Великие управленцы

В этой книге мы анализируем деятельность великих управленцев, каждый из которых оставил значительный след в истории человечества и представлял собой один из наиболее характерных и значительных феноменов управленческой практики. Критерии, по которым мы относим наиболее выдающихся государственных деятелей различных континентов, стран, эпох, к великим, — это, прежде всего, обладание властью, индекс управленческой мысли, свершения.

Вглядываясь в многовековую историю Китая, ставшего во второй половине ХХ века сверхдержавой, одной из самых могущественных и влиятельных, а, самое главное, одной из наиболее динамично развивающихся стран современного мира, для нас очень важно понять управленческие механизмы, приведшие к столь впечатляющему «большому скачку». Но не менее важно для нас понять, какой великий управленец стоял за этими великими, вызывающими уважение, свершениями.

Многие связывают достижения Китая последних лет с именем Дэн Сяопина, благодаря эффективной управленческой деятельности которого страна с более, чем миллиардным населением, добилась того, что в течение 20 лет, начиная с 1978 г., среднегодовой прирост ее ВВП составил 9,8%, а в расчете на душу населения — 8,4%! Это ведь темпы развития восточноазиатских «четырех малых драконов», которые заставили удивляться весь мир. Но ведь население Китая превышает миллиард! Если такие темпы экономического развития страны сохранятся, то Китай опередит США и Японию. К тому же не следует сбрасывать со счетов, что Китай обладает ядерным и термоядерным оружием, мощным военно-промышленным потенциалом! Но была ли возможной управленческая деятельность Дэн Сяопина, которого справедливо называют мозговым центром политики открытости Китая для внешнего мира, реформ и экономических преобразований, если бы не было эпохи Мао Дзэдуна и его деятельности, преобразовавшей страну? До настоящего времени ведутся споры и даются противоречивые оценки того, что сделано Мао. Но никто не станет спорить, что при нем страна из отсталой, полуфеодальной, полуколониальной превратилась в одну из ведущих мировых держав, стала одним из пяти членов Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. И китайское экономическое чудо стало возможным в значительной степени, благодаря тому, что Дэну предшествовал Мао с его значительными достижениями раннего периода (1949-1957 г.г.) и последующими заблуждениями и ошибками более позднего периода, реализовавшимися в виде не оправдавшей себя политики «большого скачка», «народных коммун», «культурной революции». Сами китайцы считают, что достижений у Мао было намного больше, чем ошибок. Но за всеми достижениями и ошибками Мао, стоит бесспорный факт, отрицать который невозможно. В стране была создана система централизованного управления. Любое решение центральной власти беспрекословно и безо всяких рассуждений выполнялось. Даже, если оно было абсурдным с точки зрения здравого смысла.

С момента образования Китайской Народной Республики в 1949 г. власть в стране до конца дней крепко держал в своих руках Председатель Мао Дзэдун. Он всегда оставлял за собой пост председателя Коммунистической партии Китая, в разное время занимая и другие посты, например, пост председателя правительства или председателя Китайской Народной республики — официального главы государства. Мао во второй половине ХХ века оставался лидером китайского народа, выдающаяся роль которого в создании современного китайского государства признается в Китае и сегодня. Только при наличии мощного управленческого потенциала, которым обладал единый, централизованный Китай с высоким уровнем управляемости китайского общества и тем заделом в области промышленности, сельского хозяйства, техники, который остался после Мао, стало возможным совершенное Дэном.

Впрочем, без того, что было совершено впоследствии Дэном, сделанное Мао, заложенные им предпосылки, остались бы невостребованными. И все достижения Мао в деле укрепления могущества страны могли уйти в небытие вместе с человеком их реализовавшим. Дэн Сяопин, как государственный деятель, формировался в лагере сторонников Мао Дзэдуна. Несколько лет, проведенных во Франции (с октября 1920 г. по январь 1926 г.), приводят его в ряды китайских революционеров, озабоченных судьбами своей страны. После возвращения в Китай весной 1927 г. Весь его дальнейший жизненный путь, вплоть до занятия им высших государственных должностей, оказывается тесно связанным с армией и партией.

Управленческая ситуация №1

Возвратившись в Китай после длительного пребывания во Франции и кратковременного пребывания в Советском Союзе, Дэн Сяопин активно включается в политическую жизнь страны. Основным ее содержанием в тот момент была обострившаяся борьба за власть между партией Гоминьдан, возглавляемой Чан Кайши, которой принадлежала реальная власть в стране, и набиравшей силу Коммунистической партией Китая. А впоследствии военные действия против вторгшейся на территорию Китая японской армии. Каждое время выдвигает своего лидера. Таким лидером в Китае 30-х годов постепенно становится Мао Дзэдун. В чем сила позиции Мао и привлекательность его идей?

Во-первых, с его именем связывается проникновение идей марксизма, уже завоевавших популярность во многих странах мира. С одной стороны, он делает доступными для китайского народа новые идеи преобразования жизни, а, с другой стороны, добивается того, чтобы в них нашли отражение реалии, особенности и специфика Китая, чтобы национальные интересы страны занимали в новом движении приоритетное место.

