15 февраля 2012 г. состоится заседание Координационного совета Объединенной рабочей группы по инновациям (ОРГИ)

Тема заседания: «»Формирование инновационной цепочки: от идеи до реализации. Концепции работы секций ОРГИ».

 

Опубликована стенограмма совместного заседания Объединенной Рабочей группы по инновациям 26 января 2012 г.

Совместное заседание

Рабочей группы по инновациям

Комиссии по экономической политике и предпринимательству Мосгордумы и Консультационно-методического совета (КМС) по управлению мегаполисом МГРО партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

и

Комиссии по инновациям и взаимодействию с научным сообществом Центрального совета сторонников ВПП «Единая Россия»

 

Модераторы заседания: А.И. Ермошкин, Б.Г. Литвак

 

Литвак. Наша цель — реализация системного подхода к инновациям, вся цепочка от генерирования идей до сбыта и послепродажного обслуживания. Секции нашей Рабочей Группы (РГ) по инновациям  этому должны соответствовать.

Недостаточно заседать, нужны реальные дела и результаты, для этого и объединяемся.

В рамках работы Консультационной методического совета (КМС) по управлению мегаполисом МГРО «Единая Россия» и Комиссии по экономической политике и предпринимательству Мосгордумы (МГД) проведены три заседания,  посвященные созданию РГ. В качестве первого результата можно отметить, что со стороны правительства Москвы (А.Шаронов) принципиально поддержано создание Московской школы инновации (МШИ) в координации с Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства (ДНПП).

Руководители секций РГ сделают сообщения по направлениям своей работы.

 

Поздеев. Создание МШИ инициировано московским отделением «Единой России», его партийной школой, соответствует требованиям настоящего политического цикла, наполнению  практическими делами указаний В.Путина. Этот проект поддержан руководством ведущих вузов.

 

Алферов. Считаем, что важнейшей задачей, которую должна решать секция инновационных проектов — переход к конкретным задачам. Мы получили ряд предложений от членов секции, на них уже есть отклики. Одно из актуальных направлений — анализ и экспертиза проектов, и в этой связи  — создание эффективной системы отбора экспертов, а также алгоритмов финансирования проектов.

 

Воротников. Особое  внимание — стимулирование спроса на отечественные инновации. В частности в такой актуальной области как энергосбережение. И стоило бы создать городской портал по инновациям.

 

Токарев. В Москве несколько лет проводится конкурс по энергосбережению.

 

Лаптев. Есть много инновационных порталов, в том числе государоственный, но результатов они почему-то особых не приносят.

 

Горбунов. Мы сейчас определяемся с содержанием работы секции по коммерциализации. Пока больше вопросов без ответов. Очевидно, надо увязывать эту работу в контексте нашего взаимодействия см КМС и МГД в части развития Москвы как мегаполиса. Наверное, в этой связи важно отбирать наиболее важные для города проекты. Кроме энергоэффективности это то, что связано с человеком вообще (здоровье, образование, жизнеобеспечение, качество жизни в целом). Это надо осмыслить как следует. И следует работать не только с Москвой, но с Московской областью, если мы говорим о мегаполисе.

И кроме научно-технических результатов, помимо новых контактов, продвижений проектов нам нужны общественно-значимые результаты.

 

Козлов. Путин поставил задачу обеспечить появление 25 млн. высокотехнологичных рабочих мест в стране. Для современной экономики такие места типичны для малых предприятий. И необходима координация, интеграция  работы по их созданию, хотя бы в рамках Москвы.

 

Усков. Есть много программ и организаций по поддержке инноваторов. Вопрос — чем РГ будет от них отличаться, чтобы не плодить излишние сущности.

 

Риттер. Главная задача в этой связи — переход от научно — технологического инновационного цикла к Большому инновационному циклу, который включает в себя создание особой информационной среды, удовольствие людей от работы и жизни, их мотивацию к инновационной деятельности. Мы в общем знаем, как произвести инновацию, но не очень представляем как включить в инновационный процесс население, власть, крупную промышленность… В результате инновационного развития мы должны получать общественно-политический продукт.

 

Паламарчук. В Московской области образовалась действующая инновационная линейка для  продвижения инноваторов. Но многие из них не знают куда и как обращаться.

