бизнеса, осуществлял то, что сегодня мы называем стратегическим управлением в бизнесе, работал с информацией, готовил и принимал управленческие решения, определявшие их деятельность.
Как правило, основные решения принимались бизнес-лидерами в условиях риска и неопределенности, поскольку информация об управленческих ситуациях, с которыми им приходилось сталкиваться, никогда не была исчерпывающе полной. Каждый из них умел рисковать. Каждый использовал тот из наиболее известных типов власти, который больше соответствовал его управленческому стилю, умел формировать команду, на которую опирался при достижении поставленных целей. Каждый из них эффективно использовал все этапы основного управленческого цикла.
Управленческими технологиями они владели в совершенстве. Немалая роль в достижении успеха принадлежала и второй составляющей акта принятия решения – интуиции, чутью, шестому чувству. Когда мы говорим «бизнесмен милостью Божьей», «бизнесмен от Бога», «прирожденный бизнесмен» и т.д. мы имеем в виду сочетание обоих составляющих акта принятия решения, успешно реализованного при управлении бизнесом.
Анализируя деятельность бизнес-лидеров, невольно приходишь к выводу, что в основе крупного успеха в бизнесе лежит высокий уровень управленческой мысли. Именно он позволил преобразовать управленческое мастерство и интуицию бизнесмена в управленческие решения, с помощью которых они достигли высот в том бизнесе, которым занимались.
Но каким бы блестящим управленческое бизнес-решение ни было, оно должно быть реализовано. А здесь уже нужны несколько иные качества: целеустремленность, воля, умение мобилизовать людей для реализации поставленных целей. Выдающийся бизнес-лидер – это всегда сочетание перечисленных нами выше качеств, мастерства и искусства управления в бизнесе.
Обычно анализируют деятельность отдельных выдающихся бизнесменов. Мы сопоставляем деятельность всех представленных в книге наиболее ярких бизнес-лидеров, анализируем лидерство как один из самых главных феноменов управления бизнесом, выделяем то, что, в конечном счете, приводит к выдающемуся бизнес-успеху.
Предлагаемая вашему вниманию книга может представлять интерес как для тех, кто работает в практическом управлении бизнесом, так и для тех, кого интересует деятельность бизнес-лидеров, определявших пути экономического развития человечества и те тенденции, которые будут определять его завтра.
Самое ценное для нас – те идеи, которые мы можем почерпнуть у лидеров бизнеса, то, чему мы можем научиться на их оказавшейся успешной практике.
Каждый из рассмотренных нами в этой книге бизнесменов уникален, их пути к вершинам бизнеса неповторимы. Опыт самых значительных бизнес-лидеров, впервые собранный воедино и сопоставленный, дает возможность глубже понять источники их успеха.
Автор будет считать свою задачу выполненной, если прочитавший эту книгу не будет сожалеть о потраченном впустую времени, а тем более, если найдет в ней полезное для себя, способное помочь в достижении бизнес-успеха.