Во-вторых, что не менее важно, он с первых дней создания коммунистической партии принимает активное участие в партийном строительстве и занимает ответственный пост политического комиссара Красной армии, который был в то время, пожалуй, даже более значимым, чем пост командующего. Мао является активным сторонникам жесткого отпора вторгшимся в Китай японским войскам, оставлявшим после себя кровавый след. Только в Нанкине жертвами японского вторжения стали 300 тысяч китайцев. Это вызвало консолидацию народа вокруг коммунистической партии, которая, в отличие от партии Гоминьдан, повела решительные боевые действия против японских войск, внеся свой вклад в поражение Японии во второй мировой войне. Мао правильно понимает расстановку сил в китайском обществе, подавляющее большинство которого составляют крестьяне. Он считает, что кто решит земельный вопрос, тот завоюет крестьян, а кто завоюет крестьян, тот завоюет Китай. Постепенно Мао занимает руководящее положение в коммунистической партии Китая.

Проблема №1.

Что, по вашему мнению, могло сыграть решающую роль в определении политических пристрастий молодого Дэн Сяопина? Каким, с вашей точки зрения, должно было стать его отношение к игравшему все более значительную роль в политической жизни Китая Мао Дзэдуну и его идеям?

Развитие управленческой ситуации №1.

Возвратившись в Китай, Дэн видит тяжелую жизнь, бедность и бесправие простых крестьян, составляющих основную часть китайского общества. Да и жизнь подавляющего большинства городского населения была не легче. Он понимает, что стране нужны решительные перемены. Именно это и предлагали тогда идеи классиков марксизма. Жаль, что далеко не сразу мы задаемся вопросом, к чему могут привести те или иные изменения в жизни общества. Мы принимаем их, прежде всего, потому что ощущаем необходимость перемен. Альтернативные же варианты изменений, как правило, нами не рассматриваются. Это приходит позднее вместе с жизненным опытом и когда становится очевидным, что стремились не совсем к тому, что получили в результате преобразований. Что же касается влияния на молодого Дэна личности и идей Мао, достаточно очевидно, что в тот момент он находится под сильным влиянием Мао и занимает позицию поддержки его идей и дел, причисляя себя к его сторонникам. В тот момент, по всей видимости, это был правильный выбор, намечающего свой путь молодого самостоятельно мыслящего, обладающего значительным управленческим потенциалом Дэна. Жизнь подтверждает правильность сделанного им выбора. Вместе с усилением позиций в партии и государстве Мао возрастает роль Дэна.

Первое смещение Дэна со всех занимаемых им постов произошло в 1933 г. Ему ставилась в вину поддержка Мао. И только в 1935 г. он получает возможность вернуться к активной деятельности. И в дальнейшем выходом на руководящее положение в партии и государстве Дэн обязан тому, что он являлся активным сторонником Мао.

Но было бы неверным искать истоки феномена Дэн Сяопина только в истории второй половины ХХ века страны. Они лежат и в многовековой истории Срединной империи (центра мира), как называли свою страну китайцы. Если по вкладу в мировую культуру Италию можно назвать страной художников, поэтов, певцов, Германию страной мыслителей и военных, США страной бизнесменов, то Китай, с древних времен вполне можно назвать страной управленцев. Действительно, уже в древнем Китае проводилось различие между специалистами: инженерами, строителями, учителями, с одной стороны, и управленцами: руководителями, администраторами, с другой стороны. Причем предпочтение отдавалось последним. Известный китаевед Э. Балаж пишет: «Ученые чиновники берутся за посредничество и все дела руководства; они организуют транспорт и товарообмен, наблюдают за строительством дорог, каналов, плотин, шлюзов; руководят всеми общественными работами… Они обучены только одному ремеслу — управлению».

Великие мыслители Китая, начиная с Конфуция, с большим уважением относились к иерархии власти и управления. Так древний китайский мыслитель Мэнцзы, выделяя роль управленца в жизни китайского общества, говорил: «Кто занимается умственным трудом, управляет остальными, а кто обращает в труд свою силу — управляется другими».

Суровые условия жизни, необходимость бороться с разбушевавшейся стихией, строить плотины, другие крупные сооружения, в основном, за счет использования примитивной техники, требовали эффективной организации, планирования, контроля труда сотен и тысяч рабочих. Труд специалистов также должен был быть должным образом организован и эффективно использован. Китайская система управления была с древних времен настолько продуманной, эффективной и привлекательной, что даже, когда страна оказывалась порабощенной пришельцами, будь-то монгольские или маньчжурские завоеватели, они ее перенимали. Это служило одной из основных причин того, что завоеватели «растворялись» в массах населения покоренной ими Срединной империи. Традиции и культура Китая сохранялись тысячелетиями.

Это отнюдь не означает, что реальное управление страной всегда было эффективным и, скажем, в Китае отсутствовало то, что мы сегодня называем коррупцией, нецелевым использованием средств и т.д. Все это было и нередко служило причиной восстаний, приводивших даже к смене царствовавших династий.

Конец благополучию и реальной независимости Срединной империи, переставшей быть центром вселенной, положило появление принципиально новых промышленных и военных технологий XIX века, потребовавших и использования новых управленческих технологий. Но, чтобы Китай с его миллиардным населением смог вернуть себе статус страны с эффективной системой управления, потребовались долгие годы войны, потрясений, преобразований, поиска своего пути в развитии мировой цивилизации.

Управленческая ситуация №2

Дэн Сяопин проходит трудный путь войны, преобразований и устройства мирной жизни в различных районах Китая, на которые распространялась власть Красной армии, проходит полный опасностей путь политической борьбы. Перед ним постоянно возникают сложные, требующие своего решения управленческие проблемы. Этот маленький китаец оказывается в самых горячих точках, постепенно занимая все более значительные должности, влияние его возрастает.

