Практические занятия по управлению

Еще одним примером сложной управленческой ситуации являются конкурсные торги, подрядные торги, тендеры. Сегодня — это единственный в России узаконенный способ размещения государственного и муниципального заказа на закупки продукции, строительные работы, услуги, оказываемые организациями, если сумма заказа выше 2500 минимального размера оплаты труда.

Подрядные торги, как разновидность конкурсных торгов, использовались в России издавна, в особенности, при Петре I. Сейчас это общепризнанная мировая практика. Проводя конкурсные торги, заказчик получает значительные преимущества. Для участников конкурса, заинтересованных в получении заказа, создается конкурентная ситуация. Согласно законодательству, предпочтение конкурсной комиссией отдается тому претенденту на получение заказа, у которого ниже цена и выше качество предлагаемой продукции, работ, услуг.

Если рассматривать конкурсные торги с управленческой точки зрения, то следует отметить, что в процедуре конкурсных торгов имеются два субъекта управления, находящиеся «по разные стороны баррикад» — заказчик, проводящий конкурсные торги, и претенденты на получение заказа, подающие на конкурс свои предложения (оферты).

Если целью, к которой стремится заказчик, является размещение заказа на возможно более выгодных условиях, в том числе по наиболее низкой цене, то целью, к которой стремится претендент, является получение заказа, причем, по возможности, на выгодных для себя условиях. А такими более выгодными для претендента условиями является сравнительно более высокая цена, поскольку в этом случае экономическая целесообразность полученного заказа выше.

Как показывает опыт, участие в конкурсных торгах требует достаточно высокого профессионализма, как от организаторов конкурса, так и от претендентов на получение заказа, являющегося предметом конкурсных торгов.

Управленческая ситуация 1.В период широкого внедрения системы конкурсных торгов в практику размещения государственного и муниципального заказа возникла необходимость в размещении государственного заказа на поставки федеральным электростанциям топочного мазута на IV квартал 1997 г. и I квартал 1998 г. К этому моменту цена за одну тонну топочного мазута достигла 1 млн. рублей.

Проблема 1. Имело ли смысл проведение в 1997 г. конкурсных торгов на размещение государственного заказа на поставки федеральным электростанциям топочного мазута? Можно ли было, по вашему мнению, ожидать существенного снижения цены на топочный мазут?

Развитие управленческой ситуации 1. Когда обсуждалась проблема закупки топочного мазута для федеральных электростанций, было принято решение о проведении тендера (конкурсных торгов) этого достаточно крупного государственного заказа. В объявленном тендере приняли участие такие ведущие компании страны, как «Славнефть», «Альфа-Эко», «Лукойл», «Синтек», «Синтез» и др., всего 7 компаний.

Победителем тендера стала компания «Лукойл». Она получила заказ на поставку 800 тыс. тонн топочного мазута. Стоимость одной тонны топочного мазута составила 465,5 тыс. руб. с учетом НДС и без железнодорожного тарифа. Таким образом, мы видим, что закупочная цена тонны топочного мазута, практически, снизилась более, чем в 2 раза. Проведенный тендер позволил сэкономить значительные финансовые средства.

Следует отметить, что при размещении нестандартных государственных и муниципальных заказов значительное снижение цены заказа в два раза и более не редкость. Так при проведении тендера на строительство нулевого цикла делового центра «Москва — Сити» цена работ, которые предстояло выполнить, колебалась в заявках претендентов от 77 млн. долларов до 204 млн. долларов. Если бы заказ был получен фирмой назначившей в качестве стоимости работ 204 млн. долларов, то муниципальные власти заплатили бы за одни и те же работы почти в 3 раза дороже. Причем цены колебались по вполне объективным причинам и были вызваны тем, что разные компании для выполнения работ предлагали использовать разные строительные технологии.

