Духовные ценности


Соломон – один из наиболее известных человечеству великих правителей, царь царей, один из первых великих управленцев прошлого, сведения о котором дошли до сегодняшнего дня.
О жизни и деятельности Соломона сообщает нам Библия – один из самых древних и общеизвестных источников, доступных всему человечеству практически во все времена.
На протяжении тысячелетий Соломон предстает перед нами как свидетельство человеческой мудрости, как вершитель справедливого правосудия, как создатель первого и, может быть, единственного в истории человечества мирного царства.
Его “Песнь песней” остается и по сей день одной из вершин человеческой поэзии. Книга Притчей Соломоновых и книга премудрости Соломона содержат множество тонких наблюдений и советов, выверенных тысячелетиями. Книга премудрости Соломона содержит также примеры, подтверждающие сделанные им заключения и данные им советы.
Итак, касаясь с благоговением одной из самых блестящих страниц человеческой истории, сделаем попытку проанализировать деятельность Соломона – одного из величайших царей всех времен и народов с управленческой точки зрения.
Соломон – сын древнеизраильского царя Давида и Вирсавии – дитя любви, которая может вызывать осуждение и сегодня. Ведь Вирсавия была женой одного из воинов – Урии, погибшего вскоре после того, как Давид увидел Вирсавию при осаде города Раввы. Как гласит предание, по приказу Давида  была подстроена гибель Урии. Лишь после этого Вирсавия стала женой Давида. Но не наша задача осуждать или оправдывать Давида. любившего и действовавшего по законам своего времени.
Мы можем только констатировать, что при содействии своей матери Вирсавии Соломон был провозглашен царем Израиля – наследником состарившегося Давида.
Восшествие на царский престол Соломона не предваряли никакие его героические деяния, никакие отмеченные историей дела. Во всяком случае, сведения о них не дошли до сегодняшнего времени. Некоторые считают Соломона в тот момент бесцветной серой  личностью. Но сколько раз мы ошибались, не умея распознать в, казалось бы, серой личности будущего блестящего полководца или правителя, оставившего неизгладимый след в истории. Далеко не всегда мы умеем разглядеть эффективные решения и действия, ведущие к вершинам власти. Поэтому не будем торопиться с заявлениями о бесцветности Соломона того периода, а будем считать, что он нам не до конца известен.
К тому же, как следует из книги премудрости Соломона, он с юных лет стремился к познанию премудрости. И это свое стремление, по его словам, он ценил выше, чем скипетры, престолы и богатство, выше, чем здоровье и красоту.
Первым его самостоятельным решением и поступком, известным истории, стало решение, принятое им для сохранения собственной власти.
Действительно, не обладая властью, невозможно реализовать ни своих жизненных планов, ни идей, которые потом смогут оценить грядущие поколения. Не обладая властью невозможно стать управленцем.
По суровым законам того времени, не имея власти и не умея отстоять ее, невозможно было отстоять и само право на жизнь.
Вскоре после воцарения Соломона его мать Вирсавия, пользовавшаяся значительной властью и любовью сына, обратилась к нему с просьбой разрешить его старшему брату Адонии жениться на Ависаге Сунамитянке – последней наложнице Давида.
Как известно, Адония был старшим сыном Давида и вполне мог претендовать на престол.
Адония был реальным соперником Соломона в борьбе за власть. Когда Давид состарился и не мог больше управлять страной, именно он посчитал себя его наследником и собрал своих сторонников за городскими стенами у Змеиного камня на царский пир. Преждевременная радость Адонии заставила сторонников Соломона активизировать свои действия.
Царем был провозглашен Соломон. В первый раз он пощадил Адонию, что в те времена было достаточно значимым поступком, со словами: “Если он будет человеком честным, ни один его волос не упадет на землю; если же найдется в нем лукавство, то умрет”.
Женитьба на Ависаге Сунамитянке означала бы, по понятиям того времени, действие, которое можно было обозначить, как “овладение гаремом”, поскольку Ависага принадлежала к гарему Давида.
Адонии удается убедить неискушенную в политических интригах Вирсавию, но Соломон сразу почувствовал таящуюся угрозу. По существу, действия Адонии можно было расценить, как заговор и посягательство на верховную власть в государстве.
Перед Соломоном в этой острой управленческой ситуации были, по меньшей мере, три альтернативных варианта решения:

  • Пойти навстречу просьбе Вирсавии и согласиться на женитьбу Адонии.
  • Лишить Адонию жизни, навсегда устранив опасного соперника и претендента на царскую власть.
  • Оставить все, как есть. То есть не согласиться на женитьбу Адонии, но и не трогать Адонию.

Реакция Соломона была мгновенной. Он сразу оценил имевшиеся альтернативные варианты решения и выбрал именно то из них, которое соответствовало духу времени и наиболее надежно вело к исполнению миссии, уготованной ему, по его мнению, Богом.
Соломон понял таящуюся в предложении Адонии смертельную угрозу. Он обращается к матери со словами “проси ему также и царства” и приказал главнокомандующему армиями Ванее убить Адонию. Ведь Адония уже был однажды предупрежден. Ванея немедленно исполняет распоряжение Соломона.
Если до этого решения Соломона и можно было считать серой, бесцветной личностью, то, приняв и реализовав такое решение, он проявил себя, как руководитель государства, который вполне способен отстоять свои права в борьбе за верховную власть, который принимает и реализует собственные самостоятельные решения. И на принятые им решения уже никто не способен оказать существенного влияния.