Обладая пытливым умом и полагаясь, в первую очередь, на собственный опыт, он задумывается над будущим своей страны и стремится отыскать наиболее эффективные пути, которые могут привести его народ к лучшей жизни, а страну сделать могучей, играющей значительную роль в мировом сообществе.

Проблема №2.

Какие преобразования, с вашей точки зрения, могли улучшить положение китайского народа и вывести Китай в число могущественных мировых держав? Какую роль в этом, по вашему мнению, должны были сыграть управленческие технологии?

Развитие управленческой ситуации №2.

Занимая все более значительные должности и приобретая все большую власть, а, значит, и становясь перед необходимостью принятия ответственных управленческих решений, Дэн все больше проявляет себя, как сторонник эффективных практических действий. Уже с 1928 г. он выполняет обязанности начальника секретариата ЦК КПК, отвечает за делопроизводство и техническое обеспечение аппарата, финансы, связь. Его деятельность нередко сопряжена с риском для жизни. Кроме того, он проделывает в прямом и переносном смысле слова большой путь вместе с 7-ым корпусом Красной армии, став его комиссаром. В конце 1934 г. он вновь становится начальником секретариата ЦК КПК, а несколько позднее политическим комиссаром 129-й дивизии 8-й полевой армии. Причем на Дэна ложится и политическая, и хозяйственная работа. В 1943 г. он входит в число основных руководителей коммунистической партии в Северном Китае.

Если мы спросим, чем в первую очередь руководствовался Дэн, принимая то или иное управленческое решение, идеологическими соображениями или соображениями целесообразности и здравого смысла, то вынуждены будем отметить, что он, прежде всего, руководствовался целесообразностью и здравым смыслом. И не последняя роль в этом принадлежит традициям, свойственным китайской школе управления. Китайские управленцы всегда отличались прагматичностью. То же самое мы видим и у Дэна. Его фраза: «Неважно, какого цвета кошка — белая или черная, лишь бы она мышей ловила» — очень точно характеризует прагматичное отношение Дэна к решению важнейших управленческих проблем. Прежде всего, по его мнению, управленческие решения должны быть эффективными и приводить к достижению поставленной цели.

Прагматический подход Дэна стал следствием эффективного использования им в своей деятельности основного управленческого цикла, начиная с блестящего анализа складывающихся управленческих ситуаций, выработки стратегии, подготовки и принятия на ее основе управленческих решений и кончая анализом и оценкой результатов реализации принятых решений. Это сделало возможным эффективное использование Дэном в процессе управления принципа обратной связи. Приобретение управленческого опыта в результате предпринятых действий и последующего анализа их результатов. Вот в чем, прежде всего, причина прагматичности Дэна. Характеризуя Дэна того периода, американец Эванс Карлсон говорит, что ум у Дэна «едкий, как горчица». Позднее, давая характеристику Дэна, Мао скажет: «острая игла, упакованная в вату».

Трижды его снимали со всех занимаемых им высоких постов в партии и государстве. Как он сам скажет впоследствии: «Да, я три раза умирал и три раза воскресал!». Первая политическая «смерть» Дэна наступила из-за его приверженности идеям Мао, две последующие — из-за недостаточного следования и некоторого противодействия его идеям и решениям.

Но, в отличие от других потенциальных преемников Мао, по прошествии некоторого времени Дэну удавалось восстанавливать свои позиции. В последний раз это произошло в 1977 г. на 3-ем пленуме ЦК КПК после смерти Мао. И больше своих позиций Дэн не терял. Ведь больше в этой земной жизни не было его могучего и всесильного предшественника. К счастью, при всех своих смещениях Дэну удалось сохранить собственную жизнь, что удавалось далеко не каждому потенциальному преемнику Мао.

Анализируя деятельность Дэн Сяопина, его становление, как лидера одной из ведущих мировых держав, с именем которого связаны коренные преобразования в экономике страны, достижение страной могущества и большей весомости на международной арене, а, самое главное, ее динамичного развития, делающего возможным наращивание Китаем своего потенциала и могущества, мы должны отчетливо представлять себе, что лежит в основе его управленческого успеха.

Управленческая ситуация №3

Как уже говорилось выше, мы считаем, что определяющим в деятельности Дэн Сяопина было не следование идеологическим догмам, а умение взглянуть в лицо реальным фактам, проанализировать результаты реализации принятых управленческих решений и сделать верные выводы. А, значит, естественным следующим шагом становилось принятие и реализация самостоятельных управленческих решений, базирующихся на сделанных выводах. Поскольку и анализ, и выводы делались самостоятельно, естественно, они не могли во всем совпадать с теми выводами, которые делались руководством партии, ее признанными вождями и с теми ценными указаниями, которые следовало ему выполнять, как члену партии.

По всей видимости, это одна из основных коллизий при становлении любого сколько-нибудь значительного управленца, обладающего собственным взглядом на то, как должно осуществляться управление в стране.

Проблема №3.

Как, по вашему мнению, следовало действовать Дэну, как члену мощной, набирающей силу организации, какой была коммунистическая партия Китая? Как ему следовало относиться к поступающим сверху установкам, если они не совпадали с теми действиями, которые он считал наиболее целесообразными?

Развитие управленческой ситуации №3.

Занимаясь решением конкретных управленческих задач, Дэн все больше понимает, что те, кому он обязан подчиняться в силу внутрипартийной или армейской иерархии, не всегда принимают правильные, с его точки зрения, решения. Он начинает выступать с собственной точкой зрения, что по тем временам требует определенной смелости. Так, уже в 1930 г., когда поступает директива ЦК КПК о принятии участия в наступлении на города 7-го корпуса Красной армии, во главе которого находится Дэн, он считает, что действовать следует иначе. Он пытается отстоять свою точку зрения, однако большинство принимает решение следовать поступившей директиве ЦК и Дэн вынужден с этим согласиться.

