Практические занятия по управлению

Стратегия развития организации разрабатывается для того, чтобы обеспечить ее успешную деятельность на долговременную перспективу. С выработки стратегии развития любой организации начинается основной управленческий цикл. К сожалению, сегодня еще не каждый руководитель отдает себе отчет в том, что стратегия действительно нужна. Хотя при обсуждениях и деловых беседах необходимость разработки стратегии признается всеми, опыт показывает, что нередко в практической деятельности стратегия у некоторых организаций отсутствует, а если и есть разработанная стратегия, то она далеко не всегда является реально используемым инструментом управления.

Мы уже приводили пример фирмы «Родити», потерпевшей крах из-за отсутствия стратегии развития, вся управленческая деятельность в которой сводилась к непосредственному реагированию на возникающие текущие проблемы.

Управленческая ситуация 1.Крупная московская брокерская фирма «Ининвест» долгое время успешно действовала на фондовом рынке России. В период 1997 — первая половина 1998 г.г. наметилась тенденция падения курса акций крупных российских компаний, так называемых голубых фишек.

Проанализировав сложившуюся на фондовом рынке ситуацию и тенденции её развития, а также, принимая во внимание полученную информацию об ожидавшемся предоставлении МВФ крупных стабилизационных кредитов России, руководство фирмы избрало стратегию скупки падавших в цене акций голубых фишек. Принятое руководством «Ининвеста» решение было основано на ожиданиях последующего резкого повышения курса акций голубых фишек после получения Россией стабилизационных кредитов. Стратегия скупки большой партии акций голубых фишек с последующей их продажей сулило брокерской фирме «Ининвест» значительную прибыль.

Проблема 1. Оцените сложившуюся на фондовом рынке ситуацию в период 1997 — первая половина 1998 г.г. с котировкой акций голубых фишек. Как вы оцениваете стратегическое решение московской брокерской компании «Ининвест» о скупке крупной партии акций голубых фишек?

Развитие управленческой ситуации 1. Стратегическое решение московской брокерской компании «Ининвест» о скупке крупной партии акций голубых фишек оказалось ошибочным. Ожидаемое повышение курса их акций не состоялось, что привело в конечном итоге к большим финансовым потерям для брокерской фирмы. К июлю 1998 г. ее долг участникам фондового рынка составил около 5 млн. долларов США по сделкам более, чем с 20 компаниями.

Уже в июле 1998 г. брокерская компания «Ининвест» фактически прекратила свое существование, так и не дождавшись повышения курса акций, в которые компанией были вложены столь значительные средства.

Выработка долговременной стратегии развития организации, как видно из приведенного примера, во многом определяет будущую судьбу организации.

Поскольку эффективность или несостоятельность стратегического решения, в конечном счете, определяет будущий ход событий, то оно обязательно содержит элемент риска. Поэтому риск при принятии стратегических решений необходим. Управленец считается неэффективным, если он не способен принимать решения, реализация которых сопряжена с риском. Все дело в том, чтобы вероятность не достижения поставленной цели была не слишком велика и чтобы решения, принимаемые управленцем, обеспечивали достижение поставленных стратегических целей.

Поэтому стратегические решения должны быть обоснованными и выверенными и все-таки приводить к успеху. Снизить степень риска принимаемых стратегических решений может профессионально разработанный прогноз развития управленческой ситуации. Технологиям разработки прогнозов будет посвящено специальное занятие мастер-класса. После того, как стратегия организации определена, реализация ее в процессе деятельности организации является одной из основных задач ее руководства.

Управленческая ситуация 2.В одном из крупнейших банков штата Флорида «Саутист Бэнк» в начале 80-х сложилась ситуация, когда значительная часть его акций была скуплена посторонней группой инвесторов. Группа инвесторов, скупившая значительную часть акций, имела другой взгляд на развитие банка. Поэтому стратегические решения руководства банка встречали с их стороны непонимание и неодобрение. Возникла угроза реализации выверенной стратегии, в соответствии с которой шло развитие банка и осуществлялась его основная деятельность.