Здесь мы видим Соломона в достаточно типичной для любого владеющего верховной властью ситуации отстаивания своего права на власть. Таких правителей и ситуаций на протяжении тысячелетий было множество.
Соломон же для нас интересен прежде всего как один из великих управленцев прошлого, который нес с собой принципиально новые идеи устройства государства и мироустройства.
Напомним, что к основным управленческим функциям принято относить принятие управленческого решения, планирование, организацию, мотивацию и контроль.
Если говорить о функции принятия управленческого решения, то необходимо отметить, что во времена Соломона предметом обсуждения становилось само право человека принимать самостоятельные решения, его право самостоятельного выбора.
Обсуждаемое нами решение Соломона было, по всей видимости, одним из первых важных решений, принятых им самостоятельно. Он идет против просьбы матери, которую расценивает как неразумную и чреватую далеко идущими последствиями. Он в какой-то степени идет и против отца – царя Давида, сыном которого был Адония.
Но, пожалуй, не менее важным является следующее. Как известно из Библии и других источников, в древнеизраильском государстве того времени сильное влияние имела вера в Бога и стремление действовать в соответствии с волей Божьей.
Формируясь как личность, Соломон первое место отводит мудрости и стремлению к обладать ею. В то же время согласно его миропониманию и миропониманию его современников обладание мудростью мог дать только Бог.
И то, что Соломон в начало своих устремлений ставит мудрость, уже является серьезным шагом в направлении реализации своего права на самостоятельный выбор жизненных установок, на самостоятельное принятие управленческих решений, на самостоятельное определение стратегической линии в управлении государством.
Если в обсужденной нами ситуации мы видели Соломона, принимающим решение, которое ставит его в один ряд со многими правителями прошлого, то сейчас мы подходим к пониманию того, что сделало его величайшим из правителей.
В те древние времена значительная роль отводилась божественному началу и его непосредственному влиянию на жизнь людей и, прежде всего на жизнь и деятельность верховных правителей. Каждый из них обращался с молитвой к Богу, вкладывая в нее самые сокровенные свои устремления и прося Бога о помощи и даровании возможности реализовать задуманное. Таков, как мы говорим сегодня, был менталитет древних.
Если взять многие свидетельства древности Древнего Египта, Вавилона, Израиля и других стран и государств, дошедшие до нашего времени,  то можно сделать вывод, что древние правители в своих молитвах обращались к Богу с просьбами прежде всего о победе над врагами, о богатстве, о долгой жизни.
Соломон же обратился к Богу с необычной по тем временам просьбой, в которой нашло отражение его понимание роли управленца, роли правителя государства. Он просил Бога прежде всего даровать ему “сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло”. Он просил Бога о мудрости правителя.
До нас эта информация дошла в виде предания о Гаваонском предсказании Соломону, согласно которому, ему были дарованы Богом право вершить суд над людьми Израиля и государственная мудрость.
Уже в этом обращении Соломона к Богу заключен лично ему принадлежащий, оригинальный подход к пониманию проблем управления государством, власть в котором он получил. Просьба о мудром правлении является в первую очередь просьбой о принятии им, выражаясь языком современной теории управления, эффективных управленческих решений.
Соломон, как мы уже говорили, понимал и превыше всего ценил мудрость, которая  “знает давно прошедшее и угадывает будущее, знает тонкости слов и разрешение загадок, предузнает знамения и чудеса и последствия лет и времен”. Только мудрость, а значит, только принятые и реализованные эффективные управленческие решения, открывают путь к достижению славы, путь к тому, чтобы быть в чести у старейших, чтобы вершить праведный суд. Соломон, воздавая должное мудрости, верно предугадывал, что благодаря ей “я достигну бессмертия и оставлю вечную память будущим после меня. Я буду управлять народами …”.
Стремление к принятию мудрых, а значит, эффективных управленческих решений стало основным для Соломона во все время его царствования.
В частности, стремление Соломона вершить справедливый суд, является по существу, выражаясь языком современного управленца, стремлением осуществлять анализ спорных ситуаций, принимать решения, от которых зависят подчас судьбы многих людей. Пример блестящего исполнения им судебных обязанностей настолько широко известен, что мы не станем напоминать его нашему читателю.
Таким образом, достаточно ясным и недвусмысленным является отношение Соломона к реализации первой управленческой функции – принятию управленческого решения и то место, которое он в своей управленческой деятельности этой функции отводит.
Четкое историческое подтверждение неожиданно находит использование Соломоном другой управленческой функции – функции планирования.
Передавая царскую властьсвоему сыну Соломону, Давид завещал ему построить Иерусалимский храм – дом Бога, в котором люди могли бы поклоняться Богу.
Однако строительство первого на земле храма Господа – очень не простое дело. Следует также учитывать, что к началу строительства Иерусалимского храма древние евреи не имели опыта строительства столь монументальных сооружений.
Поэтому для решения этой грандиозной задачи, которая была воспринята Соломоном как одна из основных его исторических миссий, потребовались все управленческое искусство Соломона, вся его мудрость как правителя и великого государственного деятеля своего времени.
Впервые мысль о строительстве храма появилась у древнеизраильского царя Давида, отца Соломона. Однако согласно Библии Бог не разрешил Давиду  самому построить храм: “Не строй дома Имени моему, потому что ты человек воинственный и проливал кровь”. Это деяние было предписано сыну Давида: “Я восставлю после тебя семя твое … Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его навеки”.