Существенно более серьезный характер проблема собственной позиции приобретает, когда Дэн уже находится в руководстве и получает возможность участвовать в управлении страной. После 1956 г. решения, которые он должен исполнять, как Генеральный секретарь КПК, становятся все более противоречивыми. На повестку дня встает политика «большого скачка», усиления классовой борьбы, которую проводит Председатель Мао. Дэн не может разделять эти нецелесообразные, с его точки зрения, решения. Не имея возможности их изменить, он стремится сохранить и саму партию, и партийный аппарат. Впоследствии многое из того, что приходилось делать партии в этот период будет признано ошибочным. Хотя Дэн соглашается часть вины принять на себя. Ведь решения руководством партии принимались коллегиальные. То, что нецелесообразность многих из них он понимал, но не выступил открыто против, не смягчает вины, которую Дэн признает.

В начале 60-х Дэн все более отчетливо понимает необходимость изменений в экономической и политической жизни страны. Видя, что крестьяне теряют веру в коллективное хозяйство, Дэн говорит, что необходимо принять такую форму сельскохозяйственной деятельности, которая давала бы более легкий и быстрый путь восстановления и развития сельского хозяйства. Провозглашенные Дэном принципы начинают быстро распространяются в крестьянских хозяйствах.

Попытка Дэна изменить стратегическую линию развития страны оказывается неудачной. Во времена, когда признанным лидером страны был Мао, Дэн не видит возможности бороться с находящимся у власти Председателем. Наступает вторая политическая «смерть» Дэна.

И в этот раз Дэну удается выжить. Его ссылают на «перевоспитание» в провинцию Цзянси, где он работает слесарем на тракторном заводе в Синьцзяньском уезде, а его жена там же зачищает шурупы.

Однако по прошествии нескольких лет все явственнее начинает ощущаться потребность в опыте и умении Дэна работать и его возвращают в Пекин. С 1973 г. он вновь включается в активную государственную и политическую деятельность. Однако после своего возвращения из ссылки он не изменяет своих позиций и тех взглядов, которых придерживался. Сделанные им на основании блестящего анализа сложившегося в стране положения выводы и решения, реализация которых считается им целесообразной, остаются неизменными. Понимание блага страны и стратегических целей ее развития у Дэна и Мао существенно различаются. Существенно различаются и пути, ведущие к их достижению.

Третья политическая «смерть» Дэна наступает в апреле 1976 г., когда еще более острой становится борьба за власть между наследниками великого Мао, предчувствующими близкую кончину стареющего вождя.

Управленческая ситуация №4

Состоявшийся в 1977 г. 3-й пленум ЦК КПК восстанавливает Дэн Сяопина в должностях члена ЦК КПК, члена Политбюро, члена Постоянного комитета Политбюро, заместителя председателя ЦК КПК, заместителя премьера Государственного совета и других. Безусловно, семидесятитрехлетний Дэн имеет четкое собственное мнение о том, как должен развиваться Китай, чтобы добиться подъема экономики и роста могущества страны. Оно далеко не совпадает с той политикой, которую проводят пришедшие к власти после смерти Мао государственные и партийные деятели Китая.

Поэтому для реализации своих идей преобразования Китайской Народной Республики и, прежде всего, ее экономики, Дэну необходимо обладание реальной властью в стране. Поскольку иного способа реализации управленческих решений в масштабах страны, кроме как обладание властью, нет.

Проблема №4.

Как вы оцениваете, положение Дэна в описываемый период его деятельности? Что явилось, по вашему мнению, основным мотивом для него в стремлении получить реальную власть в партии и стране? Какие управленческие ресурсы были использованы им для получения власти?

Развитие управленческой ситуации №4.

Добившись восстановления на всех своих прежних постах, Дэн ставит перед собой задачу усиления влияния в партии, а, значит, и в государстве. Поскольку его деятельность и его идеи экономических и демократических преобразований в стране заслуживают одобрение, он приобретает влиятельную поддержку со стороны многих ведущих партийных и государственных деятелей Китая, заинтересованных в росте могущества своей страны. Со многими его связывают узы дружбы и взаимной поддержки со времени их совместной деятельности на различных участках партийного и государственного строительства. Вокруг Дэна также формируется команда единомышленников. Влияние его в партийных и государственных кругах Китая растет. Этому в значительной степени способствует и растущее в китайском обществе понимание того, что ни «большой скачок», ни культурная революция» своих целей не достигли.

Дэн к власти относится иначе, чем его предшественник. Если для Мао — это установка на завоевание власти сначала в партии, а затем в стране, то у Дэна мы, вообще не наблюдаем стремления к формальному обладанию верховной властью. В ответ на вопрос одного из членов японской делегации в 1977 г. он говорит, «что не собирается становиться премьером, а хочет быть заместителем».

Для Дэна власть — это, прежде всего, необходимый управленческий ресурс, без которого невозможна реализация поставленных целей. Тем не менее, для осуществления экономических преобразований в стране Дэну необходимо обладание реальной властью и он делают все для того, чтобы ее получить, а получив — сохранить.

