Научное и консультационно-методическое обеспечение управления мегаполисом

 Б.Г. Литвак

 Управление отдельным предприятием, государственным учреждением, регионом, страной определяет результат их деятельности, развитие экономики, баланс сил во внешнем мире, уровень жизни. Эффективность любой организации определяет уровень эффективности ее системы управления. Такой крупный мегаполис, как Москва, является крупномасштабной системой, эффективность функционирования которого в значительной степени определяет эффективность его системы управления.

Рост производительности труда и глобализация мировой экономики, возникновение и развитие большого числа организаций, развитие информационных технологий, возможностей компьютерной техники и сети Интернет, рост масштабов и роли индустрии знаний поставили перед наукой управления новые задачи. Этот вызов делает необходимым выработку научно обоснованных рекомендаций по управлению в условиях новых экономических и технологических реалий, предъявляющих новые требования, открывающих принципиально новые возможности и несущих новые угрозы, в частности, в виде кризиса, вызвавшего заметный спад мировой экономики.

Особое значение приобретает развитие мегаполиса в условиях инновационной экономики, которая все больше становится экономикой знаний и необходимым условием не только завоевания лидирующих позиций, но и сохранения динамики роста на фоне инновационного развития ведущих стран и мегаполисов мира становится стратегическое управление.

Своего решения требуют такие проблемы развития, как разработка и реализация градостроительного плана, решение транспортной проблемы в условиях резко выросшей интенсивности движения автомобильного транспорта, совершенствование работы жилищно-коммунального хозяйства с использованием новых технологий, в т.ч. технологий энергосбережения, создание в Москве международного финансового центра и др.

При управлении мегаполисом возникает много, как простых, так и сложных проблем в различных областях деятельности, требующих эффективного управленческого решения. Для их подготовки, принятия и реализации требуется профессиональное владение управленческими навыками и технологиями, а в случае необходимости решения сложных проблем – высокими управленческими технологиями. Современная управленческая практика использует технологии и рекомендации, разработанные современной наукой управления.

Состояние менеджмента, как и науки управления организацией в целом, сегодня, спустя сто лет с момента ее возникновения может быть охарактеризовано как преднаучное. Если проводить аналогии с возникновением и формированием экономической или любой другой сформировавшейся науки, то, несмотря на значительные масштабы проводимых научных исследований в области управления и обширную литературу, единая теория еще не создана. Отсутствует единая система определений, а теоретические исследования, объясняющие основные закономерности, и технологии управления, носят преимущественно авторский характер и не имеют единой описательной и доказательной базы. Не сформулированы единые законы управления, отсутствует классификация и систематизация управленческих технологий.

В то же время, не отвергая принципа уникальности управленческих ситуаций, возникающих в бизнесе, международном положении, при функционировании органов исполнительной власти и государственных учреждений, мы исходим из того, что существуют объективные закономерности, в соответствии с которыми осуществляется реальное управление. Уже сегодня могут быть сформулированы основные законы управления организациями (1). Приведем их.

  1. Закон синергетического эффекта: Объединение ресурсов, технологий, взаимодействие систем управления позволяют получать результаты, невозможные без такого объединения.
  2. Закон власти: Для того, чтобы управлять, необходимо обладать властью.
  3. Закон развития (лидерства): Каждый субъект и объект управления стремится занять лидирующие позиции, реализуя возможности и предотвращая угрозы.
  4. Закон интеллекта: Любому управленческому решению предшествует идея. При прочих равных побеждает тот, кто «передумывает».
  5. Закон магистральности (приоритетности): В первую очередь должны решаться проблемы, определяющие развитие управленческой ситуации.
  6. Закон системности управления: Управленческое решение – это система, включающая:
    • цель, которая должна быть достигнута
    • технологии достижения цели
    • ресурсы, необходимые для достижения цели
    • систему управления, организующую достижение цели.
  7.  Закон стратегичности: Эффективное управление осуществляется с учетом долгосрочной перспективы.
  8.  Закон цикличности управления: В процессе управления последовательность основных этапов принятия и реализации управленческих решений повторяется, образуя управленческий цикл.
  9. Закон обратной связи: При принятии управленческого решения необходимо учитывать результаты реализации решений, принятых ранее.
  10. Закон эстафетности: Сохранение в организации и передача от поколения к поколению управленцев подтвердивших свою эффективность ценностных установок, внутренней культуры, традиций, системы управления способствует достижению долговременных целей.

Технологии, конструкции и ресурсы, используемые при управлении, в отличие от законов управления, более мобильны и должны учитывать специфику организации. Они в значительной степени определяются характером ее деятельности и принятым стилем управления.

Самой мобильной составляющей процесса управления является управленческое решение, принимаемое в конкретной управленческой ситуации. В нем находят концентрированное выражение и владение управленцем законами управления, и управленческие технологии, которые он использует, и ресурсы, которыми располагает, и его собственное видение сложившейся ситуации, ценностные установки, стиль управления.

Поэтому наука управления – это, прежде всего, наука о законах, технологиях, конструкциях и ресурсах, используемых в процессе управления, о принципах и методах, способных обеспечить эффективное управление.

Исходя из приведенных выше законов управления, может быть определен конструктивный подход в управлении, в основе которого определение полного управленческого цикла, от получения информации до реализации и корректировки принятых управленческих решений, а при стратегическом управлении, при необходимости, до корректировки принятых стратегических решений (Рис. 1).