Соломон выполнил волю отца и приступил к строительству храма. Скорее всего, истоки его миролюбивой политики именно здесь, поскольку без мира на земле Израиля строительство храма было бы невозможно.
Однако вернемся к управленческим проблемам. Прежде чем приступить к любому важному делу, а тем более к делу, которое совершается впервые, необходимо свои действия спланировать. Тем более, что в строительстве такого грандиозного по тем временам сооружения должны быть задействованы десятки тысяч людей.
Оказывается, план Иерусалимского храма существовал уже у Давида.
Согласно Библии (1 ПАРАЛИПОМЕНОН 28) царь Давид передал сыну  “чертеж притвора и домов его, и кладовых его, и горниц, и внутренних покоев его, и дома для ковчега”.
Вряд ли Соломон один к одному во всех деталях придерживался плана, переданного ему отцом, поскольку все в этом впервые возводимом сооружении заранее предусмотреть было невозможно. Нельзя было предусмотреть все используемые при строительстве материалы и их качество, все богатые и искусные украшения храма, как неизвестны еще в то время были мастера, которые будут возводить и украшать храм.
Однако, одно не может вызывать сомнений – Иерусалимский храм возводился по плану.
Царь Давид не только разработал план строительства Иерусалимского храма, но и начал запасать необходимые строительные материалы. Однако помимо планирования строительства храма,  необходимо было организовать его, с чем Соломон справился блестяще.
Таким образом, мы видим, что и третья управленческая функция – организация также была использована и реализовывалась Соломоном.
Чтобы построить Иерусалимский храм, необходимо было выполнить  не только большой объем строительных работ, но и обеспечить необходимые строительные материалы, организовать работу десятков тысяч людей, изыскать немалые финансовые средства. Вся организация строительства храма легла на плечи Соломона.
Для эффективной организации работ по строительству Иерусалимского храма он  установил и укрепил дружественные деловые отношения с царем Тира Хирамом, поставлявшим для строительства храма “дерева кедровые и дерева кипарисовые” и доставлявшим их по морю к месту строительства храма в обмен на “хлеб для своего дома”.
В строительстве храма Бога участвовал народ Израиля, который Соломон обложил для этого трудовой повинностью. Привозилось и обтесывалось большое количество камней, меди, дерева. Внутри храм был выложен чистым золотом, искусно украшен. В давире, предназначенном для хранения ковчега завета Господня, были сделаны два херувима из масличного дерева высотой в 10 локтей каждый.
Но особо сложной задачей на этом этапе была организация слаженной работы огромного по тем временам числа людей. Ведь в строительстве было задействовано только семьдесят тысяч носящих тяжести и восемьдесят тысяч “каменосеков в горах”. Десять тысяч израильтян ежемесячно направлялись на работы в Ливан.
Для организации деятельности такой массы людей Соломоном было поставлено три тысячи триста начальников для надзора за теми, кто работу производил. Во главе израильтян, направлявшихся в Ливан, был поставлен Адонирам ( 3 ЦАРСТВ 6).
По всей видимости, при организации строительства храма существовала более сложная система управления, особенно в верхней части управленческой пирамиды, о которой Библия или другие известные нам, источники, прямо не говорят.
В Библии мы находим свидетельство (2 ПАРАЛИПОМЕНОН 8), что у Соломона было 250 главных приставников, управлявших народом, в том числе, по всей видимости, и строительными работами. Но, вряд ли, при ведении строительных работ Соломон имел возможность общаться с каждым из них. Вспомним о рациональных нормах управляемости. У Соломона были ближайшие помощники, число которых сравнительно невелико (3 ЦАРСТВ 4,5). Они помогали Соломону осуществлять непосредственное руководство всеми его важнейшими делами, в том числе, очевидно, и  строительством храма.
Хорошая организация позволила Соломону достаточно быстро для работ такого масштаба -  в течение 7 лет, завершить строительство Иерусалимского храма.
Что же касается управленческих функций мотивации и контроля, то немаловажным мотивирующим фактором было само участие в строительстве храма. Тирским строителям Соломон назначил хорошее по тем временам содержание, а тирскому царю Хираму за его содействие строительству выделил по его просьбе достаточно большое количество качественной сельскохозяйственной продукции, в частности много пшеницы и оливкового масла. О возможности неудовлетворительного и нерадивого выполнения работ в Библии даже и речи нет.  Тем не менее цифра три тысячи триста начальников, а по некоторым данным – три тысячи шестьсот (2 ПАРАЛИПОМЕНОН 3), для надзора за теми, кто работу производил, говорит о том, что реализация функции контроля была обеспечена достаточно.
Теперь перейдем к обсуждению стратегии управления государством Израиль, использованной Соломоном для того, чтобы можно было оценить эту – одну из наиболее важных – сторону его деятельности как управленца.
Соломон был первым, а может быть, и единственным известным истории правителем, который не вел войн на протяжении своего достаточно длительного правления, добиваясь усиления своего государства исключительно мирным путем. Именно мирные устремления стали стержнем его стратегической линии, как руководителя государства.
Одним из коренных народов, который соседствовал с древними евреями, были хананеи. В Гаваоне был заключен дружественный союз между израильтянами и хананеями, который, однако, был нарушен израильским царем Саулом, что естественно, привело к обострению отношений с гаваонитянами.
Кроме того, в Гаваоне произошло кровавое столкновение между сторонниками Саула и Давида – отца Соломона. Впоследствии Царь Давид, чтобы восстановить дружественные отношения с гаваонитянами, выдал им двоих сыновей и пятерых внуков Саула, которые были гаваонитянами повешены.