Проблема 2. Проанализируйте положение, сложившееся в области разработки и реализации стратегии развития банка «Саутист Бэнк». Что бы вы посоветовали предпринять руководству банка в сложившейся ситуации?

Развитие управленческой ситуации 2. Проанализировав сложившееся в управлении банка положение, когда реализация выработанной и принятой к реализации стратегии банка оказалась под угрозой, руководство «Саутист Бэнк» приняло трудное с финансовой точки зрения, но, пожалуй, единственно верное решение. Оно состояло в том, чтобы с целью сохранения принятой стратегии развития банка и сложившейся структуры его управления выкупить у новых акционеров банка акции стоимостью 150 млн. долларов США.

Большое значение для реализации стратегии любой организации имеет своевременность принимаемых стратегических решений. Если благоприятный момент упущен, достижение поставленной цели может стать существенно более трудоемким, под угрозой может оказаться сама возможность достижения поставленной цели.В то же время своевременно принятое и реализованное стратегическое решение в значительной степени может способствовать успеху дела.

Управленческая ситуация 3.Руководством фирмы «Связьинвест» в 1998 г. было принято стратегическое решение о продаже крупного пакета акций. Несмотря на авторитет и хорошее положение «Связьинвеста», реализация его стратегических планов осложнялась тем, что рынок сотовой связи к этому моменту был давно поделен, в Москве доминировали компании «Система» и «Вымпелком», а в Северо-Западном регионе — «Телекоминвест». Даже предложение более низких цен при расширении бизнеса вряд ли привело бы к существенному результату.

Проблема 3. Что следовало бы предпринять руководству «Связьинвеста» в момент времени, непосредственно предшествовавший продаже крупного пакета акций компании, для того, чтобы обеспечить его успешную продажу?

Развитие управленческой ситуации 3. Непосредственно перед продажей крупного пакета акций в 1998 г. руководство «Связьинвеста» объявило о стратегическом решении создать дочернюю компанию, которая начнет строительство самой мощной к этому моменту сети сотовой телефонной связи в стандарте GSM-9000. Для реализации этого проекта компания готова инвестировать 200 млн. долларов США. Своевременное заявление о планах своего развития, сделанное крупнейшим в стране телекоммуникационным холдингом, привело к тому, что стоимость компании буквально за несколько дней выросла на 30%.

Для того, чтобы разработать эффективную стратегию развития организации и обеспечить ее успешную деятельность, сначала надо определить, что же такое успешная деятельность, определить каким образом оценивается успешность или неуспешность деятельности организации, в какой степени успешно действует организация.

Иными словами, должна быть определена оценочная система, позволяющая оценивать степень успешности деятельности организации. Поэтому руководство организации, разрабатывающей стратегию развития организации, должно определиться с системой критериев, которые будут использоваться для оценки успешности деятельности организации.

Управленческая ситуация 4.При разработке стратегии развития организации некоторые управленцы считают самым надежным критерием успешности деятельности организации прибыль, или коэффициенты, ее характеризующие, такие, как норма рентабельности, доход в расчете на акцию, норма возврата инвестиций и т.д. Поэтому никакие другие критерии для оценки успешности деятельности организации не нужны.

Проблема 4. Согласны ли вы с такой точкой зрения? С помощью каких критериев вы или руководство организации, деятельность которой вы анализируете, оценивает сегодня успешность ее деятельности? Способствует ли выбранная система критериев выработке эффективной стратегии развития организации?

Развитие управленческой ситуации 4. Специалисты в области менеджмента считают, что, как правило, стремление оценивать эффективность (успешность) работы фирмы только по одному критерию приводит к серьезным противоречиям и не позволяет делать верных заключений о действительной успешности деятельности фирмы.