История мировой управленческой практики показывает, что высшая власть обладает тем свойством, что ею не могут обладать одновременно двое или больше. Если даже на каком-то отрезке времени она принадлежит не одному человеку, то это, как правило, неустойчивое равновесие и является промежуточным этапом к овладению властью одним. Примеры французской революции, когда на смену коллективной власти, в конечном итоге, приходит власть одного — Наполеона или российской революции, когда на смену коллективным формам управления приходит власть одного — Иосифа Сталина только подтверждают справедливость этого утверждения. Даже демократические формы управления государством, по существу, сводятся к тому, что высшая власть делегируется одному — будь-то президенту, как в США, первому гражданину страны, как в Древних Афинах или другому лицу в соответствии с традициями страны и эпохи.

Поэтому коллективная форма управления в лучшем случае переходный этап к реальной власти одного.

Управленческая ситуация №5

После возвращения Дэн Сяопину всех занимаемых им ранее должностей в партии и государстве, он словно обретает второе дыхание. Он понимает пагубность курса, по которому пытается повести Китай новое руководство. Однако реально влиять на политику страны он может лишь, обладая реальной властью в партии и государстве.

После смерти Мао Дзэдуна власть в стране сосредотачивается в руках ранее не игравшего заметной роли в жизни партии и государства Хуа Гофэна, который пришел в высшие эшелоны китайской власти на волне «культурной революции». Кстати, именно Хуа Гофэну Мао поручает председательствовать на совещании, на котором в очередной раз критике подвергается Дэн. Назначение Хуа, по мнению Мао, должно было означать уход Дэна с политической сцены страны. Когда Мао умирает, Хуа занимает, практически, все высшие должности в стране. Он становится председателем КПК и Военного совета при ЦК.

На политической сцене Китае разгорается борьба за высшую власть в стране между двумя группировками. С одной стороны группировка, возглавляемая Хуа Гофэном, которая стремится сочетать линию на модернизацию с установками «культурной революции» в их наименее одиозной форме. С другой стороны группировка, возглавляемая Дэн Сяопином, стремящаяся к решительным преобразованиям экономической и политической жизни страны.

Проблема №5.

Как вы относитесь к возможности коллективного обладания высшей властью в стране? Как вы оцениваете соотношение сил в руководстве Китая после возвращения Дэну всех занимавшихся им ранее должностей в партии и государстве? Что, по вашему мнению, следовало бы предпринять Дэну после восстановления своих позиций в партии и государстве?

Развитие управленческой ситуации №5.

Перед Дэн Сяопином стояла нелегкая задача «переиграть» Хуа Гофэна в сложной политической игре. Безусловно 57-летнему Хуа Гофэну проще вести ожесточенную борьбу, чем 73-летнему Дэн Сяопину. Кроме того, у Хуа в руках все ключевые должности. Однако здесь уже в полной мере проявляется управленческое мастерство Дэна. Он использует ошибки допускаемые Хуа Гофэном.

На стороне Дэна его команда, с членами которой его связывают давние отношения, сложившиеся между ними еще в период гражданской войны, партийного и государственного строительства.

Группа сторонников Дэна, получившая впоследствии название прагматиков, не прибегает к широко распространенному при Мао методу репрессий. Она действует планомерно, постепенно оттесняя своих противников от рычагов управления страной, параллельно готовя преобразования всей жизни громадной страны с миллиардным населением.

Чтобы завершить плавный переход к новой системе управления группе «прагматиков» во главе с Дэном потребовалось 3-4 года.

Владел ли Дэн в совершенстве основными функциями управления: принятием управленческого решения, планированием, организацией, мотивацией, контролем? Безусловно, без их эффективного использования невозможно было бы достижение тех результатов в борьбе за высшую власть в стране и реализации коренных преобразований в самой густонаселенной стране планеты, которые были им достигнуты.

При Мао осуществлялся неусыпный контроль, как за производственной деятельностью, так и за общественно-политическим обликом каждого китайца. Контроль за рядовыми китайцами осуществлялся в значительной степени их же товарищами. Отклонявшиеся от исполнения предписанных свыше общепринятых норм подвергались суровым наказаниям. Нередко платой за достаточно незначительное отклонение становилась жизнь человека, не представлявшая существенной ценности с точки зрения общего революционного процесса преобразований в стране. Многие «еретики» оказывались буквально растерзанными возмущенными согражданами. Права на инакомыслие не было. Мы уже не говорим о трагических эпизодах «культурной революции», когда хунвэйбины получили возможность вплотную заняться «перевоспитанием» и профессора с надетыми на голову бумажными колпаками или корзинами для мусора, поставленные на колени подвергались критике и «прорабатывались» «революционной молодежью».

Простому китайцу иногда было совсем непросто сориентироваться в постоянно меняющейся картине политической жизни страны, когда время от времени очередной лидер объявлялся бандитом и агентом мирового империализма или советского ревизионизма. В конце концов, даже люди с недостаточно гибким умом вынуждены были понять, что правильно, а потому и истинно только то, что говорит Председатель Мао. Мотивацией при правлении Мао было само право на жизнь. Более убедительную мотивацию трудно придумать. Величайшая заслуга Дэн Сяопина состоит в том, что он сумел воистину мудрой политикой обеспечить переход от столь жесткой системы контроля и мотивации к внедрению в жизнь китайского общества экономических стимулов. А в качестве методов контроля за производственной деятельностью — механизмы рыночной экономики. В значительной степени именно эти преобразования в жизни китайского общества, возрожденные Дэн Сяопином, стали той точкой опоры, с помощью которой удалось изменить лицо современного Китая.