При проведении конкурсных торгов большое значение имеет корректное проведение всего конкурсного процесса, начиная от объявления о конкурсе в средствах массовой информации, разработки конкурсной документации, работы с участниками конкурса, подавшими конкурсные предложения, и кончая процедурой вскрытия конвертов с конкурсными предложениями, определением победителя и заключением с ним контракта на поставку продукции, выполнение работ или оказание услуг. Недостаточно эффективно проведенные процедуры предварительной квалификации, то есть процедуры проверки претендентов на получение заказа на их финансовую состоятельность, производственные возможности, опыт выполнения аналогичных заказов, могут привести к тому, что победителем конкурсных торгов окажется организация, не имеющая необходимого производственного потенциала или необходимого опыта.

К сожалению, практика размещения заказов такова, что бывают случаи, когда победитель оказывается, по тем или иным причинам, несостоятельным, что приводит к серьезным материальным потерям.

В конкурсных торгах нет мелочей, важны все конкурсные процедуры и организаторы конкурсных торгов должны знать все правила и тонкости проведения конкурсных торгов.

Управленческая ситуация 2.Во время заседания тендерного комитета, на котором должен был определиться победитель тендера (конкурсных торгов) на проведение нулевого цикла работ при строительстве делового центра Москвы «Москва — Сити», предпочтительнее других оказались два конкурсных предложения. В заседании принимало участие 12 членов тендерного комитета и голоса, отданные за эти конкурсные предложения, распределились поровну. За каждое из них было отдано по 6 голосов членов тендерного комитета.

Проблема 2. Как, с вашей точки зрения, должен был быть решен вопрос об определении победителя тендера на проведение нулевого цикла работ при строительстве делового центра Москвы «Москва — Сити»?

Развитие управленческой ситуации 2. При проведении конкурсных торгов действует следующее правило: при равенстве голосов, отданных за разные конкурсные предложения, голос председателя тендерного комитета считается за два голоса. Поэтому победителем тендера на проведение нулевого цикла работ при строительстве делового центра Москвы «Москва — Сити» стало то конкурсное предложение, за которое свой голос отдал председатель тендерного комитета.

При определении победителя конкурсных торгов должны строго выдерживаться все положения и правила, по которым должны проводиться конкурсные торги. Требования и критерии, на основании которых определяется победитель в конкурсных торгах, должны быть заранее определены в конкурсной документации, которой за небольшую плату, не превышающую стоимость затраченных организатором торгов, обеспечиваются все участники конкурсных торгов. Другие критерии при определении победителя конкурсных торгов использоваться не могут.

Управленческая ситуация 3.Во время заседания конкурсной комиссии одного из Управлений мэрии по определению победителя конкурсных торгов при размещении муниципального заказа возникла ситуация, когда члены конкурсной комиссии, ознакомившись с представленными конкурсными предложениями, проголосовали, высказавшись в пользу одного из представленных на конкурс предложений.

Однако представитель организатора конкурса после процедуры голосования представил дополнительную информацию об организации, предложение которой получило в результате проведенного голосования наибольшее число голосов. Информация содержала отзывы, отрицательно характеризующие эту организацию.

Проблема 3. Оцените ситуацию, сложившуюся во время заседания конкурсной комиссии одного из Управлений мэрии по определению победителя конкурсных торгов при размещении муниципального заказа. Должна ли, по вашему мнению, быть объявлена победителем конкурсных торгов организация, получившая наибольшее число голосов? Правильно ли поступил представитель организатора конкурсных торгов?

Развитие управленческой ситуации 3. Представитель заказчика, представивший после проведения процедуры голосования отрицательную характеристику об организации, набравшей наибольшее число голосов, предложил провести повторное голосование. Однако его предложение было справедливо отвергнуто председателем конкурсной комиссии. Было, по существу, предложено нарушить процедуру определения победителя конкурсных торгов. Представленная дополнительно информация об организации, набравшей наибольшее число голосов, должна была быть представлена конкурсной комиссии до момента голосования.

При такой постановке дела, какая предлагалась представителем организатора, создавался прецедент, при котором после определения победителя допускалась возможность дополнительного переголосования, что противоречит существующим процедурным правилам организации и проведения конкурсных торгов. Если бы предложение представителя организатора конкурсных торгов было принято, тем самым была бы принята возможность манипулирования при определении победителя конкурсных торгов.