Установление мирных и добрососедских отношений с хананеями имело важное значение для реализации мирной стратегии Соломона. Однако сложившееся исторически напряжение, чреватое кровной местью, которая могла перерасти в серию войн между древними израильтянами и хананеями, требовало решительных действий, учитывающих обычаи двух народов. И Соломон такое решение  находит.
Обычно молитвы и жертвоприношения осуществлялись внутри городских стен Иерусалима. Соломон с целью укрепления мирного союза с хананеями и чтобы окончательно преодолеть стремление к мести, пошел на проведение  торжественной  процедуры жертвоприношения – сожжения принесенных в жертву животных в Гаваоне, что и воспринималось, как покаяние в грехах и умиротворение человеческих жертв.
Это было эффективное решение, поскольку только жертвоприношение по древнему мистическому смыслу могло остановить нарастающее насилие. Место, залитое человеческой кровью, оказалось залитым кровью животного. Трагическая, кровавая цепь была разорвана.
Чтобы намеченная стратегическая линия превратилась в полноценную стратегию, которую можно не только определить, но и реализовать, необходимо, помимо четко очерченных целей,  иметь отчетливое представление о ресурсах, с помощью которых может быть обеспечено достижение поставленных целей, о технологиях, которые должны быть при этом использованы, о системе управления, которая может обеспечить достижение поставленных целей.
Проанализируем данную управленческую ситуацию как пример реализации одной из долговременных стратегических целей Соломона – его стремления проводить миролюбивую политику по отношению к соседним государствам. В качестве стратегического управленческого ресурса для достижения этой цели была использована вера хананеев в ритуальные действа и традиции, ведущие к прекращению кровной мести, а в качестве стратегической управленческой технологии – процедура жертвоприношения животных, в результате которой кровь животного пролилась на месте крови человека.
К основным стратегическим целям царствования Соломона можно отнести:

  • Проведение миролюбивой политики по отношению к соседним государствам.
  • Проведение крупномасштабных строительных работ, включая строительство Иерусалимского храма, царского дворца, обустройство старых и строительство новых городов.
  • Повышение экономического уровня и укрепление военного могущества государства Израиль.
  • Создание управленческого стиля, в основе которого мудрое, или выражаясь языком современного управленца,  эффективное управление.

Реализация каждой из перечисленных долговременных стратегических целей царствования Соломона требовала для ее достижения и необходимых стратегических ресурсов, и необходимых управленческих технологий. Однако каждая из перечисленных выше стратегических целей могла быть реализована только при наличии эффективной системы управления.  Организацию системы управления государством Израиль во времена правления Соломона мы обсудим ниже.
Состояние мира, а не войны, как показывает достаточно длительная история человечества, – очень хрупкое состояние. История возникновения, расцвета и гибели государств и империй – это, за редким исключением, история непрерывных войн или подготовки к ним. Лишь появление ядерного и других современных видов вооружения, способных уничтожить все человечество, последствия применения которых до конца непредсказуемы, сделало нас более осторожными.
Поэтому выбор стратегии создания мирного государства сам по себе уникален. Еще более сложна реализация этой необычной цели. А ведь согласно Библии Соломон царствовал 40 лет и при этом не воевал.
Одну из использованных Соломоном управленческих технологий обеспечения мира с сопредельными государствами мы уже обсудили.  В следующей управленческой ситуации мы рассмотрим еще одну нетрадиционную технологию обеспечения мира с сопредельными государствами, которую впервые использовал Соломон. Эту технологию впоследствии применяли и другие правители. В более близкие к нам времена к этой технологии с успехом обращался, скажем, царствующий дом Габсбургов.
Одним из наиболее мощных государств – соседей древнего Израиля оставался Египет. Во времена царствования Соломона Египет был ослаблен внутренними раздорами, но мощи его было достаточно для ведения успешных военных действий против соседей. Известно, что современник Соломона египетский фараон Сиамон вполне успешно воевал с филистимлянами, захватил и сжег древний хананейский город Газер.
Как уже говорилось, мир в те времена пребывал в состоянии достаточно неустойчивого равновесия. Государство, силы которого начинали превосходить силы и возможности соседа, стремилось закрепить свое преимущество военными завоеваниями. Однако существовал один из немногих способов сделать мирные отношения двух государств более устойчивыми – это брак царственных особ.
В традициях древнего Египта не было обычая выдавать дочерей фараона замуж за иноземцев. Фараон Аменофис (1417 – 1377 г.г. до н.э.) говорил: “С давних времен царских дочерей Египта не отдавали никому”.
Соломон стал, пожалуй, первым исключением из этого правила и женился на дочери фараона. Согласно Библии он ввел ее в дом Давида, а позднее – в построенный им после возведения Иерусалимского храма собственный дом.
Разрушенный хананейский город Газер фараон подарил своему зятю, по всей видимости, в качестве приданного. Впоследствии Газер был отстроен Соломоном заново.
Согласно Библии, у Соломона было 700 официальных жен и 300 наложниц. Эта, пусть даже несколько преувеличенная, цифра, по всей видимости, объясняется не только любвеобилием Соломона, но и проводимой им миролюбивой политикой по отношению к соседним государствам.
Так, если его отец Давид воевал с такими странами, как Моав, Аммон, Эдам, то Соломон женился на принцессах из этих стран.
Воистину, как сказал великий шотландский поэт Роберт Бернс “создать приятней одного, чем истребить десяток”.