И здесь мы не можем не отметить гигантский управленческий потенциал, достигнутый в китайском обществе, — его исключительно высокий уровень управляемости. Впрочем, и в Советском Союзе во времена Иосифа Сталина управляемость советским обществом также была исключительно высока. Хотя, пожалуй, уровень управляемости в Китае был все-таки выше. Дэн сумел эффективно использовать полученный в наследство от Мао этот колоссальный управленческий ресурс. Обратимся к национальным традициям Китая. Вопрос, на каких принципах должно быть основано китайское общество в истории Китая имел два противоположных по своему характеру ответа. Истоки первого восходят к Конфуцию, имя которого и по сей день знакомо каждому мало-мальски грамотному человеку в разных концах земного шара. Согласно учению Конфуция, при организации общественной жизни следовало руководствоваться принципами человеколюбия, а поведение должно было быть поведением «благородного мужа». Конфуций говорил: «Там, где царит человеколюбие, прекрасно. Поэтому, когда кто-либо поселяется там, где нет человеколюбия, разве он мудр?». И далее «Благородный муж знает только долг, низкий человек знает только выгоду», «Народ можно заставить повиноваться, но нельзя заставить народ понимать, почему», «Без доверия народа государство не сможет устоять».

Двадцать пять веков китайцы жили по учению великого учителя Конфуция, которое в Китае вполне заменяло религиозные верования. Другой ответ на этот вопрос дает легистская теория, согласно которой над всей жизнью китайского общества должна стоять власть всемогущего правителя. Она основана, с одной стороны, на силе, а, с другой стороны, на страхе. Основной теоретик легистского подхода к устройству китайского общества Хань Файцзы говорил: «Обучать людей человеколюбию и чувству долга — это все равно, что прельщать людей умом и долголетием. Здравомыслящий правитель не воспримет этого». И далее «…Просвещенный правитель делает крутыми свои законы и строгими свои наказания». Ему принадлежит также такое высказывание: «… великодушной и мягкой политикой управлять народом в напряженную эпоху, … все равно, что без узды и плети править норовистой лошадью». Ярким выразителем легистских идей в Китае был объединитель страны император Цинь Шихуан, прославившийся своей жестокостью. В одной из статей «Жэньминь жибао» времен правления Мао говорится: «Закон Шан Яна, составителя законов Цинь Шихуана, направлен на уничтожение закона с помощью закона и уничтожение войны с помощью войны».

Изложенное выше, позволяет нам лучше понять истоки китайских традиций и то положение, которое сложилось к тому моменту, когда реальная власть в стране переходит к Дэн Сяопину.

Дэн понимает, что управляемость китайским обществом является мощным управленческим ресурсом и, пожалуй, наиболее значительным достижением социалистического строя. Какой же управленец станет отказываться от доставшегося ему в наследство гигантского управленческого потенциала. Если при Мао высокий уровень управляемости страной достигался сугубо силовыми методами управления, то Дэн действует другими методами.

Управленческая ситуация №6

После 3-го пленума ЦК КПК, состоявшегося в декабре 1978 г., лицом номер один в Китае становится Дэн Сяопин. Его объектом управления является страна с самой большой численностью населения, которая находится в тяжелом экономическом положении, возможности дальнейшего эффективного развития которой оказываются серьезно подорванными, страна с низким уровнем жизни населения.

В то же время у страны уже есть опыт «культурной революции» и ее тяжелых последствий. Ведь отрицательный опыт — тоже опыт! И если есть умение анализировать результаты ранее принятых управленческих решений, то отрицательный опыт не менее ценен, чем опыт положительный!

Поэтому перед новым лицом номер один Китая встала в полный рост управленческая проблема колоссальной значимости для судеб его страны — какой путь развития избрать, чтобы добиться достижения великих целей — процветания страны и роста ее могущества.

Проблема №6.

Насколько значимым, с вашей точки зрения, был выбор, который предстояло сделать Дэн Сяопину, как руководителю страны с миллиардным населением? Какой путь развития, с вашей точки зрения, следовало избрать социалистическому Китаю после преодоления «левацких» перегибов и отстранения от руководства страной носителей «левацкой» идеологии?

Развитие управленческой ситуации №6.

Как прагматик, признающий только те управленческие решения и действия, которые являются целесообразными и способствуют достижению поставленных целей, Дэн понимает, что резкая смена курса и системы ценностей, принятой в китайском обществе, не будет верным управленческим решением. Кроме того, он осознает, что именно социализм позволил Китаю преодолеть многовековую отсталость и занять достойное положение в мире. Что результатом социалистических преобразований стал высокий уровень управляемости китайским обществом, пускай достигнутый ценой жестоких репрессий, которые сам Дэн осуждает. Кроме того, как руководитель, обладающий недюжинным управленческим талантом, он понимает, что потеря управляемости страной с миллиардным населением может привести к непредсказуемым последствиям. Он говорит: «Если мы начали бы болтать о некоей абстрактной демократии, то открыли бы путь расцвету экстремизма, анархии, полностью сломали бы атмосферу спокойствия и единства, обрекли бы на неудачу четыре модернизации. … Китай был бы ввергнут в хаос, разброд, упадок и мрак».

А что объединяло Китай в тот момент и было стержнем, вокруг которого цементировалось китайское общество? Идеи Председателя Мао, его гигантский авторитет. Да, «культурная революция» большая ошибка, но во время «культурной революции» в многомиллионную коммунистическую партию Китая вступила половина ее численного состава. Зачем убирать то, вокруг чего объединен китайский народ? Гораздо целесообразней дать правильное толкование учению Мао, более соответствующее реалиям сегодняшнего Китая. Кроме того, именно опираясь на близость к учению Мао и его верное понимание, велась борьба за власть в высших эшелонах китайского руководства.