За корректным проведением конкурсных торгов следят как их организаторы, так и претенденты на получение заказа. И, если процедуры проведения конкурсных торгов оказываются по тем или иным причинам нарушенными, то возможно обжалование результатов конкурсных торгов в вышестоящие инстанции, вплоть до Арбитражного суда.

Управленческая ситуация 4.Одна из организаций, непосредственно подчиняющаяся комитету здравоохранения города, заключила с подведомственным ей предприятием договор на проведение определенного объема работ в течение трех лет.

Однако после завершения первого года предприятие решило существенно повысить цену на выполняемые им работы, о чем поставило в известность заказчика.

Организация, заключившая с предприятием договор, не была согласна с повышением цен, осуществленным предприятием. А поскольку сумма договора превышала оговоренные в законе 2500 минимального размера оплаты труда, решено было объявить конкурс на проведение работ, ранее выполнявшихся, согласно договору, предприятием.

Проблема 4. Оцените положение, которое сложилось после повышения предприятием цены на работы, которые оно проводило, согласно договору.

Правильно ли, с вашей точки зрения, поступило предприятие, поднявшее цену на выполняемые им работы? Правильно ли поступило руководство организации, объявившее о проведении конкурсных торгов?

Развитие управленческой ситуации 4. Руководство предприятия, выполнявшего работы для организации, подведомственной комитету здравоохранения, пошло на повышение цен на выполняемые им работы после того, как выросла их себестоимость. О происшедшем повышении цен было поставлено в известность руководство организации, для которой эти работы выполнялись.

Организация расторгла с предприятием договор, предупредив предприятие о прекращении действия договора в сроки, оговоренные в тексте договора.

В результате проведенных организацией конкурсных торгов, участие в которых приняло и предприятие, с которым договор был заключен ранее, был определен победитель. Им стало другое предприятие, цены на выполняемые работы которого находились на прежнем уровне цен.

В результате проведенных конкурсных торгов организация сумела добиться сохранения на прежнем уровне цен на работы, выполнение которых ею заказывалось.

Руководству предприятия, которое выполняло указанные работы ранее, стоило подумать о том, как избежать повышения себестоимости работ. Тем более, что другое предприятие, проводящее эти же работы, сумело повышения цен избежать.

Однако трудности при проведении конкурсных торгов возникают не только из-за недостаточно четкого соблюдения положений и правил проведения конкурсных процедур. Определенную трудность вызывает определение победителя конкурсных торгов в тех ситуациях, когда по объективным причинам невозможно указать единственный критерий определения победителя. К сожалению, цена не всегда может выступать в качестве единого критерия, характеризующего представленные конкурсные предложения.

Во многих случаях приходится учитывать и качество поставляемой продукции или выполняемых работ. А качество в ряде случаев также не может быть представлено только одним показателем. Это, безусловно, усложняет процедуру определения победителя и требует использования современных технологий например организации и проведения конкурсных торгов.Так, существуют специальные методики, разработанные Мировым банком и межамериканским банком развития, согласно которым при определении победителя при конкурсных торгах на поставку оборудования необходимо учитывать такие показатели, как оценочная стоимость оборудования, технические показатели и эксплуатационные расходы, наличие сервисного обслуживания и запасных частей, степень соответствия стандартам.

Управленческая ситуация 5.При проведении подрядных торгов на выполнение подрядных работ по федеральным автомобильным дорогам и искусственным сооружениям на них определение победителей осложняется тем, что необходимо учитывать несколько критериев. В частности, надо учитывать такие критерии, как общая стоимость работ, условия финансирования, сроки выполнения дорожных работ, обеспечение качества дорожных работ и т.д.

Тем не менее, победитель конкурсных торгов должен быть определен и определение победителя должно быть обоснованным. А победитель должен действительно в наибольшей степени соответствовать требованиям, предъявляемым ему заказчиком.