Однако это далеко не единственный дипломатический прием, который использовал Соломон для того, чтобы мир воцарился на земле Израиля, во время которого он смог бы выполнить завет своего отца и обещание Давида, данное им Богу, – построить храм. Ведь согласно Библии Давид не мог построить храм, потому что вел много войн. Храм можно было строить только в мирном государстве, которое не ведет военных действий.
Еще одной управленческой технологией, способствовавшей поддержанию мира, было установление деловых взаимовыгодных отношений с соседними государствами. Так, деловые и дружеские отношения Соломона, как мы уже говорили выше, устанавливались с царем Тира Хирамом, который поставлял ему на взаимовыгодных условиях строительные материалы и мастеров для строительства храма.
И, пожалуй, самое главное. Кто бы стал сохранять и поддерживать мирные отношения со слабым государством?
Поэтому, о чем неоднократно говорится в Библии, Соломон стремился обеспечить военную мощь государства и поддерживать в боеспособном состоянии армию (стратегическая цель №3). Например, сообщается, что у Соломона было сорок тысяч стойл для коней колесничих и двенадцать тысяч для конницы (3 ЦАРСТВ 5) – мощный ресурс, который по тем временам представлял внушительную военную силу.
Жизнь и деяния Соломона – Х в. до н. э. – отделены от нашего времени расстоянием в три тысячи лет и разницей в менталитете современного человека и человека, жившего во времена зарождения общемировых религий и строительства первого храма Бога.
Приведенные в Библии высказывания древних относятся к категории общечеловеческих ценностей и не потеряли своей актуальности и сегодня. В этом может убедиться каждый, кто откроет страницы Ветхого завета.
Но в то же время различие между интеллектуальным уровнем и менталитетом создателей Библии, с одной стороны, и интеллектуальным уровнем и менталитетом создателей современной культуры существует. Еще, пожалуй, сто лет назад для такого заключения не было достаточных оснований. Сегодня они есть.
Различие, о котором мы говорим, заключается прежде всего в том, что сегодня впервые в истории человечества создается систематизированная наука об управлении. В том, что сегодня эта только еще развивающаяся наука перешла от советов кому бы то ни было – сыновьям, подданным или царям, как это было во времена Соломона, и в более поздние времена, к установлению и анализу законов управления в человеческом обществе, к разработке, использованию и анализу в управленческой практике того, что мы сегодня называем управленческими технологиями – технологиями подготовки, принятия и реализации управленческих решений.
Тем не менее, основываясь на свидетельствах Библии и некоторых сохранившихся источников, а также данных новейших исследований, мы пытаемся проникнуть в те управленческие технологии, которыми пользовался Соломон для достижения целей, которые он перед собой и перед подвластным ему народом ставил.
Как уже говорилось, никакая стратегия – ни мирная, ни военная – не может быть реализована без эффективной системы управления государством. Такая система, частично унаследованная от царя Давида, была сформирована Соломоном. Однако политика, проводимая Давидом и Соломоном, существенно различалась.
Перед Соломоном стояла задача формирования системы управления государством, которая обеспечивала бы ему возможность проведения мирной, а не военной, политики. Для обеспечения реализации своих стратегических замыслов Соломону необходимо было создать эффективную систему управления Древним Израилем.
Государство Израиль было разделено на 12 уделов, которые возглавляли приставники. Каждый удел один месяц в году снабжал всем необходимым царский двор и обеспечивал государственные нужды.
Соломон сохранил бывшие еще при Давиде должности писца, дееписателя (своего рода придворного герольда), военачальника и священника, которые непосредственно подчинялись царю. Сохранена была также введенная при Давиде должность “друг царя”, который, по всей видимости, мог давать советы царю в брачных и семейных делах.
Впервые он ввел должность начальника над податями для обеспечения финансами строительных работ, начальника над домом царским, а также в отдельных уделах – должности начальников над приставниками.
Первый вывод, который можно сделать, анализируя систему управления государством Израиль при царе Соломоне, – она во многом напоминала систему управления, использованную его предшественником на царском троне – Давидом. В этом нетрудно убедиться сопоставив приводимые в Библии описания двух систем управления.
В то же время мы видим, что в число царских приставников, управлявших уделами, входили, по всей видимости, и хананеи (со второго по шестой уделы). Им были подчинены хананейские города-государства. Если судить по именам, то на высшие должности в государстве назначались также финикийцы, например, тот же Адонирам, и возможно, египтяне.
По мнению некоторых авторов, Соломону не удалось (а может быть, он к этому и не стремился) жестко объединить в одно государство Северный Израиль и Иудею. Это стало после смерти Соломона одной из предпосылок распада единого государства Израиль.
Не было жесткого слияния подвластных Соломону хананейских городов-государств с древнеизраильскими племенами. Они сохраняли автономию и подчинялись непосредственно Соломону и его приставникам. Соломон проводил не очень жесткую национальную политику и не поддержал притязаний отдельных современных ему израильских племен на владение хананейскими городами-государствами.
Возможно, система управления государством Израиль, созданная Соломоном, не лишена недостатков. Однако она оказалась достаточно эффективной, чтобы обеспечить решение основных поставленных им стратегических задач. По-видимому, эффективное использование созданной Соломоном системы управления оказалось не под силу его преемникам.
Мы уже говорили, что Соломон нас интересует прежде всего как один из наиболее известных, признанных многочисленными поколениями, начиная с его современников, величайших управленцев в истории человечества.
В Библии говорится: “И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум ….”. Господь, явившись Соломону в Гаваоне, говорит ему: “Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе”.