И идеи Мао подвергаются переосмыслению. Ведь были высказывания самого Мао, в которых он подвергает критике собственную деятельность, признает собственные ошибки. Они становятся достоянием широкой общественности. Коммунистической партией Китая, фактически возглавляемой Дэн Сяопином, принимается имеющее исключительно важное значение «Решение по некоторым вопросам истории КПК со времени образования КНР», в котором определяется место, которое должны занимать в китайском обществе идеи Мао Дзэдуна и место его самого в развитии его идей. Тем самым идеи Мао отделяются от автора, давшего им жизнь. Дэн говорит, что во многих отношениях мы теперь осуществляем то, на что указывал, но не претворил в жизнь товарищ Мао Дзэдун, восстанавливаем то, против чего он неверно выступал, и налаживаем то, что ему не удалось наладить». В то же время признается, что Мао сделал больше хорошего, чем плохого, а ответственность за многие ошибки лежит и на ЦК КПК, который поддержал Мао Дзэдуна, хотя главная ответственность за ошибки лежит все-таки на Мао. Дэн Сяопину удается, сохранив фасад, дать иное внутреннее содержание теоретическому наследию Мао, с которым будь жив его автор, он вряд ли бы безоговорочно согласился. Но взгляд Дэна устремлен в будущее и он берет от наследия Мао, прежде всего, то, что может оказаться полезным для укрепления могущества страны и ее процветания, оставляя за бортом все ненужное и ошибочное. Отсюда и новый подход к кадровой политике в партии — старые грехи прощать, главное эффективно действовать сегодня.

Неоценимый вклад Дэн Сяопина и в дело укрепления мощи КНР, и в сокровищницу управленческой практики состоит, в значительной степени, в том, что он сумел поднять на достойную высоту значение живой управленческой мысли, или, как мы говорим индекса управленческой мысли, в решении конкретных управленческих проблем. Именно высокий индекс управленческой мысли позволил Дэну, после глубокого анализа сложившегося положения, верно оценить его и найти управленческие решения, которые подняли экономику страны на невиданную высоту, сделав Китай одной из наиболее динамично развивающихся стран современного мира.

Управленческая ситуация №7

За долгий период нахождения у власти Председателя Мао в партии и государстве сложился режим жесткой дисциплины и безоговорочного исполнения поступающих сверху указаний. Это же в полной мере относилось и к практике принятия важных управленческих решений. Однако догматизм, мышление шаблонами, зашоренность, отсутствие гибкости управленческой мысли гибельно для управления. При такой системе невозможно эффективное использование важнейшего управленческого принципа — принципа обратной связи, при котором последующие решения должны учитывать принятые ранее решения и результаты их реализации. Без использования принципа обратной связи невозможно эффективно учиться не только на чужих, но и на собственных ошибках.

Поэтому перед Дэн Сяопином, как руководителем государства и партии, заинтересованным в укреплении мощи и процветании страны, а, значит, заинтересованным в создании эффективной системы управления страной, встает задача изменения самой технологии управления процессами, происходящими в партии и государстве. И первая среди этих задач — сделать управленческое мышление свободным от догм, ориентированным на поиск, подчас, принципиально новых, неожиданных, но ведущих к достижению цели управленческих решений. Проблема №7.

Насколько важным, с вашей точки зрения, является незашоренность и гибкость управленческой мысли при решении управленческих проблем? Что, по вашему мнению, следовало бы предпринять Дэн Сяопину для того, чтобы превратить консервативную малоподвижную систему управления страной в динамичную и эффективную?

Развитие управленческой ситуации №7.

Дэн Сяопин понимает важность творческого, свободного подхода к управлению, без которого невозможна подготовка и принятие эффективных управленческих решений, а, значит, невозможно эффективное управление. Без эффективной системы управления невозможно решение сложных, ответственных задач, стоящих перед страной. Но как освободить управленческую мысль в стране, как научить принимать решения, исходя из необходимости разрешения реальных управленческих проблем, а не из необходимости действовать только лишь в соответствии с теми или иными указаниями, нормами, догмами.

Свой доклад на решающем 3-ем пленуме ЦК КПК в 1978 г. Дэн Сяопин так и озаглавил «Освободить мышление, искать истину в фактах, сплотиться и смотреть вперед». В дискуссии о критерии истины Дэн говорит слова, которые может сказать только воистину великий управленец: «Если какая-либо партия, государство или нация всегда будут опираться лишь на прошлое, если они позволят, чтобы окостенело мышление и пышным цветом расцвела слепая вера, то не будет движения вперед, прекратятся жизненные функции и эта партия, нация пропадут».

Дэн призывает управленцев Китая исходить из анализа реальности при принятии управленческих решений. И очень важно, что основным критерием истины объявляется практика. Ведь этот критерий лежит в основе принципа обратной связи в управлении. Последовавшие изменения и экономические преобразования в сельском хозяйстве и промышленности страны, экономическая самостоятельность крестьянских хозяйств и промышленных предприятий требовали свободного от догм, творческого мышления и в значительной степени способствовали раскрепощению управленческой мысли в Китае, созданию в стране эффективной системы управления.

Перед страной все более остро стояла проблема экономических преобразований, без которых проблематичным становилось не только достижение новых рубежей, но и сохранение позиций ведущей мировой державы. Ведь в исторической памяти китайского народа еще сохранилось унизительное положение их родины, не способной противостоять дипломатическому и военному давлению иностранных держав, превосходящих экономической и военной мощью отсталый, полуфеодальный, полуколониальный Китай. Начавшиеся в стране реформы требовали создания базы для их эффективного проведения.