В качестве подтверждения этой точки можно привести некоторые данные об использовании только 1-2 показателей в качестве критериев для оценки успешности деятельности фирмы.

В 1982 г. Том Питерс и Роберт Уотерман привели список 43 преуспевающих компаний США, которые признали действующими успешно на основании 1-2 критериев оценки эффективности деятельности фирм. Однако через 5 лет только положение 14 из них оценивалось, как неплохое, а через 10 лет только 5 из них.

Также по 1-2 критериям определяют успешность деятельности фирм некоторые ведущие издания Великобритании. Из 12 фирм — лидеров по такой системе оценок успешности деятельности фирмы, опубликованных популярным журналом по вопросам управления «Journal of marketing management» в период 1979-1990 г.г. к настоящему времени удалось выжить только 5, а преуспевающей сегодня можно назвать только одну из них.

При использовании прибыли в качестве критерия для оценки успешности деятельности фирмы следует иметь в виду, что возможно манипулирование значениями этого показателя. Используя различные способы расчета таких показателей, как оценка стоимости и нематериальных активов, отчислений на НИОКР, приобретаемые активы и т.д., можно показывать различные значения прибыли. Следовательно, по-разному будет определяться успешность деятельности фирмы.

Кроме того, прибыль при разработке стратегии развития организации не может считаться надежным показателем оценки эффективности ее деятельности, потому что этот показатель не позволяет оценивать возможности и потенциал развития предприятия в будущем.

Стратегия необходима каждой организации любой формы собственности, будь то:

-предприятие, фирма, завод, магазин, банк, инвестиционная компания, страховая компания,
-юридическая контора, отделение милиции, больница, институт, школа,
-министерство, ведомство, комитет, агентство,
-центральные органы управления страны, региона, города и т.д.,

Для эффективного функционирования необходима стратегия, в соответствии с которой организация развивается и решает стоящие перед ней задачи проблемы.

Стратегия необходима как организации, работающей в сфере экономики, так и организации, работающей в сфере государственного и муниципального управления.

Некоторые теоретики в области управления считают, что постоянно возникающие в деятельности фирмы проблемы, необходимость решать оперативные вопросы мешают реализации стратегического управления фирмой. Однако, с нашей точки зрения, это не совсем так.

Эффективное стратегическое управление предполагает активное использование обратной связи в управлении, т.е. своевременную и адекватную реакцию на изменения ситуации, в которой функционирует объект управления. Как показывает опыт управленческой деятельности, только стратегическое управление, в полной мере учитывающее необходимость решать повседневно возникающие управленческие проблемы, жизнеспособно и позволяет организации эффективно функционировать на современном этапе экономического и социального развития, характеризующемся отсутствием четко выраженных закономерностей развития управленческой ситуации. Без стратегии успешное функционирование организаций невозможно.

Напомним, что стратегия является действительно стратегией, реально определяющей будущее развитие и функционирование организации только тогда, когда присутствуют все ее основные составляющие:

-стратегические цели, определяющие направление долговременного развития организации;
-ресурсы, без которых стратегические цели не могут быть реализованы;
-технологии, с помощью которых стратегические цели могут быть достигнуты;
-система управления, которая способна обеспечить достижение стратегических целей.

Определим основные этапы стратегического управления, основным содержанием которого является выработка и реализация стратегии развития организации.

Основные этапы стратегического управления
1. Анализ стратегической ситуации 2. Прогноз развития ситуации 3. Определение миссии и целей организации 4. Разработка стратегии организации 5. Разработка стратегического плана 6. Управленческий цикл реализации стратегии
Рис. 1.8. Основные этапы стратегического управления
Управленческий цикл реализации стратегии
1. Реализация стратегии 2. Контроль хода реализации стратегии и изменений управленчиской ситуации 3. Анализ результатов 4. Корректировка стратегий
Рис. 1.9. Управленческий цикл реализации стратегии