Одно из основных умений любого управленца – умение принимать и реализовывать принятые управленческие решения. Но в те времена, когда  жил Соломон, отважиться на самостоятельное принятие решения, было уже актом гражданского мужества.
В те времена для человека, и прежде всего для правителя Израиля из дома Давидова, очень многое определялось его отношением к Богу. Читая величайшую книгу человечества Библию, мы встречаем и такие установления, которые дал Бог людям: “Господь, Бог наш, поставил с нами завет на Хориве; не с отцами нашими поставил Господь завет сей, но с нами, которые здесь сегодня все живы”. То есть активное воздействие на сознательную деятельность человека начинается только с определенного момента, поскольку повеления, законы, заповеди были впервые даны только Моисею, который вывел евреев из плена египетского. Завет и клятвенный договор Господа распространяются и на будущие поколения людей: “Все, что я заповедую вам, старайтесь исполнять; не прибавляй к тому и не убавляй от того”.
Таким образом, речь идет в первую очередь о праве человека принимать самостоятельные решения, о праве самостоятельного выбора своего пути, которое Господь в конечном счете оставляет за человеком: “Вот я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. [Если будешь слушать заповеди Господа, Бога твоего,]  которые я заповедую тебе сегодня – любить Господа, Бога твоего, ходить по [всем] путям Его и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его; то будешь жить и размножишься … “.
Явившись к Соломону во сне в Гаваоне, и обращаясь к нему, Господь также говорит: “Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои; и если будешь ходить путем Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу и дни твои”.
То есть установки Господа людям были достаточно жесткими.
Тем не менее, как мы видим из анализа управленческой деятельности Соломона, он сохранил за собой право принятия решения в сложных управленческих ситуациях, право выбора, который вместо него не сможет сделать никто.
Так уж устроена жизнь человеческая, что решения, касающиеся его собственной судьбы, человек должен принимать сам. От того, насколько они успешны и эффективны, зависит жизнь его и его близких.
Если речь идет об управленце, о человеке, от которого зависят судьбы многих людей, то цена принятого решения возрастает.
Когда мы говорим о Соломоне, речь идет об управленце, о самом мудром из царей, за которым судьбы его подданных, а также многих других поколений людей, через века обращавшихся к его мудрости за советом.
Поэтому цена и важность принимавшихся Соломоном управленческих решений – Соломоновых решений, а также ответственность за них возрастают многократно.
В Книге премудрости Соломона говорится о повышенной ответственности руководителя, по тем временам – прежде всего, царя, за свои дела и поступки и решения: “Строг суд над начальствующими, ибо меньший заслуживает помилования, а сильные будут сильно истязаны”, если они “не судили справедливо, не соблюдали закона и не поступали по воле Божьей”.
А мы от себя добавим: если они не обеспечили в тех ситуациях, с которыми пришлось столкнуться в их управленческой деятельности, принятия и реализации эффективных управленческих решений, обеспечивающих выживание и процветание тех людей, судьба которых зависит от них.
Если не ощущаешь в себе способности обеспечить успешное решение задач, которые стоят перед руководителем в тех управленческих ситуациях, с которыми, по всей видимости, придется столкнуться, то и не стоит возлагать на себя столь ответственную миссию. Если есть более способный к управлению, доверься его управленческой воле и это будет благом не только для всех, но и для тебя самого.
К сожалению, стимулом к получению рычагов управления далеко не всегда выступает стремление руководить эффективно и приносить пользу своей управленческой деятельностью. Нередко это просто стремление к власти, богатству, получению других преимуществ, наконец, забота о собственном выживании и выживании своих близких.
Чем больше дает власть, тем больше людей жаждут эту власть получить и с тем большим упорством они стремятся к ее достижению.
Как сочетать столь разные мотивации стремления обладать властью? Единственное, что мы можем сказать: великое благо, когда у власти оказывается достойный ее, способный обеспечить эффективное руководство.
Как говорил Соломон: “царь разумный – благосостояние народа”.
Неэффективное управление может стать причиной многих бед и прежде всего поражения самого руководителя и тех, судьбы которых ему доверены.
Ответственность руководителя изучает  современная теория управления. Как видим, об ответственности руководителя говорил еще Соломон.

Строительство Иерусалимского храма показало, что Соломон сумел спланировать, организовать и проконтролировать качество выполнения  строительных работ большого масштаба. С полным основанием мы можем делать вывод о том, что Соломон владел и такими этапами основного управленческого цикла, как подготовка, принятие и реализация управленческого решения.
К сожалению, у нас нет достаточно полной информации о том, как часто приходилось Соломону корректировать решения, и насколько эффективно он это делал. Хотя история с воцарением Соломона, когда вначале он помиловал своего брата Адонию,  а потом, после его далеко идущей просьбы дать ему в жены Ависагу Сунамитянку, он принимает решение о смерти Адонии. Так что умение корректировать в случае необходимости управленческие решения налицо.
О том, что Соломон умел блестяще анализировать и обобщать складывающиеся в жизни и управлении государством ситуации, можно убедиться, читая его дошедшие до нас книгу Притчей Соломоновых и книгу премудрости Соломона.
Но о его умении анализировать сложные управленческие ситуации мы можем судить также на основании описания его жизни и деяний.
После завершения строительства Иерусалимского храма наступил момент его открытия и освящения. Обращение Соломона к богу после завершения строительства его храма, по всей видимости, считалось особенно значимым.