Проблема 5. Как вы оцениваете ситуацию, когда победитель конкурсных торгов должен быть определен не по одному, а по нескольким критериям? Как, с вашей точки зрения, следовало бы определять победителя подрядных торгов по федеральным автомобильным дорогам и искусственным сооружениям на них?

Развитие управленческой ситуации 5. Ситуация, когда победителя конкурсных торгов приходится определять не по одному, а по большему числу критериев, является естественной и соответствует действительному положению вещей во многих возникающих на практике случаях. Действительно, если в одном конкурсном предложении цена ниже, а в другом выше качество, то решение надо принимать, исходя из учета, как цены, так и качества продукции или выполняемых работ.

Для определения победителя в подрядных торгах на выполнение подрядных работ по федеральным автомобильным дорогам и искусственным сооружениям на них разработана специальная методика, позволяющая дать сравнительную всем поступившим на подрядные торги предложениям. В основе методики использование весовых коэффициентов, характеризующих сравнительную важность каждого критерия для принятия окончательного решения о победителе подрядных торгов. Победителем подрядных торгов получает конкурсное предложение, которое набирает наибольшую сумму баллов с учетом коэффициентов весомости каждого критерия, по которому оценивается конкурсное предложение.

Конкурсные торги являются эффективным механизмом проведения политики поддержки отечественного и регионального предпринимателя. Администрация региона и Правительство страны получают дополнительную возможность на основании использования экономических рычагов облегчить получение государственных и муниципальных заказов российским и региональным предприятиям, способным производить конкурентоспособную продукцию или качественно выполнять работы, которые являются объектом государственного или муниципального заказа.

Управленческая ситуация 6.Администрация города, проанализировав ситуацию, сложившуюся вокруг размещения муниципального заказа, установила, что если городские предприятия участвуют в конкурсных торгах на общих основаниях, победителями, как правило, становятся иногородние участники конкурсных торгов. Это не могло не отразится отрицательно на развитии промышленности города. И, как следствие этого, сократилось число рабочих мест, увеличилась безработица, сократились налоговые поступления в бюджет города, начал снижаться уровень жизни населения.

Перед администрацией города остро встала проблема поддержки городских предприятий.

Проблема 6. Оцените ситуацию, сложившуюся в промышленности города. Какие меры экономического характера, связанные с использованием механизма конкурсных торгов, следовало бы, с вашей точки зрения, предпринять администрации города с целью поддержки городской промышленности?

Развитие управленческой ситуации 6. После анализа ситуации, сложившейся в городской промышленности администрацией города было принято решение при размещении муниципального заказа, в первую очередь, сделать ставку на поддержку местных предпринимательских кругов, поскольку только оживление городской промышленности могло бы способствовать и повышению уровня жизни населения города, и пополнению городского бюджета.

Специалистами по организации и проведению конкурсных торгов было разработано «Положение о муниципальных заказах и тендерных торгах, проводимых администрацией города», в котором были предусмотрены преференции предприятиям и организациям города, участвующим в конкурсных торгах. То есть в разработанное Положение о проводимых городской администрацией конкурсных торгах был включен пункт, согласно которому при определении победителя на проводимых городом торгах предприятия и организации города становились победителями, если цена конкурсного предложения превышала цену конкурсного предложения иногороднего участника конкурсных торгов не более, чем на 15%.

В разработанное Положение о конкурсных торгах, проводимых администрацией города, был внесен также пункт, согласно которому победитель конкурса должен был иметь не менее, чем двухлетний опыт работы с администрацией города.

В заключение, хотелось бы подчеркнуть, что успешное проведение конкурсных торгов во многом определяется профессионализмом специалистов, занятых организацией и проведением конкурсных торгов, их владением современными технологиями организации и проведения конкурсных торгов.

Опыт использования конкурсных торгов в практике размещения государственного и муниципального заказа показал, что конкурсные торги при умелой их организации и проведении обеспечивают значительную экономию бюджетных средств. Отметим, что конкурсные торги используются также при размещении крупных заказов на закупку продукции или проведение работ не только государственными организациями, но и крупными частными фирмами, банками, инвестиционными компаниями.