Научно-технические инновации сейчас необходимо дополнять разработкой и внедрением инноваций в социальной среде и управленческими.

О МШИ. Находим взаимопонимание с руководством РосНОУ, готовы идти в этом направлении вместе, в Ступинском районе МО.

 

Жильцов. Необходимо подчеркнуть особую роль Экспертной лиги управляющих в работе КМС по управлению мегаполисом МГРО «Единой России». Она обладает важным для нашей работами компетенциями.

Необходимо подготовить для Москвы набор требующихся управленческих решений, обратиться к лицам, принимающим решения в Москве, создать рабочие группы, предложить системный алгоритм использования городским властями имеющихся экспертных ресурсов.

Наша специфика — именно управленческие решения. Различных других в наличии много, а качественных управленческих, как мы видим, очень не хватает на практике. Мы должны и можем предложить городу «пакетные», в достаточной мере готовые управленческие решения и технологии: условно говоря, показать куда и как их «втыкать» («как флешку») и что это даст городу.

 

Поздняков. Основной вопрос — выделены ли бюджетные средства на инновационную инфраструктуру и как они используются. Нужна дорожная карта именно по порядку их использования, по коммерциализации инновационных разработок.

 

Жильцов. Бюджеты есть. И на самых разных уровнях, от муниципалитетов до регионов, задача —  подключиться к процессу оптимизации их использования.

 

Столяров. Услышал сегодня несколько раз мысль о необходимости объединения. Это не совсем правильно. Объединение не должно исключать конкуренцию. В том числе в деле поддержки и развития инноваций.  Скорее, такой конкуренции не хватает.

Мы, Московский фонд подготовки кадров, учим тех, кто продвигает идеи в направлении коммерческой реализации, опыт такой есть. И Московское правительство деньги на такую работу выделяет. Нам надо плотнее контактировать.

 

Стрелков. Разработаны и успешно используются системы продвижения инновационных продуктов. Столичная академия малого бизнеса готова их предложить и активно включиться в работу секции инновационного образования.

 

Ермошкин. В системе института сторонников партии «Единая Россия» в регионах возникли местные комиссии по инновациям. Будем это направление работы усиливать. Это же относится и к более общей теме — состоянию и развитию партийного проекта Единой России «Национальная инновационная система».

Для нас очень важным является возникновение в результате инновационной деятельности политического продукта, значимого для населения. Иногда делается фактически, объективно, очень много положительного, но оно не воспринимается так ни населением, ни руководством — потому что они не включены в инновационный процесс, являются сторонними наблюдателями или вообще о нем не знают.

Другая причина — недостаточно высокий уровень готовности к эффективной работе у местных чиновников. Руководство «Единой России» еженедельно меняет  на местах ту их часть,  которая просто не справляется со своей работой.

Разработанные программы, в том числе связанные с созданием технопарков, например, объективно вроде неплохие, но результата практического иногда почти нет — выполнение этих программ не обеспечивает удовлетворенность инноваторов и населения в целом. А  такая удовлетворенность — это  тот продукт, который мы должны получить от нашей с вами деятельности, продукт, который интересен и политикам. Его наличие обеспечит их заинтересованность в нашей работе.

 

Баранов. В настоящее время мы разрабатываем планы деятельности секции консалтингового обеспечения инноваций.

Для инновационного развития велика роль учебных заведений. Сейчас мы наблюдаем снижение уровня профессионализма в самых разных сферах. Эту тенденцию следует менять. Без этого в новых условиях, особенно в условиях включения в ВТО, мы не сможем обеспечить достойны уровень жизни в стране.

Одно из ключевых направлений — подготовка новой, высококвалифицированной. В том числе инновационной , элиты. Мы этим занимаемся в МИФИ, МФТИ.

Должны обеспечить Москве лидирующие позиции в инновационном измерении не только в России, но и в мире.

Консалтинг помогает решить такую актуальную задачу как обеспечение успешных контактов, деловых коммуникаций. Инноваторы — инноваторы. Менеджеры — чиновники и т.д.

Ключевое направление для консалтинга —  обеспечение реализации кластерного подхода.