Управленческая ситуация №8

Современное промышленное развитие, выпуск конкурентоспособной, востребованной не только внутри страны, но и за ее пределами, продукции, завоевание прочных позиций на рынках сбыта невозможно без использования современных технологий, без установки новых технологических линий, квалифицированного персонала, без эффективных систем управления производством. Однако инфрастуктура, способная совершенствовать технологии, разрабатывать и производить оборудование, удовлетворяющее современным требованиям, была разрушена. Ученые и разработчики третировались во времена «культурной революции» и в подавляющем большинстве направлялись на «трудовое перевоспитание». Традиции «большого скачка» нанесли непоправимый ущерб нормальному производственному процессу.

Проблема №8.

Как вы оцениваете значение современных технологий для выпуска конкурентоспособной продукции, для экономического подъема страны? Какие меры, с вашей точки зрения, следовало предпринять главе китайского государства для реформирования экономики страны и промышленного производства?

Развитие управленческой ситуации №8.

Едва возвратившись после своей последней третьей политической «смерти», Дэн на совещании по вопросам науки и образования заявляет, что необходимо ценить знания и способности. Это было очень смелым заявлением, поскольку оно было сделано тогда, когда только-только отгремела «культурная революция» и у власти находились, вознесенные на ее волне люди. Он выступает против положения о буржуазности интеллигенции, вопреки теории Мао. Установка на создание благоприятных условий для научных кадров страны, обращение к студентам с разъяснением того, что основной их задачей является учеба, повышение самостоятельности предприятий, создание новой системы планирования с использованием экономических регуляторов и законов рынка — вот далеко не полный перечень действий Дэна, направленных на создание в стране конкурентоспособной промышленности и сельскохозяйственного производства.

Создается новая система ценообразования, развиваются технико-экономические связи, вводится система свободного предпринимательства. Воспитывается новое поколение китайских управленцев. Все эти меры, в конечном итоге, приводят к тому, что экономика страны приобретает те темпы роста, о которых мы говорили вначале и которые вполне оправданно вызывают уважение и восхищение.

Свобода управленческой мысли в сочетании с приоритетным развитием современных эффективных технологий в промышленном производстве служит надежной базой динамичного роста экономики.

Проводя эффективные экономические преобразования в стране, Дэн Сяопин сумел добиться существенного увеличения ее экономического и промышленного потенциала, значительно возросла производительность сельскохозяйственного производства, изменился политический климат в стране. В прошлое ушли репрессии и страх, поселившийся в 50-х, 60-х годах во многих китайских семьях. Им на смену пришли уверенность в завтрашнем дне, возросшее благосостояние и уровень жизни рядовой китайской семьи.

В области внешней политики Дэн избирает активную политику сотрудничества с внешним миром, постепенно улучшаются отношения с бывшим врагом номер один Советским Союзом и его правопреемником Россией, устанавливаются отношения с Соединенными Штатами Америки. В отношении отторгнутых ранее территорий, успешно развивающих свою экономику, проводится гибкая политика «одно государство — два строя». Растут инвестиции, способствующие дальнейшему расцвету и укреплению китайской экономики.

За время руководства страной Дэн Сяопином в очень короткий исторический срок Китай резко повышает эффективность своей экономики, выходя на передовые позиции в мировом экономическом развитии.

В чем же секрет впечатляющего управленческого успеха Дэн Сяопина? Прежде всего, в высоком индексе его управленческой мысли, благодаря которому он смог верно понять особенности развития современного ему китайского общества. В его прагматизме, благодаря которому он сумел отказаться от идеологических догм, которыми руководствовался первый лидер современного Китая. В его мужестве, которое позволило ему до конца отстаивать идеи и дела, в справедливость которых он верил, не взирая на опасность и риск, с которыми были связаны его действия. Наконец, в его умении просто выжить в условиях жесткой, а, подчас, неоправданно жестокой политической борьбы.

Великий профессионализм и управленческое мастерство Дэн Сяопина позволило ему точными, выверенными решениями и действиями повернуть самую густонаселенную страну планеты от ошибочных поисков пути подъема ее экономики вслепую к развитию в соответствии с реально действующими экономическими законами.

Величайшая заслуга Дэн Сяопина состоит в том, что ему удалось показать исключительную роль эффективных управленческих решений для социальных и экономических преобразований в стране. Он убедительно показал, что в реальной управленческой практике нельзя руководствоваться догмами, какими привлекательными они бы ни казались и какие бы усилия не затрачивались на достижение успеха, если стратегия развития страны выбрана ошибочно.

Китай вправе гордиться своим великим сыном, посвятившим всю свою сознательную жизнь служению своему народу, готовым ради блага народа на самые суровые испытания. С полным основанием сегодня можно сказать: Китаю повезло, что в руководстве страны в очень важный момент для ее дальнейших судеб оказался такой блистательный управленец, каким был Дэн Сяопин.

А человечеству повезло, что сокровищница мировой управленческой практики оказалась пополненной такой блестящей управленческой деятельностью, изменившей судьбы значительной части населения Земли. А тех, кто анализирует судьбы наиболее выдающихся управленцев планеты, управленческая практика великого управленца

Китая Дэн Сяопина заставляет по-новому взглянуть на магистральные направления развития человечества и на то, какую исключительно важную роль играет эффективное управление для судеб народов Земли.