Представление управленческого процесса как последовательности актов принятия управленческого решения, при которых реализуются основные управленческие функции, может быть реализовано в виде графа, в вершинах которого возникшие или могущие возникнуть управленческие ситуации, требующие решения. Такой подход позволяет ввести понятие управленческой технологии (анализа, прогнозирования, разработки концепции, стратегии или плана, оценки альтернативных вариантов решений, многокритериального выбора и др.) и управленческой конструкции (цели, видения, миссии, концепции, стратегии, плана, управленческого проекта). Управленческий проект является основной составляющей конструктивного подхода в управлении и включает перечисленные выше управленческие конструкции, мониторинг хода реализации принятых планов и программ, являясь в свою очередь комплексной управленческой конструкцией.

При всем разнообразии управленческих ситуаций, принимаемых управленческих решений, используемых технологий законы управления едины. Они могут стать платформой для создания логически согласованной системы определений, моделей, управленческих конструкций и технологий, используемых в процессе управления с целью выработки рекомендаций для управленцев-практиков (1). В нашем случае, для использования при управлении мегаполисом.

При конструктивном подходе в управлении особое значение придается:

  • использованию методов научных исследований, сложившихся на ведущих направлениях развития современной науки, в т.ч. математики, системного анализа, экспертного оценивания и др.
  • анализу, оценке, классификации, систематизации и обобщению мирового управленческого опыта
  • учету специфики конкретной управленческой ситуации, в которой принимается управленческое решение и проблем, возникающих в реальной практике управления
  • организации управленческой деятельности с использованием управленческого проекта, в основе которого реализация полного управленческого цикла
  • развитию и использованию информационных технологий, поскольку информация и коммуникации являются основой процесса управления.

С целью разработки и внедрения методов и технологий конструктивного подхода в управлении были созданы в 2009 г. Экспертная лига управляющих, а в 2010 г. Консультационно-методический совет по управлению мегаполисом, задачей которых стало объединение на одной площадке теоретиков и практиков в области управления для решения проблем развития мегаполиса. Объединение усилий теоретиков и практиков способно обеспечить, с одной стороны постановку и решение проблем в теории управления действительно необходимых для совершенствования методов и технологий практического управления. А с другой стороны оно способствует внедрению и практическому использованию результатов, полученных теорией управления.

Экспертной лигой управляющих и Консультационно-методическим советом по управлению мегаполисом были проведены обсуждения актуальных проблем развития города Москвы на заседаниях, посвященных таким вопросам, как (2):

  1. Актуальные вопросы управления мегаполисом
  2. Генеральный план развития Москвы: динамика развития мегаполиса, проблемы практической реализации
  3. Развитие транспортной системы: стратегия – градостроительные решения
  4. Управление транспортной безопасностью в мегаполисе
  5. Управление здравоохранением в мегаполисе»
  6. Размещение государственного заказа в здравоохранении
  7. Управление реформированием жилищно-коммунального хозяйства в г. Москве и др.

Большое внимание было уделено развертыванию проекта «Москва – крупный международный финансовый центр», создана Объединенная рабочая группа Экспертной лиги управляющих, Консультационно-методического совета по управлению мегаполисом и Международной Гильдии Финансистов по решению этой проблемы. Создание в мегаполисе крупного международного финансового центра является одной из важнейших стратегических целей управления столицей России, будет способствовать развитию отечественного предпринимательства и финансовых институтов, созданию в Москве необходимой инфраструктуры и повышению качества жизни москвичей.

Подготовлены предложения по созданию Ситуационного центра «Москва».

Экспертная лига управляющих и Консультационно-методический совет по управлению мегаполисом совместно с Международной Гильдией Финансистов стали инициаторами деловых обсуждений и создания рабочих групп по решению актуальных вопросов развития мегаполиса. К участию в обсуждениях и созданию рабочих групп были привлечены представители Министерства финансов РФ, Комплекса экономической политики и развития города Москвы, профильных комитетов Государственной Думы и Федерального Собрания, Московской городской Думы, Сбербанка России. Среди общественно-политических организаций участие приняли также Финансово-банковский совет СНГ, Ассоциация российских банков, Торгово-промышленная палата РФ, Московская торгово-промышленная палата, Московская ассоциация приватизированных и частных предприятий, Московская конфедерация промышленников и предпринимателей, Вольное экономическое общество Москвы и др.

Каждая эпоха ставит перед мегаполисом амбициозные задачи и характеризуется крупными городскими проектами. Таким знаковым проектом в начале девяностых стало строительство храма Христа Спасителя — возвращение к духовным истокам России. В двухтысячных знаковым проектом стало развернувшееся в Москве строительство для удовлетворения потребностей формирующегося среднего класса и обеспечения потребности бизнеса в статусных офисных площадях, а населения в жилье. Сегодня таким проектом может стать превращение мегаполиса в крупнейший финансовый центр СНГ и за его пределами. Необходимо комплексное решение этой непростой задачи, как на федеральном, так и на городском уровне.

Перед мегаполисом сегодня большие задачи, решение которых требует объединения усилий ученых и управленцев-практиков. Только оно способно обеспечить инновационные решения, способные привести к успешной реализации стратегически важных проектов, способных обеспечить эффективное развитие мегаполиса.

 

Литература

Литвак Б.Г. Наука управления: теория и практика. – М.: Дело, 2011

Литвак Б.Г. Актуальные задачи развития Москвы: дискуссии и обмен мнениями. — М.: Экономика мегаполисов и регионов, №2 (38), 2011.