 

Зернов. От темы выборов не уйти. Но она связана непосредственно с  темой нашей сегодняшней встречи. Как мы можем увлекать молодежь, если она видит, как неэффективно тратятся средства в стране. У нас зачастую преобладает идея получения средств и их расходования над идеей создания нового и конкурентного за счет этих средств. Очень видна разница на встречах с соотечественниками, работающим за рубежом. Они говорят о результатах. Наши преимущественно о выделенных ресурсах.

До сих пор негосударственные вузы- о факту более результативные дискриминируются Министерством образования и науки. А в этих вузах — треть московского студенчества.  Ее буквально выталкивают с позиций конструктивно настроенного электората.

 

Минаев. Участники сегодняшнего заседания вместе могли бы написать энциклопедию инноваций в России. Но вот рядом со мной сидит Норкин Кемер Борисович. Он написал интереснейшую книгу базового содержания— почему не идут инновации у нас в стране.

Нам это надо осмыслить. Изменить, наверное, общий формат нашей деятельности. Сделать то, что уже упоминалось — сосредоточиться первоначально на выработке новой концепции инноваций в России.

 

Бычков. Работу нашей РГ по инновациям, по-моему, следует начать со стратегии ее деятельности, а затем переходить к соответствующему содержанию работы секций.

Нам нужны системные механизмы взаимодействия, оперативные контакты друг с другом, механизмы коммуникаций.

В частности для сосредоточения на таких темах как создание Центра инновационного развития Москвы, Московской школы инноваций.

Я давно уже действую в интернет -пространстве, там очень много информационных сетевых  ресурсов для инноваторов. Быть может, их стоит интегрировать некоторым образом, или дать о них информацию в целом.

Вместе с тем — идей много, а бизнес-планов, хотя бы в первом приближении, мало.

Относительно РГ: нам нужна своя бизнес-модель, которая отвечала бы для начала на два вопроса — кому наша работа нужна и какие ресурсы для нее есть. И это притом что даже не о деньгах речь идет. Деньги-то свободные есть.

 

Тихомиров. Мы недостаточно обучаем предпринимателей, в технологически высокоразвитых странах ежегодно повышают квалификацию в разы большее их относительное количество. И помочь нам в этом деле может только интенсивное развитие дистанционного обучения  на современной технической основе. Но поддержки в МОН мы не находим. Например, у нас есть очень действенная программа обучения иностранным языкам. Но мы дистанционно готовим  по ней больше зарубежных студентов, чем российских.

Можно с сожалением констатировать, что в области государственной политики в области образования мы сейчас отстаем уже и от Казахстана, и от Белоруссии.

 

Ганюшкин. Приведу конкретный пример значимости и потенциала малых инновационных предприятий для экономики страны. У одного из региональных правительств «упал» портал. Они обратились за помощью к крупному интегратору, тот потребовал за работу 10 млн. рублей. Заказчики такую сумму найти быстро не могли, обратились к нам. Силами шести программистов за три дня и за 100 тыс. рублей мы все сделали.

Малые предприятия заслуживают большего внимания.

 

Севостьянов. Парламентский центр по наукоемким технологиям объединяет более 300 высококвалифицированных экспертов в различных направлениях. Мы готовы объединить свои возможности с РГ по инновациям, и не только в области законотворчества.

Считаю полезным и правильным сосредоточиться на проблемах Москвы в области инноваций. Поддержка в Мосгордуме есть. Но бросается в глаза отсутствие сегодня представителей исполнительной власти, московского правительства, Департамента НПП. Взаимодействие с ними обязательно. Так же как и с Московским комитетом по науке и технологиям. У них, в частности, есть очень хорошие разработки по коммерциализации интеллектуальной собственности Москвы.

В Москве есть закон о развитии инновационной деятельности, но какова его результативность? Вы сами знаете. Мало принять законы, надо их эффективно исполнять.

В этой связи считаю одной из основных задач секции РГ по законодательству разработку рекомендаций для организаций исполнительной и законодательной властей Москвы по совершенствованию московского законодательства.

 

Литвак. Поясню — на предыдущих трех заседаниях РГ представители московского правительства были. Сегодняшнее мы посчитали внутренним, с преобладанием вопросов самоорганизации. Но взаимодействие с исполнительной властью — конечно, одно из основных направлений нашей деятельности.

 

Ермошкин. К этому же вопросу — почему сегодня нет представителей исполнительной власти. Мы обсуждаем вопросы нашего видения образа будущего. Не как оно есть, а каким оно должно быть.