Молитва, с которой Соломон обратился к Богу, – не просто молитва одного из живущих на земле людей. Это молитва царя народа Израиля, человека,  к словам которого будут с глубоким уважением прислушиваться многие поколения людей живущих и тех, которым еще предстоит жить на планете Земля.
Обращаясь к Богу (3 ЦАРСТВ 8), Соломон просит его о следующем:

  • не оставлять своей милостью народ Израиля: “услышь моление раба Твоего и народа Твоего … услышь и помилуй”;
  • вершить справедливый суд: “обвини виновного … и оправдай правого”;
  • защитить перед неприятелем в случае поражения;
  • защитить от засухи: “пошли дождь на землю Твою”;
  • спасти от голода, болезней, саранчи, неприятеля, от других бед;
  • помочь иноплеменнику, если он обратится с молитвой у храма: “чтобы все народы земли знали имя твое”;
  • поддержать в справедливой войне;
  • простить согрешивших и поэтому попавших в плен к неприятелю, если они раскаются и обратятся с молитвой.

Как видим, в молитве Соломона представлен достаточно обширный перечень проблем или, выражаясь языком современного управленца, узких мест или слабых сторон (SWOT-анализ),  для решении которых он молит о помощи Бога.
Таким образом, можно с полным основанием сделать заключение, что Соломон анализировал и классифицировал основные проблемы, возникающие перед его народом и результаты этого анализа нашли отражение в его молитве.
Мы видим его блестящее умение анализировать сложнейшие управленческие ситуации, восходящие даже к пониманию таких таинств, как основы мироздания. Анализируя и задумываясь над основами мироздания, Соломон делает великое умозаключение, что мудрость “таинница ума Божия и избирательница дел его”.
То есть вначале мудрость, мысль Божия, а затем все дела Божии, включая сотворение мира!
А человек, согласно Соломону,  создан Богом, чтобы “управлял миром …” (ПРЕМУДРОСТЬ СОЛОМОНА 9,10).
Активная деятельность Соломона по реализации его стратегических замыслов продолжалась во все время его царствования. Но особо мы хотим отметить сочетание в его управленческой деятельности умения анализировать изменения, происходящие во внешней среде и внутри государства, с умением ставить долговременные стратегические цели и обеспечивать их достижение. Именно такое умение и получило, начиная с 60-70-х годов ХХ века, название «стратегического управление».
Обеспечив мирное существование государства, Соломон получил возможность развернуть активную созидательную деятельность. За время  сорокалетнего царствования Соломон обращал свою энергию и силы на разные строительные объекты. Часть из них была получена им по наследству, как, например, храм, который он должен был построить согласно воле его отца царя Давида, но большую часть он выбирал в соответствии со  стратегией развития государства Израиль.
Оценив общую ситуацию, сложившуюся на границах в результате проведения им миролюбивой политики по отношению к соседним государствам, созданную  систему управления строительными работами, имеющиеся ресурсы для их проведения и освоенные технологии, Соломон принял стратегическое решение о продолжении крупномасштабных строительных работ.
После 7 лет упорного труда был построен Иерусалимский храм. По  завершении его понадобилось еще тринадцать лет на строительство дворца Соломона. Однако строительные работы на этом не прекратились.
Как только завершилось строительство царского дворца, актуальным стало обустройство старых городов, например переданного ему фараоном в качестве приданого дочери разрушенного в результате военных действий Газара, и строительство новых.
Это укрепляло мощь и славу государства. Соломон начал возводить  или обустраивать многие города, полученные им в наследство или приобретенные мирным путем. В частности, он построил Фадмор в пустыне и “все города для запасов, которые обосновал в Емафе”, Он “обстроил” города Вефорон верхний и Вефорон нижний, Ваалаф и т.д.
Для увеличения военной мощи государства он специально построил города для колесниц и города для конницы, а также провел много других строительных работ в разных  городах страны, в частности, в Иерусалиме.
Соединив стратегию мирного развития государства со стратегией проведения в нем крупномасштабных строительных работ, Соломон трудами своими, своим эффективным управлением превратил древний Израиль в одно из самых могущественных государств Ближнего Востока того времени.
Ранее мы говорили о том, что Соломон был великим управленцем и умел принимать эффективные решения в сложных управленческих ситуациях, оставаясь в рамках данных Богом  заветов, законов, заповедей.
Теперь мы должны сказать и о том, что величие замыслов Соломона, как великого управленца, к концу его жизни пришло в противоречие с достаточно жесткими установками, которые были даны древним евреям еще со времен Моисея.
Соломон предпочел реализацию своих стратегических целей строгому следованию традициям своего народа.
Как мы уже говорили, одной из его основных стратегических линий было установление и сохранение мира на земле Израиля, чему, не в последнюю очередь, способствовала проводимая им матримониальная политика.
В те времена в древнем Израиле, по-видимому, еще не было жесткого запрета царям связывать себя брачными узами с иноземными принцессами, придерживавшимися другого вероисповедания. За каждой женой Соломона, рожденной в другой стране, а их среди 700 официальных жен было, очевидно, немало, стояли свои традиции и обычаи, своя вера, в которой они были воспитаны. С этими  странами поддерживались дипломатические связи, устанавливались дружественные отношения.
Терпимое отношение Соломона к вероисповеданию своих жен начало вступать в противоречие со складывавшимися религиозными традициями современного ему древнеизраильского государства.
