Управление современным предприятием

Предлагаемая вашему вниманию книга — результат совместной работы авторов, имеющих многолетний опыт как практического управления, так и разработки методов и технологий управления современным предприятием.

Гудушаури Георгий Вахтангович — руководитель — практик с более чем 25-летним стажем, кандидат экономических наук, защитивший в 1992 г. диссертацию в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, член-корреспондент Российской Академии естественных наук.

Литвак Борис Григорьевич — профессор, доктор технических наук, действительный член Международной Академии Информатизации и Академии Проблем Качества. Наряду с опытом работы в российском консалтинговом бизнесе имеет опыт работы в штате одной из крупнейших консалтинговых фирм «Эрнст энд Янг». Область его профессиональной деятельности — разработка и принятие управленческих решений, анализ и обработка экспертной информации, организация и проведение экспертиз, инвестиции, инвестиционные конкурсы и тендеры. Автор книг «Экспертная информация. Методы получения и анализа» (1982), «Экспертные оценки и принятие решений» (1996), «Управленческие решения»(1998) и др.

В предлагаемой вашему вниманию книге освещаются актуальные и важные для каждого руководителя российского предприятия проблемы. Под предприятием авторы понимают завод, фирму, акционерное общество, корпорацию, финансово-промышленную группу и т.д. К числу обсуждаемых в книге проблем относится, прежде всего, экономическая политика при управлении предприятием, позволяющая не только сохранить предприятие «на плаву», но и обеспечить его эффективное функционирование на современном этапе развития экономики в России. Именно проблеме формирования и реализации экономической политики предприятия посвящен первый раздел книги.

Обсуждаемые в первой главе книги основные моменты маркетинговой политики учитывают богатый зарубежный опыт, являясь в то же время проекцией на сегодняшние реалии российского рынка сбыта продукции и услуг. Поскольку маркетинг является, с одной стороны, одной из решающих составляющих деятельности современного предприятия, определяющей ее успех, а, с другой стороны, наиболее уязвимым и наименее освоенным звеном этой деятельности российских предприятий, проблемы маркетинга рассматриваются в книге наиболее полно и разносторонне. Показывается, в частности, роль и необходимость взаимодействия стратегического и тактического маркетинга, обсуждаются проблемы обеспечения устойчивого сбыта продукции или услуг, ценообразования, выбора верной маркетинговой политики.

Обсуждая проблемы управления качеством на предприятии авторы придерживаются точки зрения, что производить продукцию или оказывать услуги недостаточно высокого качества невыгодно для самого предприятия, поскольку в этом случае предприятие, производящее некачественную продукцию, оказывается в проигрыше. Прослеживается история возникновения и развития современных систем управления качеством и обсуждаются проблемы их внедрения. Путь к повышению качества продукции лежит через совершенствование работы предприятия. Основные пути улучшения работы предприятия, основанные на использовании мирового опыта, приводятся в разделе книги, имеющем аналогичное название.

Для каждого руководителя, обладающего опытом практической работы сегодня не секрет, что успех в любом деле обеспечивают люди, непосредственно занятые в процессе управления предприятием, деловые партнеры, персонал. Различным аспектам управленческой деятельности, в которых много зависит от тех, кто ее осуществляет посвящены три завершающие раздела первой главы. В первом из них обсуждаются проблемы управления персоналом, с которыми приходится ежедневно сталкиваться каждому руководителю.

Следующий раздел посвящен искусству подготовки и ведения деловых переговоров. Как показывает опыт, наиболее удачными оказываются переговоры, которые достаточно хорошо подготовлены и продуманы, на которых реализуется четкая стратегическая линия стороны, проводящей переговоры. В разделе приводятся формуляры, которые имеет смысл заполнить руководителю при подготовке к переговорам, чтобы не упустить и осмыслить наиболее важные моменты их проведения и пути достижения поставленной цели.

Завершает главу раздел, в котором обсуждаются методы практической работы с деловыми партнерами, включая методы подготовки и проведения деловых встреч, совещаний, а также умение поставить перед коллективом стратегические и тактические задачи и добиться их эффективного решения.

Во второй главе объектом обсуждения становятся управленческие технологии, владение которыми обеспечивает необходимый профессиональный уровень руководителя при управлении предприятием. К их числу относится умение правильно определить стратегические и тактические цели, стоящие перед предприятием. При этом авторы подчеркивают, что хороши, прежде всего, так поставленные цели, степень достижения которых может быть впоследствии оценена.

Трудно не согласиться и с утверждением, что только тот может эффективно управлять предприятием, кто умеет предвидеть. Иными словами, успешный руководитель должен уметь прогнозировать развитие важных для предприятия ситуаций с тем, чтобы вовремя принять необходимое управленческое решение. Достаточно полный раздел, посвященный прогнозированию и разработке сценариев развития ситуаций, позволяет получить руководителю необходимые сведения о том, как строить работу по прогнозированию результатов принимаемых управленческих решений. Процесс принятия управленческого решения является центральным в управленческой деятельности руководителя предприятия. Сегодня профессиональное управление невозможно без знакомства с основными технологиями, с помощью которых осуществляется разработка, принятие и реализация управленческих решений. Специальный раздел посвящен обсуждению проблем, возникающих на различных стадиях подготовки и принятия управленческого решения.

Реализация управленческого решения невозможна без документального оформления принятых решений, без эффективной системы контроля хода их реализации. Выполнение принятых решений предполагает хорошо налаженную систему документационного обеспечения деятельности предприятия, которой посвящен специальный раздел.

Наконец, эффективное управление современным предприятием невозможно без использования тех возможностей, которые предоставляют сегодня руководителю современные информационные технологии и интегрированные системы управления основными процессами деятельности современного предприятия. Обсуждение наиболее распространенных и пользующихся заслуженным спросом на российском рынке автоматизированных систем управления предприятием составляет основное содержание последнего раздела второй главы книги.

Правовым аспектам управленческой деятельности посвящена третья глава книги. В ней обсуждаются проблемы правового обеспечения, возникающие при создании системы управления на предприятии и организации его эффективной работы, устанавливается, что является коммерческой тайной и проблемы ее охраны, большое внимание уделяется проблемам промышленной собственности.