Сейчас мы видим кардинальные изменения. В. Путин, например, предложил не людей подстраивать под экономику, а экономику под людей.

Надо сначала описать — какие нормы действуют сейчас, какие и как надо менять. Тем самым мы помогаем высшему политическому руководству решать стоящие перед ним задачи.

Пример. Вы все знаете Ирину Александровну Винер, нашего всемирно известного тренера по художественной гимнастике. Несмотря на свою известность и авторитет она не смогла внедрить свой проект по физическому образованию школьников до тех пор, пока к этой работе не подключился институт сторонников Единой России с нашими методологическими, общественно-политическими подходами.

 

Норкин. Нет стран богатых, нет стран бедных. Есть хорошо управляемые и плохо управляемые. Наша — плохо.

Мы часто говорим: правительство должно то-то…  И оно часто это делает, и деньги выделяет. Но результаты слабые.

Надо по=другому взглянуть: невозможно заставить использовать инновации, если они не нужны. В Москве до последнего кризиса доходность от девелоперской деятельности превышала 600%. Найдем ли отечественную инновацию, настолько же выгодную? Или, скажем,  в кризис посредники, продающие нефть, обратились к правительству с просьбой компенсировать 40 млрд. долларов недополученного дохода — то есть у посредников, перепродающих нефть доходы таких порядков. Зачем им инновации.

У нас нет ответственности за деньги, полученные на инновационное развитие.

Путь решения проблемы — обоснованная, взвешенная децентрализация экономики.

И нахождение условий, при которых инновации становятся нужны.

 

Бычков. Сторонники, партия должны выстраивать контролируемые системы — альянсы производителей и покупателей для исключения или минимизации коррупции и подобных явлений.

 

Норкин. И к этому же: один из вариантов — не брать налог с прибыли вообще, только с земли и используемых ресурсов.

 

Чукина. Основной мой вопрос: кто заказчик на деятельность РГ по инновациям. Если стороннего заказчика сейчас нет, то надо об этом сказать. Это тоже допустимый вполне вариант. Тогда надо сформулировать самозаказ для дальнейшего движения.

 

Литвак. Мы не ориентировались на одного определенного заказчика. Но  выходим с практическими инициативами на московское отделение партии «Единая Россия» и московское правительство.

 

Чукина. Как консалтинговое сообщество мы можем содействовать реализации такой траектории, используя мягкие социальные технологии.

 

Литвак. Процесс некоторый идет. В двух направления — от секций РГ и навстречу секциям, с  предложениями, основанными на общем видении проблемы.

 

Ермошкин. Определив  образ будущего и необходимое изменение норм, в соответствие с возникающим ракурсом видения будущего, особенностей формирующейся дорожной карты -   мы можем и будем выходить на разных заказчиков.

И можно сказать, что Большой инновационный цикл — это наш, института сторонников Единой России, со-заказ.

По поводу переноса зарубежного опыта. Точный перенос невозможен. Необходимо учитывать особенности нашего менталитета. Копировать нельзя без учёта общественно-политических отношений. Нужна новая, инновационная идеология и ее трансляция.

Инновационная тематика одна из самых сложных. Это и наука, и предпринимательство, и политика.

Если говорить о собственно Рабочей группы, то придется найти формы работы, которые давали бы возможность секциям работать компактно, достаточно автономно, но и консолидироваться при этом.

Мы, институт сторонников, готовы содействовать работе группы в социальных сетях, готовы предоставлять место для работы секций и группы в целом. В том числе на больших площадях.

Готовы продвигать работу в общественно-политическом пространстве, при понимании того, что профессиональные линии (инфраструктурные, СМИ…) прорабатываются секциями группы.

Если идея развития проекта НИС в Москве принимается, то готовы также ей заниматься на нашей площадке.

 

Минин. Мы занимаемся общественно-политическим развитием, предлагаю создать соответствующую секцию в составе Рабочей группы.

В качестве проблемы мы видим методику и процедуру отбора или оценки инновационных проектов.

Считаем важным использовать такой оценочный показатель как ВСП (валовый социальный продукт). Если его внедрить, то и инновации могут оказаться намного более востребованными.

