Стратегический менеджмент

Управление современной организацией осуществляется в условиях ускоряющихся изменений, глобальной конкуренции, обилия и легкой доступности информационных потоков, лежащих в основе принимаемых руководителем решений. В то же время получить действительно нужную, а подчас конфиденциальную, информацию, необходимую для формирования верного видения управленческой ситуации, правильной постановки целей, выработки стратегии развития, принятия эффективного решения стало не проще, а сложнее. Потому что недостаток информации сменился ее избыточностью. Это означает, что затраты на обработку информации возросли, поскольку необходимо анализировать большие объемы информации, оценивать их, отделяя достоверную от недостоверной, важную от малозначимой.

Более востребованным стало умение руководителя верно определять приоритеты, распределять ресурсы, ставить цели и намечать пути их достижения в лабиринте постоянно возникающих новых возможностей и угроз. А это означает, что более востребованным становится управленческий профессионализм, важными составляющими которого являются знания и опыт, управленческие чутье, без которых нет настоящего управленца.

Изменение характера деятельности руководителя потребовало использования принципиально новых технологий (методов, способов, путей достижения цели), которые используются при стратегическом управлении. Оно приобрело сегодня особое значение, потому что именно стратегия определяет основные направления развития современной организации, цели, которые перед ней ставятся, технологии и ресурсы, которые используются для их достижения, формирует организационные структуры.

Термин стратегическое управление (стратегический менеджмент) появился сравнительно недавно, в 70-х годах ХХ века. Но сегодня именно этот способ управления оказывается единственно эффективным в условиях быстрых, подчас непредсказуемых, изменений и резко усилившейся конкуренции, которая приобрела глобальный характер. Требования к современному руководителю стали намного сложнее и жестче. Наряду с опытом и знаниями, повысились требования к личностным характеристикам руководителя, к его индексу управленческой мысли, умению генерировать и реализовывать принципиально новые управленческие идеи, способные обеспечить достижение целей, стоящих перед организацией. Как заметил один из классиков современного менеджмента П. Друкер, что в ближайшем будущем останутся только два типа управленцев, профессиональные, мыслящие глобально, или … безработные.

От эффективности управления зависят результаты функционирования и частной компании, и государственного учреждения. Сегодня написаны сотни монографий и учебников по управлению организацией. Они, как правило, носят авторский характер. Популярность приобрел термин «гуру», который характеризует авторов наиболее значительных, получивших признание, точек зрения. В то же время сложившееся положение таково, что единая общепризнанная теории менеджмента и, как следствие единое, признанное всеми понимание основных терминов и концепций, отсутствует. По мнению одного из наиболее известных «гуру» менеджмента Р. Аккофа «сведение понятий в общепризнанную систему принесет несомненную пользу».

Основная цель этой книги – изложить технологии стратегического менеджмента, как наиболее важной составляющей эффективной управленческой деятельности современного руководителя в любой сфере деятельности с единых позиций, отражающих состояние и достижения стратегического менеджмента сегодня.

Управление современной организацией – сложный процесс, требующий знания законов, по которым оно осуществляется, технологий и ресурсов, с помощью которых обеспечивается достижение поставленных целей, методов и принципов, способных обеспечить эффективное управление. Поэтому задачей учебника по стратегическому менеджменту является обучение технологиям стратегического управления, навыкам практического принятия и реализации управленческих решений, выработка рекомендаций, используемых в управленческой практике, способных обеспечить получение результатов, которые невозможно получить при отсутствии таких рекомендаций.

Любая наука предполагает моделирование объектов исследования, которые анализируются, систематизируются, относительно которых делаются доказательные логические выводы, позволяющие получить новые знания. В стратегическом менеджменте моделируются как процесс управления в целом, так и отдельные его составляющие. Изучается влияние, которое они оказывают на процесс управления. Определяющая роль принадлежит в ней «человеческому фактору», поскольку объектом управления является организация – формальное или неформальное объединение людей для достижения общих целей.

Стратегический менеджмент использует знания многих областей научного исследования: науки управления, системного анализа и кибернетики, математики и логики, экспертного оценивания и психологии, социологии и юриспруденции, прогностики и многих других.

Одна из основных особенностей стратегического менеджмента состоит в его ориентации на реальную управленческую практику и получение результатов, которые в ней используются. В управленческой практике главное – достижение поставленных целей.

В стратегическом управлении типичная «траектория»: оценка и понимание управленческой ситуации – «выигрывающая» идея (ключевой фактор успеха) – решение. О достижении целей в управленческой практике мы можем судить по успешности реализации принятых решений.

Законы стратегического управления носят универсальный характер и едины, независимо от месторасположения или времени принятия решения. Принцип универсальности законов управления был сформулирован еще древнегреческим философом Сократом. Различаться могут лишь технологии достижения цели, используемые управленческие ресурсы и управленческие конструкции, с использованием которых принимаются стратегические решения в конкретных управленческих ситуациях.

Современная наука и практика управления прошли большой путь с момента ее возникновения. К настоящему времени проанализированы и систематизированы и многие наиболее значимые факты управленческой деятельности, выявлены основные тенденции ее развития, установлены основные закономерности, технологии, принципы, лежащие в основе стратегического управления, даны четкие рекомендации, практически, во всех областях стратегического менеджмента. Это позволило Питеру Друкеру сделать важный вывод: дни «интуитивных» менеджеров, т.е. опирающихся только на собственный опыт и знания, сочтены.

Стратегическое управление – это еще и искусство, состоящее в умении вовремя найти и реализовать эффективное управленческое решение, что возможно лишь при наличии управленческого чутья, интуиции, которые приходят с опытом практического управления и опираются на профессиональное знание технологий стратегического управления.

Как справедливо отметил нобелевский лауреат Г. Саймон: «Эффективный руководитель не может позволить себе роскошь выбирать между «аналитическим» и интуитивным» подходом к решению проблем. И поэтому поступать, как подобает, для него означает в совершенстве владеть всем диапазоном управленческих навыков и при необходимости применять их на практике».

 

Стратегический менеджмент – это, прежде всего, наука о законах управления, технологиях и ресурсах, используемых в процессе стратегического управления, принципах, способных обеспечить эффективное управление. Основой стратегического менеджмента являются:

  1.  анализ, оценка, систематизация и обобщение мирового опыта стратегического управления, в котором понимание причин неудач не менее важно, чем понимание причин успеха
  2. использование методов исследования, сложившихся на ведущих направлениях развития современной науки, в т.ч. математики, информатики, системного анализа, экспертного оценивания и точных экономических расчетов
  3. понимание и учет конкретной управленческой ситуации, в которой принимается управленческое решение, проблем, возникающих в реальной практике стратегического управления и путей их разрешения
  4. развитие и использование информационных технологий, поскольку информация и коммуникации – основа процесса стратегического управления
  5. возрастание роли этической составляющей процесса управления, поскольку самое мощное оружие в современном мире – это эффективно функционирующая система управления и применяться оно должно во благо в усложняющемся и интеллектуализирующемся мире.

Стратегический менеджмент сегодня – это динамично развивающаяся дисциплина, назначение которой обучить законам и принципам стратегического управления и технологиям, предназначенным для использования в практике стратегического управления. Ее задача не только обучить технологиям стратегического управления действующим сегодня, но и углубленному пониманию управленческого процесса, порождающего раскованность, гибкость и эффективность управленческого мышления, позволяющего своевременно корректировать и совершенствовать стратегические решения в условиях динамично изменяющегося мира применительно к тем управленческим ситуациям, с которыми приходится сталкиваться руководителю в практике управления современной организацией.