Как сообщает Библия, среди жен Соломона были дочь египетского фараона, моавитянки, аммонитянки, идумеянки, сидонянки, хеттеянки. Это вполне соответствовало мирной стратегической линии Соломона. Но даже эти заключенные им браки не вполне согласовывались с религиозными традициями Израиля, с заветами и уставами Божьими. Его жены принадлежали и к тем народам, о которых Господь говорил: “Не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы вы не склонили сердца вашего к своим богам”.
С одной стороны, следуя своим жизнелюбивым убеждениям и уважая чувства своих жен, к которым он “прилепился сердцем”, а с другой стороны, стремясь к поддержанию дружественных отношений с государствами, из которых его жены происходили, он создал для них благоприятные условия в своей стране.
Чтобы они могли исполнять религиозные обряды в соответствии с требованиями и обычаями своей веры, Соломоном были построены, в частности, капище моавитскому богу Хамосу, аммонитскому богу Молоху. “Так сделал он для всех своих чужестранных жен, которые кадили и приносили жертвы своим богам”.
Но Соломон оказался не только веротерпимым мужем для своих многочисленных жен. Как сообщает Библия, в “старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу … ” (3 ЦАРСТВ 11). Эти деяния Соломона, согласно Библии, вызвали гнев Божий и в наказание за его частичное вероотступничество сын Соломона Ровоам, унаследовавший престол, был лишен власти над значительной частью Израиля.
По всей видимости, Ровоам не сумел сохранить единство государства Израиль, прежде всего потому, что ему не хватило государственной мудрости отца, его умения эффективно осуществлять управление государством.
Таким образом, управленческая деятельность Соломона и его жизнелюбивые взгляды пришли в противоречие с религиозными традициями государства.
Если бы он действовал в соответствии с требованиями религии отцов, он вряд ли смог бы реализовать свою стратегию мира для государства, а значит,  и произвести в полном объеме строительные работы, в том числе завершить строительство Иерусалимского храма. Вряд ли он смог бы в такой степени укрепить могущество государства Израиль.
Теперь об умении Соломона работать с информацией.
Ведь от управленца, а тем более от правителя государства во многом зависит, какая информация будет распространяться о его управлении, какая о нем пойдет молва, останется и надолго ли сохранится память  о его деяниях у будущих поколений. Здесь мы можем судить по результатам, а это самая надежная оценка.
Слава о мудрости, богатстве и деяниях Соломона прокатилась не только по близлежащим государствам Ближнего Востока, но и дошла до  отдаленных стран тогдашнего мира.
В те далекие времена еще не был придуман пиар и информация о делах Соломоновых, его притчи, премудрости и песни расходились далеко за пределами Израиля благодаря свидетельствам очевидцев.
Одним из свидетельств известности и популярности Соломона среди его современников стало приводимое в Библии описание приезда к нему царицы Савской, общения с ней, бесед с ней.
Славу о делах и мудрости Соломоновой разносили по всей земле купцы, которые вели торговлю в странах Ближнего Востока и за его пределами. Распространению известности Соломона способствовали также дипломатические контакты со многими странами современного ему мира. Но всемирно известным для всех времен и народов он смог стать благодаря страницам Ветхого завета, которые украсили его притчи, премудрости и песни, описание его деяний.
Много сохранившихся в истории человечества дел за свое долгое царствование совершил Соломон, как один из величайших управленцев.
Но, пожалуй, одна из самых главных его заслуг состоит в том, что он не нес зла людям, что дела его были добрыми, сердце – милосердным, суд – справедливым, а правление – мудрым, или, на языке современных управленцев, – эффективным.
Управленческие технологии, которые использовал Соломон при управлении государством, вошли в сокровищницу человеческой культуры. Они оказали благотворное влияние на управленческую практику  последующих поколений. Прежде всего, поэтому Соломон получил свой великий титул – царь царей.
Однако созданное трудами Соломона государство не оказалось устойчивым. Уже его сын Ровоам потерял власть над большинством уделов и племен Израилевых. Видимо политика Соломона не заложила цементирующего начала в  устройство созданного им государства. Возможно, слишком нестабильной была внешняя среда – с течением времени под натиском соседних или пришедших издалека народов и племен возникали и рушились государства, а может быть, недостаточно прочным оказалось единство избранного Богом народа.
По всей видимости, для сохранения и укрепления государства, которому так много сил и энергии отдал Соломон, нужны были государственная мудрость и управленческий талант Соломона, которого не оказалось у его  преемников.
Однако дела и слава Соломона, творения его пережили не только его современников и преемников, а также все последовавшие затем падения и взлеты государства Израиль. Они пережили возникновение и гибель империй, зарождение и гибель цивилизаций на планете Земля. И через три тысячи лет дошли до нас.
Те, кто читал еще всего 100 лет назад  о делах и жизни  Соломона, о его великих мыслях, часть которых современна и актуальна и сегодня, с полным основанием могли склонить голову перед этим великим управленцем, мыслителем и поэтом. Они могли это сделать, потому что ход мыслей Соломона, мудрость, заключенная в его словах, технология выработки, принятия и реализации управленческих решений и много лет спустя вполне соответствовали тогдашнему уровню мысли и управленческих технологий, а во многом и превосходили.
Сегодня, благодаря великим техническим и научным достижениям ХХ  в., благодаря созданию современной теории управления мы впервые можем сказать, что продвинулись дальше, знаем больше, больше подвластно  нашей
воле, располагаем более эффективными технологиями управления государством.
Однако  вряд ли кто и сегодня возьмет на себя смелость сказать, что мы стали намного мудрее Соломона, жившего задолго  до нас

Так что и сегодня с полным основанием мы можем склонить голову перед этим великим управленцем и человеком.