Одна из основных особенностей нашего времени — попытка изучить процесс принятия решений и разработать технологии, способствующие повышению эффективности принимаемых решений.

А поскольку от принятого решения может зависеть подчас успешное функционирование предприятия и отрасли, успешная реализация проекта и т.д., то очевидна важность умения принимать верные решения, действительно ведущие к достижению поставленных целей.

Процесс принятия решений при кажущейся простоте — очень непрост. В нем достаточно много тонкостей и подводных рифов. Основное назначение экспертных технологий — повышение профессионализма, а, следовательно, эффективности принимаемых управленческих решений.

Полное освещение проблем, связанных с принятием управленческих решений, читатель может найти в специальной литературе. Здесь мы обсудим лишь проблемы принятия решений с точки зрения использования экспертных технологий.

Подготовка решений осуществляется на основании всей совокупности информации о ситуации, ее тщательного анализа и оценок.

Ниже приведем укрупненную блок-схему взаимодействия «ЛПР -СИТУАЦИЯ» в аспекте использования экспертных технологий.

Возможности экспертного оценивания позволяют сделать объектом изучения основные аспекты взаимодействия «ситуация-ЛПР» за счет возможности использования качественных и количественных оценок как формализуемых, так и неформализуемых составляющих ситуации, в которой ЛПР осуществляет активные воздействия.

Как справедливо считают некоторые авторы, положение организации в будущем определяют, прежде всего, личные оценки и суждения лиц, ответственных за принятие основных решений.

Большое значение имеет определение целей. Только после их определения можно осуществлять определение факторов, механизмов, закономерностей, ресурсов, влияющих на развитие ситуации.

БЛОК-СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «СИТУАЦИЯ — ЛПР»
1. Ситуация принятия решения 2. Определение целей ЛПР 3. Анализ Ситуаций 4. Предварительная диагностика ситуации 5. Определение оснавных факторов, механизмов, закономерностей, ресурсов, активной состовляющеи ситуации
6. Разработака оценочной системы 7. Разработка прогноза развития ситуации 8. Генерирование альтернативных вариантов управляющих воздействий 9. Отбор основных вариантов управляющих воздействий 10. Разработка сценариев развития ситуации
11. Экспертная оценка ожидаемых реультатов вариантов воздействия 12. Определение наиболее предпочтительного варианта решения экспертами 13. Принятие решения ЛПР 14. Разработка программы действий
15. Контроль реализации программы действий 16. Анализ результатов развития ситуаций 17. Обощающие выводы и рекомендации

Экспертные технологии при принятии решений используются как для решения проблем организации и проведения экспертиз, перечисленных в предыдущем разделе, так и для обеспечения процедур принятия решений, которые мы перечислим ниже.

1. Определение целей

При принятии важных решений, последствия реализации которых могут сыграть значительную роль, необходимо четко представлять цели, к достижению которых стремится ЛПР. Для сложных ситуаций разработаны и используются методы формирования деревьев цели, позволяющие определить иерархическую структуру системы целей, и деревьев критериев, позволяющих оценить степень достижения целей ( см., например, разделы 2.1, 2.5 ).

Большое значение имеет определение приоритетности целей и механизмов их достижения.

Разработаны методы построения результирующих деревьев целей и деревьев критериев, получаемых в результате коллективной экспертизы для тех случаев, когда точки зрения экспертов могут различаться.

2. Экспертный прогноз

Особую роль при принятии решений играют проблемы, связанные с оценкой ожидаемого развития анализируемых ситуаций, ожидаемых результатов реализации рассматриваемых альтернативных вариантов решений.

Поскольку при использовании экспертной информации большое значение имеют не только количественные, но и качественные оценки, традиционные методы расчетов прогнозов далеко не всегда могут быть применены. К тому же во многих сложных ситуациях далеко не всегда мы обладаем достаточно достоверной статистической информацией, необходимой для разработки прогноза.

Перечисленные выше причины делают актуальной проблему применения методов экспертного прогнозирования в большей степени ориентирующихся на работу как с количественными, так и с качественными экспертными оценками.

Перспективными представляются возможности использования развивающегося метода экспертных кривых, с помощью которых может быть описана динамика прогнозируемого развития объекта экспертизы ( см., например, раздел 4.2 ).

3. Сценарии ожидаемого развития ситуации

Сценарии ожидаемого развития ситуации играют важную роль при принятии управленческих решений. Разработка сценариев развития ситуации при принятии управленческих решений производится преимущественно с использованием технологий экспертного оценивания.

Одной из основных задач при разработке сценария является определение факторов, характеризующих ситуацию и тенденции ее развития, а также определение альтернативных вариантов динамики их изменения. Наиболее распространенным методом экспертного оценивания при формировании альтернативных вариантов сценариев является метод мозговой атаки в сочетании со специальными методами использования аналитической информации ( раздел 2.1).

4. Генерирование альтернативных вариантов

Генерирование альтернативных вариантов решений, управляющих воздействий и т.д. может осуществляться либо непосредственно, либо с помощью специальных экспертных процедур. Процедуры генерирования альтернативных вариантов могут предусматривать как специальную организацию и проведение экспертиз с использованием методов типа мозговой атаки, методов Цвикки и т.д., так и создание автоматизированных систем генерирования альтернативных вариантов в сложных, но достаточно структурируемых случаях.

5. Определение рейтингов

В последнее время большую популярность приобрели расчеты рейтингов. Рейтинги позволяют определить сравнительную надежность банков, страховых компаний, качество различного вида услуг, сравнительную влиятельность политиков, сравнительную силу спортсменов, популярность певцов и т.д. ( см., например, разделы 4.1 и 1.3 ).

Поскольку, как правило, используемые для расчета рейтингов методы относятся к той или иной категории методов многокритериального оценивания, здесь можно говорить лишь о специфических особенностях, характерных для расчета рейтингов.

6. Оценочные системы

Оценочная система формируется при проведении индивидуальных и коллективных сравнительных оценок объектов экспертизы, для оценки степени достижения цели, для сравнительной оценки предпочтительности альтернативных вариантов управляющих воздействий и их результата и т.д. ( раздел 2.6 ).

В состав оценочной системы входят:

- критериии, характеризующие объект оценки;
- шкалы, с использованием которых оценивается объект по каждому из критериев;
- принципы выбора, по которым на основании оценок значений критериев для объекта определяется общая оценка либо производится сравнительная оценка предпочтительности альтернативных вариантов.Большое внимание в оценочных системах уделяется оценке сравнительной важности критериев. При расчете рейтингов также используется, как правило, одна из специально разработанных оценочных систем.

7. Принятие коллективных решений

Принятие коллективных решений — одна из наиболее важных процедур процесса управления. В отличие от процедуры определения результирующих экспертных оценок ( раздел 2.8 ) она предполагает не только расчет результата коллективной экспертизы, но и использование специальных методов открытого обсуждения альтернативных вариантов решений, дополнительного обмена информацией между лицами, принимающими непосредственное участие в процессе принятия решений, согласования противоположных точек зрения, поиска компромисса и т.д. ( см., например, раздел 2.7).

Еще одним важным отличием обсуждаемых процедур является то, что решения, принимаемые коллективно окончательны, в то время как результирующие экспертные оценки служат лишь необходимой базой для принятия управленческих решений.

В процессе принятия коллективного решения может быть запрошена дополнительная экспертная информация от специалистов, принимавших участие в подготовке и обосновании альтернативных вариантов решений.