Нам также кажется актуальней тема безгрантового развития — когда финансово поддерживаются уже реализованный проекты, которые принесли фактическую пользу обществу.

Относительно инновационного образования — важно не только научить внедрять инновации, но и рождать идеи (причем со школьной скамьи).

 

Макаренко. Это направление можно уточнить и развить, говоря о методах оценки не  экономической, а о социально- экономической эффективности хозяйственной деятельности. Это важно для принятия здоровых управленческих решений, обеспечивающих заинтересованность в отечественных инновациях.

 

Ермошкин. Да, это так. Нередко мы работаем в качестве толмачей, переводчиков. Инноваторы удивляются-возмущаются: мы всем показали нашу замечательную разработку, а никто не заинтересовался. Приходится объяснять, что кроме экономических показателей чрезвычайно важно, более важно решение общественно-политических задач. И если они решаются и это можно показать, то и губернатор, и другой руководитель это хорошо понимает  и начинает относиться заинтересованно.

 

Усков. Мы как предприятие участвуем в большом количестве коммуникационных действий, в том числе международных, можем Группу к ним привлекать.

С другой стороны мы заинтересованы в том, чтобы благодаря Группе у нас появился еще один информационный канал для трансляции сведений о себе.

Не первый раз говорю, что считаю приоритетом не поддержку сомнительных зачастую стартапов, а поддержку действующих инновационных предприятий.

Принципиально важный вопрос — выстраивание системы формирования заказа к инноваторам со стороны Москвы. Городская власть нередко просто не знает, что ей могут предложить инновационные предприятия.

И одно из главных замечаний — первоочередными инновациями должны быть инновации в деле поддержки и развития технологических инноваций. Использование привычных, известных решений в этой области показало свою «эффективность».

В этой связи пока только два предложения:

-провести конкурс на инфраструктуру инновационного развития

- и создать виртуальный технопарк (оборудование, сервис — службы и т.п. совершенно не обязательно размещать под одной крышей).

 

Редько. Есть предложение развить в составе РГ направление (секцию, подсекцию) по малой энергетике. Есть большое количество наработок и специалистов, заинтересованных в консолидации и усилении своей деятельности в этом направлении.

 

Костюковский. Большая сложность в работе инновационного предприятия — условия аренды. Мы монтируем оборудование, делаем ремонты, и все это без каких-либо гарантий, что тебя не выгонят через короткое время.

Считаю большим недостатком отсутствие в России Реестра разработчиков инновационной продукции.

Возникает много вопросов с квалификацией экспертов, привлекаемых к оценке инновационных проектов.

И инноваторам не нужны, в общем, какие-то специальные деньги, им нужны заказы. Наше государственные и местные власти должны определиться в приоритетах: хотим ли мы развивать свою инновационную экономику или будем продолжать развивать зарубежную.

 

Чухланцев.  Мне кажется, мы забыли, что собирались встретиться в Мосгордуме. Очевидно, мы должны четче сформулировать нашу цель: возрождение московской высокотехнологичной экономики, обеспечивающей конкурентоспособность в условиях вступления в ВТО.

 

Лаптев. В Москве нет издания, посвященного московским инновациям.

И вопрос с подготовкой кадров. Действует качественная президентская программа подготовки управленческих кадров. Но ее выпускники нередко не используются целенаправленно, средства, выделяемые федеральным бюджетом и городом, оказываются не использованными с максимальной отдачей.

 

Пащенко. Замечание общего характера: инновации — это примета постиндустриального общества. Которого у нас сейчас нет.

И конкретный пример. Даже в технопарках, поддерживаемых московским правительством, и даже для предприятий с отличной инновационной репутацией, не предоставляется практически никаких льготных условий по аренде.

 

Шишлова. Знаю, что Единая Россия многое делает для инноваторов, но об этом почему-то никто не знает, нет соответствующего информационного потока.

 

Литвак. Действительно, наверное, нужна пресс-служба. Готовьте предложения.

 

Поздеев. Сейчас время, когда надо многое менять всем. Напомню, вы собрались этой группой по инициативе московского отделения «Единой России». Главное — создать управляющую «голову», центр, который помогал бы инновационному развитию Москвы. Все присутствующие относятся к этой задаче очень неравнодушно, всем есть что реализовать для ее решения. А мы готовы вам помочь.